Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Импортозамещение: топтание на месте
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Импортозамещение: топтание на месте

Печать

Одна из любимых политических мантр, которую не устают повторять высшие чиновники России, звучит так: «импортозамещение даёт положительные результаты». Однако, увы, обнаружить их не просто даже на уровне официальной государственной статистики (которая, как известно, всегда готова выдать желаемое за действительное). А тем более не наблюдаются реальные плоды импортозамещения в реальной жизни.


  Если вы попытаетесь найти «следы» импортозамещения в официальных отчётах Росстата, то с удивлением обнаружите, что в разделе «Показатели, характеризующие импортозамещение в России» на официальном сайте Росстата присутствуют лишь три отрасли экономики: «Производство основных видов импортозамещающих пищевых продуктов», «Сельское хозяйство», «Торговля». Причём в последней рубрике упор сделан только на импорт сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров. Никакого иного импортозамещения Росстат в принципе не замечает.

И вот что любопытно: стройные ряды цифр в отчётах официального статистического ведомства даже в вышеназванных сугубо «съедобных» отраслях никаких прорывов в последние годы не показывают. В какие-то годы идёт рост, а в какие-то — стагнация или спад. Ничего существенного не происходит. Ну разве что производство товара по гос. классификатору — «мясо подмороженное, замороженное, глубокой заморозки и размороженное и субпродукты пищевые домашней птицы» — выросло с 2010 по 2015 год (за более поздние годы Росстат в данном разделе цифр не приводит) в полтора раза, а производство товара «Филе рыбное мороженое» — в два раза. Зато товарное производство из рубрики «Мясо крупного рогатого скота парное, остывшее, охлаждённое» за тот же период снизилось с 220 тыс. тонн до 195 тыс. тонн.

Что же касается импортозамещения «несъедобной» продукции — станков, механизмов, машин, автомобилей и прочих холодильников со стиральными машинами — об этом у Росстата узнать просто так, с кондачка, не получится. Хочется верить, что причиной тому — повышенная секретность, связанная с СВО, а не полное отсутствие импортозамещения в производстве вышеупомянутых изделий.

Впрочем, при желании в интернете можно встретить и ряд бравурных отчётов о результатах импортозамещения, которые носят в основном пиаровский характер, потому что на основании таких данных невозможно сделать обобщающих выводов о ситуации в стране. Так, скажем, по данным сайта «Сделано у нас», «всего с июня 2015 года в России реализовано более 1895 проектов импортозамещения»! Много это или мало? Быть может, нужны не тысячи проектов, а десятки тысяч? На такие вопросы авторы подобных материалов ответа не дают. Их задача — пропиарить конкретные предприятия и проекты, а не проанализировать реальную ситуацию, какой она складывается на самом деле.

А тем временем общая картина выглядит в целом весьма неприглядно. Несмотря на объявленный курс на импортозамещение, российские предприятия по-прежнему в значительной степени зависят от импортного оборудования. Для снижения доли иностранного оборудования и комплектующих в промышленности, по оценкам экспертов, потребуется не менее 10 лет. По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, только 10% промышленных предприятий России смогли полностью отказаться от иностранного оборудования.

Такой вывод следует из опубликованного в июне 2023 года отчёта по итогам ряда фундаментальных исследований НИУ ВШЭ по теме «Формирование новых подходов к измерению делового и потребительского климата», характеризующий ключевые тенденции импортозамещения, сложившиеся в отраслях промышленности в 2022—2023 годах. Работа базируется на результатах пилотного обследования более одной тысячи промышленных организаций из 30 субъектов Российской Федерации, проведённого в конце 2022 года. Объекты наблюдения — крупные и средние промышленные предприятия, осуществляющие деятельность в обрабатывающей промышленности, по добыче полезных ископаемых, а также по обеспечению электрической энергией, газом и паром, кондиционированию воздуха, водоснабжению, водоотведению, организации сбора и утилизации отходов и ликвидации загрязнений.

Как утверждают учёные, «объём выборки достаточен для получения необходимой точности выборочных оценок показателей на всех уровнях разработки статистических данных по каждому разделу ОКВЭД или по виду деятельности, относящемуся к соответствующему разделу. Выборка репрезентативна по отраслевому признаку, а также по различным группам предприятий по численности занятых».

