Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Цены на бензин бьют рекорды? Это только разминка перед осенним скачком
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Цены на бензин бьют рекорды? Это только разминка перед осенним скачком

Печать
Цены на внутреннем топливном рынке демонстрируют «чудеса эквилибристики». В первых числах июля стало известно, что биржевые цены на бензин в первой половине 2023 года выросли более чем на 50%, а конкретно стоимость бензина Аи-92 составила по итогам торгов 30 июня 57,785 тыс. руб. за тонну.
 
 
 
11 июля новостные агентства сообщили, что стоимость 92-го достигла новых рекордных величин, увеличившись до 59,551 тыс. руб. за тонну. В среду, 12 июля, все информационные ресурсы страны оповестили общественность о том, что биржевая стоимость 92-го по итогам торгов выросла до 60 017 руб. за тонну, а 95-го — соответственно до 66 395 руб., достигнув таких высот впервые в истории.
 
На этом фоне Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила девяти нефтяным компаниям письма с требованием увеличить объемы продаж топлива на бирже. В случае неисполнения ФАС грозит возбудить антимонопольные дела. Кроме того, ведомство предложило увеличить норматив продаж бензина на бирже до 13%, а дизеля — до 9,5%.
 
В свою очередь в Минэнерго отмечали, что внутренний рынок в настоящее время обеспечен бензином в достаточном объеме, а продажи на бирже растут.
 
Только стоит ли верить в то, что все эти «телодвижения» ответственных ведомств принесут какую-то пользу, и пессимистические сценарии о скором взлете стоимости бензина на заправках до запредельных для народа высот останутся несбывшимися прогнозами?
 
— Давайте все-таки начнем с того, что рост стоимости бензина и дизельного топлива на бирже не означает такое же повышение ценников на заправках в автоматическом режиме, — поделился собственным видением ситуации ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. — На биржах в основном приобретают оптом топливо независимые АЗС, а «винки» — вертикально интегрированные компании — получают его централизованно по долгосрочным контрактам с собственных нефтеперерабатывающих заводов, откуда топливо поступает напрямую этим АЗС, минуя биржи.
 
Так что от биржевых цен зависят, по большому счету, только независимые АЗС, в подобных ситуациях сталкивающиеся с выбором — либо повышать расценки для конечного потребителя, но тогда есть риск, что клиенты уедут от них на ближайшую сетевую заправку, либо действовать себе же в убыток, но такая деятельность продолжаться долго не может, иначе они закроются. По всей вероятности, на этот раз независимым АЗС придется все-таки повышать цены для конечных потребителей. Суммарно в год они, конечно, продают топлива меньше, чем «винки», зато их больше, они гораздо шире распространены.
 
«СП»: Почему вообще сложилась такая ситуация с бензином на биржах?
 
— Во-первых, сначала были ежегодные профилактические ремонты на НПЗ. Традиционно это всегда приводит к росту цен на биржах. Однако на этот раз свой отпечаток на ситуацию наложило то, что Россия стала гораздо больше экспортировать не сырую нефть, а именно топливо. Раньше мы в основном гнали за рубеж дизельное топливо и мазут, сейчас же довольно много бензина уходит на экспорт, тогда как раньше его было гораздо меньше, чем того же мазута. Если в прошлом году за январь-июнь экспортировали примерно 2,2 миллиона тонн, то за аналогичный период этого года — навскидку — на экспорт ушло примерно 3,5 миллиона тонн, в полтора с лишним раза больше. Отсюда и дефицит бензина на биржах.
 
«СП»: Куда, в какие страны мы теперь гоним свой бензин?
 
— В последние несколько недель, например, резко увеличились поставки в Казахстан, где из-за поломки НПЗ случился острый дефицит 95-го бензина. Могу предположить, что много бензина мы отправляем в Турцию наряду с мазутом, в страны Северной Африки — Ливию, Марокко, Египет, Алжир. Более предметно об этом рассуждать не могу, так как наша таможня больше не предоставляет разбивку экспорта по странам.
 
«СП»: Чего нам, простым россиянам, ждать от этой ситуации?
 
