Сезонная дефляция, связанная со сбором урожая, традиционно помогает сдерживать рост цен в стране. Однако, хотя сбор овощей и фруктов идёт полным ходом, эксперты сомневаются, что на сей раз это даст большой положительный эффект по итогам года в связи с сильной девальвацией рубля, наблюдавшейся в предыдущие месяцы. Чего ждать от инфляции по итогам года, какие тенденции будут преобладать: на её ускорение, стабилизацию или спад?
Накануне стало известно, что за последний месяц в РФ снизились цены на многие овощи и фрукты, сообщили в минсельхозе. По данным ведомства, морковь потеряла в цене 4,4%, репчатый лук — 23,1%, свёкла — 6,2%, огурцы — 6,8%, ощутимее всего в цене убавили помидоры — 25,7%.
«Наблюдающееся сезонное снижение цен на овощи должно внести вклад в замедление инфляции в августе (в месячном выражении) по отношению к июлю и в пониженные значения продовольственной инфляции в сентябре. Но, похоже, это единственный позитивный фактор. В целом инфляционное давление усиливается на фоне ускорения переноса в цены существенно ослабшего с начала года курса рубля (по отношению к доллару — примерно на 35%)», — сообщила «Правде» Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».
Хотя ясно, что в установленные финансовыми властями целевые 4% по инфляции уложиться уже не получится, однако цены в целом пока растут довольно умеренно. Следует ли ждать их ускоренного роста к концу года?
«По оценкам ЦБ, каждые 10% ослабления курса рубля увеличивают инфляцию на 0,5—0,6 п.п., но это происходит не сразу, а растянуто во времени на несколько месяцев. Быстрее реагируют цены на импортируемые товары и услуги, но, поскольку во внутреннем производстве также задействованы импортные промежуточные товары, сырьё, комплектующие, рост цен постепенно распространяется практически на все товары и услуги. В первой половине августа курс рубля обновил минимумы с марта прошлого года, курс доллара превысил 100 рублей за доллар. После внеочередного резкого повышения ключевой ставки ЦБ и совещания в правительстве с экспортёрами, в ходе которого им было предложено «добровольно» увеличить объёмы продажи валюты, курс доллара откатился к 93—95 рублям, но эффект от уже случившегося ослабления ещё продолжит переноситься в цены», — отметила аналитик.
Как добавила эксперт, к тому же, когда слабеет национальная валюта, у бизнеса ускоряется рост издержек — вследствие ослабления курса рубля дорожает импорт (как готовой продукции, так и сырья, комплектующих), также опережающими темпами дорожают ГСМ (из-за ожидаемого сокращения выплат нефтяным компаниям из бюджета в рамках демпферного механизма). На днях минэнерго с минсельхозом признали дефицит топлива в ряде сельхозрегионов.
Рост цен влияет на все стороны жизни, вплоть до роста просрочек по кредитам.
Ранее стало известно, что в первом полугодии 2023 года в России резко возросло число неплательщиков по банковским кредитам. За январь — июнь их число увеличилось практически на пятую часть, на 3,3 миллиона человек — до 17,7 миллиона против 14,4 миллиона годом ранее. Об этом свидетельствуют данные Федеральной службы судебных приставов (ФССП).
«Рост числа неплательщиков по кредитам происходит из-за роста инфляции, особенно в сегменте долгосрочных товаров. Неустойчивая рыночная ситуация, ослабление рубля и рост цен на такие активы, как недвижимость, автомобили и техника, провоцируют людей к покупкам в условиях отложенного потребительского спроса с 2020 года — начала пандемии, когда многие граждане перешли к сберегательной модели поведения», — поделился своим мнением с «Правдой» Ярослав Кабаков, директор по стратегии ИК «Финам».
Спрашивается — почему власти так долго раскачивались с поддержкой национальной валюты, тянув буквально до последнего, пока рубль не зашкалил за позорную планку в 100 руб. за доллар? Как бы там ни было, но пожинать горькие плоды девальвации рубля и пренебрежительного отношения чиновников к этой проблеме россиянам придётся уже очень скоро.