Данные исследования, с одной стороны, подтверждают, что импортозамещение при правильном подходе совершенно не обязательно должно проявляться лишь в громогласных пиар-отчётах. 65% производств действительно располагают потенциалом для реализации процесса выпуска импортозамещающей продукции. Причём 25% предприятий находятся на максимальном уровне способности выпускать импортозамещающую продукцию, 27 и 13% — на среднем и низком соответственно. Треть промышленных предприятий по результатам опроса не имеют такой возможности.

Абсолютными лидерами по оценке потенциала для выпуска импортозамещающей продукции являются производители лекарственных средств и материалов, 50% которых определяют его высоким и 33% — средним. В топе рейтинга находятся производители машин и оборудования, не включённых в другие группировки (40%), производители электрического оборудования (35%), резиновых и пластмассовых изделий (34%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (33%), текстиля (32%), а также компьютеров, электронных и оптических изделий (30%).

Однако на деле этот потенциал пока в полной мере не реализуется. Одна из главных причин — отсутствие нового отечественного оборудования, не уступающего по качеству зарубежным аналогам. В частности, 45% руководителей производств отмечают высокую потребность в российском оборудовании, сопоставимом с зарубежным, 32% испытывают среднюю необходимость и только 10% в нём не нуждаются.

Наибольшую потребность в новом конкурентоспособном отечественном оборудовании транслируют добывающие предприятия: 85% организаций по добыче угля и 84% организаций, предоставляющих услуги в области добычи полезных ископаемых. Среди предприятий обрабатывающей промышленности наибольшая востребованность в импортозамещении зафиксирована на предприятиях по производству текстильных изделий (61%), химических веществ и химических продуктов (56%), пищевых продуктов (55%) и одежды (54%), а также лекарственных средств и материалов (50%).

Только 25% промышленных предприятий России располагают новым отечественным оборудованием, сопоставимым по качеству с зарубежными аналогами. Абсолютными лидерами здесь являются предприятия по добыче нефти и природного газа, доля нового отечественного конкурентоспособного оборудования у них — 90%. Среди обрабатывающей промышленности о наличии нового отечественного оборудования, сравнимого с зарубежным, сообщили руководители предприятий по производству химических веществ и химических продуктов — 35%, транспортных средств и оборудования — 30%. Минимальное присутствие отечественного оборудования зафиксировано на предприятиях по производству текстильных изделий, мебели, деревообработки, лекарственных средств и материалов, а также автотранспорта.

За последние пять лет, когда тема импортозамещения не сходит с первых полос федеральных СМИ, лишь 22% предприятий увеличили долю нового отечественного оборудования, но одновременно 20% предприятий нарастили долю импортного. Ещё 5% предприятий промышленности импортное оборудование закупали на вторичном рынке.

В частности, на 33% выросла доля импортного оборудования у предприятий отрасли «Производство лекарственных средств и материалов», у предприятий отрасли «Производство резиновых и пластмассовых изделий» — на 31%, «Производство напитков» — на 27%, «Добыча металлической руды» — на 25%, «Производство текстильных изделий» — на 23%, «Добыча угля» — на 21%, «Производство электрического оборудования» — на 20%.

В целом не вызывает сомнений, что российская промышленность по-прежнему сильно зависит от импортного оборудования. По состоянию на конец 2022 — начало 2023 года 18% руководителей промышленных предприятий признали крайне высокую зависимость от используемого импортного оборудования, 47% — высокую зависимость. В частности, очень высокую зависимость констатировали руководители предприятий по добыче угля (36%), из обрабатывающих отраслей — полиграфических производств (40%), текстильных (39%), одежды (35%), деревообработки (35%).

Возможности отечественных предприятий по замещению импортной продукции существенно различаются. Чрезвычайно скептически оценивают руководители промышленных предприятий возможность отказаться от импортных составляющих в производственном процессе для создания конкурентоспособной продукции в краткосрочной перспективе. Лишь чуть менее 10% утверждают, что на их предприятиях возможно полностью отказаться от импортных составляющих, 18% руководителей полагают, что такой отказ в принципе невозможен. Порядка 60% директоров убеждены, что в течение одного-трёх лет смогут лишь частично не использовать зарубежное оборудование, комплектующие, технологии, сырьё и т.д. Среди видов экономической деятельности обрабатывающих отраслей наиболее радикальные настроения сложились на предприятиях по производству текстильных изделий (39% руководителей считают невозможным отказ от импортных составляющих), бумаги и бумажных изделий (34%).