— Мне думается, проблема кроется не в самом факте сезонного подорожания топлива, оно у нас случается стабильно каждый год. Даже в ковидные времена бензин дорожал. Вопрос в другом — а не подорожает ли у нас по итогам года топливо выше уровня инфляции? Такое вполне возможно.
 
Ранее правительство обычно сдерживало рост цен для конечного потребителя на уровне инфляции. Например, в прошлом году инфляция в России составила около 12%, а стоимость бензина поднялась процентов на 10. В этом же году, по прогнозам, инфляция в стране ожидается на уровне 5,5%, тогда как топливо может подорожать куда существенней из-за целого ряда этому способствующих факторов.
 
«СП»: Из-за чего же это может произойти?
 
— Из-за того, что осенью правительство предполагает сократить выплаты нефтяным компаниям в рамках демпфирующего механизма где-то на 50%. Так что если ранее «винки» получали доплаты от государства за неповышение цен внутри страны, то теперь у них может появиться соблазн это сделать. Следовательно, осенью можно ожидать скачка цен на внутреннем рынке как на биржах, так и на всех заправках.
 
У государства, конечно, есть механизмы, позволяющие этого избежать. Но все они связаны либо с сокращением доходов бюджета (понижение налогов и акцизов), либо с увеличением бюджетных затрат (например, можно не понижать выплаты нефтяным компаниям в рамках того же демпфирующего механизма).
 
Экономические власти очевидно «заточены» сейчас на уменьшение дефицита бюджета, чтобы одновременно и больше зарабатывать, и меньше тратить. И пока экономический блок правительства, очевидно, побеждает в спорах о том, как поступать в текущей ситуации, даже если это все выльется в конечном итоге в повышение цен на бензин.
 
«СП»: Раз довольно много бензина уходит за рубеж, разве не может экспортная выручка компенсировать нашим нефтяным компаниям предстоящее уменьшение демпферных выплат и тем самым нивелировать рост цен для россиян?
 
— Если государство сократит выплаты по демпферу, получится, что компаниям будет выгоднее продавать нефть и нефтепродукты на внешних рынках, а чтобы и внутренний не потерял привлекательности, придется цены поднимать до уровня экспортных. Так что вряд ли стоить рассчитывать на то, что сами нефтяники будут по собственной инициативе сдерживать цены для россиян.
 
«СП»: Неужто российский кабинет министров не может предпринять абсолютно никаких мер, чтобы нейтрализовать влияние этого фактора на конечного потребителя? Ведь если цена на бензин поднимется еще выше, это будет значить, что цены в магазинах (в первую очередь продуктовых) достигнут просто неприличных высот. К тому же это тяжким грузом ляжет на сферу внутреннего туризма, которая и без того в стране находится далеко не в лучшей форме, и это еще мягко сказано.
 
— Российское правительство, как мы все видим, действует, как обычно, не во благо народа, — высказал свою точку зрения на ситуацию политик, член ЦК КПРФ Сергей Нациевский. — Например, если раньше для нас было довольно привычным повышение или понижение курса доллара вслед за понижением или повышением мировых нефтяных котировок, то сейчас другая ситуация. Цены на нефть в мире растут, но одновременно растет и курс доллара по отношению к рублю, потому что в силу известных причин в российском бюджете нефтяным экспортом больше не получается закрывать дыру. Очевидно, что власть пошла по пути наименьшего сопротивления — зачем работать с ситуацией, напрягаться, что-то придумывать, проще всего просто взять и отпустить валютный курс.
 
То, что вслед за этим сразу вырастут в цене импортные лекарства, комплектующие, станки и многое другое, ее, видимо, совершенно не волнует. А тут какие-то цены на бензин поднимутся, подумаешь. Не получается собирать деньги на внешнем рынке, значит, будем собирать недостающее на внутреннем, вот и вся правительственная политика.
 
Несмотря на боевые действия, декларируется жесткая конфронтация с Западом. Но тем не менее российские финансы по-прежнему туда утекают. Мы продолжаем платить долги тем странам, которые заморозили наши суверенные золотовалютные активы, выпускаем с нашим деньгами западные фирмы, позволяя им продавать свои активы на территории нашей страны, вместо того, чтобы просто их заморозить. Мне лично неизвестно, какой логикой руководствуются наверху.


Rambler's Top100