Общая в целом негативная ситуация с зависимостью от импортных технологий и комплектующих усугубляется осложнениями, которые возникают в сфере логистики. Согласно результатам опроса, 22% предприятий промышленности получают или закупают критически важные компоненты производственного процесса в рамках параллельного импорта. Данную процедуру сложной оценивают 54% респондентов, лишь у 35% она не вызывает затруднений.

Верхние строки рейтинга уровня сложности процедуры поставки/закупки критически важных составляющих производственного процесса в обрабатывающем сегменте занимают предприятия полиграфии (80%), а также по производству компьютеров, электронных и оптических изделий (72%), текстиля (71%), автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (70%), лекарственных средств и материалов (70%), электрического оборудования (64%).

Тем не менее высокопоставленные чиновники не устают рапортовать о высоких достижениях в импортозамещении. Так, заместитель главы минпромторга Василий Шпак огромной победой считает то, что «нам удалось заменить комплектующие для электронных блоков управления» (которые составляют большую часть электронной структуры автомобиля), датчики, разъёмы и жгуты проводов. Это связано с тем, что крупнейшие зарубежные производители электронных блоков управления для автомобильной промышленности прекратили поставки в Россию. В марте 2022 года совместно с автопроизводителями и производителями радиоэлектроники было принято решение о переходе на санкционно-устойчивые электронные блоки управления и унификации основных радиоэлектронных компонентов, после чего будут использоваться компоненты российского производства.

Глава минпромторга Денис Мантуров, который владеет реальной информацией, оправдывает сложившуюся ситуацию так: «У нас никогда не было планов заместить импорт на 100% — я считаю, это просто неразумно и на сегодняшний день. Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырьё. Есть вторая половина мира, которая готова это делать». По мнению г-на Мантурова, заменить всю продукцию импортом в одночасье было бы достаточно дорого. Стопроцентное импортозамещение необходимо лишь в тех отраслях, где речь идёт о национальной безопасности. А поэтому Мантуров не считает политику импортозамещения в РФ неэффективной.

Однако непреложным фактом является то, что даже в стратегических и сверхважных отраслях подчас невозможно заменить иностранное оборудование. И это нередко приводит к неожиданным негативным последствиям. Так, министр промышленности и торговли Хабаровского края Евгений Романов сообщил, что в этом году из-за отказа в поставках импортного оборудования будет выпущено только шесть самолётов Superjet-100 вместо 19, которые планировались.

Неоднозначные рапорты и программные установки высокопоставленных чиновников находят поддержку и у некоторых экспертов. Так, профессор Финансового университета Сергей Богачёв заявил о «невозможности добиться импортозамещения по всей экономике в целом. Опыт показывает, что успеха добивались только те программы импортозамещения, которые имели узкую отраслевую направленность и опирались на хороший внутренний потенциал». По мнению прокремлёвского профессора, даже снижение зависимости от импорта, скажем, в самолётостроении или машиностроении до 20% не решит в принципе проблему зависимости этих отраслей от внешних компонентов. А следовательно, критиковать правительство за низкие результаты импортозамещения не имеет смысла. Если бы подобная точка зрения победила в Китае, скажем, лет 20 назад, то никакого современного китайского автопрома сегодня не существовало бы.

Ещё на одну ахиллесову пяту импортозамещения указывает ряд экспертов, которые отмечают, что проекты импортозамещения по своей сути — инвестиционные, требуют наличия большого свободного капитала, которого у российских компаний нет. Более того, крупные частные инвестиционные проекты без государственных гарантий и соответствующих программ в период СВО таят в себе дополнительные фундаментальные риски, а следовательно, невозможны. Ведь надо одномоментно потратить миллиарды рублей на создание новых высокотехнологичных предприятий, производств и образцов продукции.

Речь идёт прежде всего о станках. Доля российских станков ныне составляет лишь 30%, к 2050 году планируется достичь 50-процентного уровня этого показателя. И не факт, что план будет реализован. Оставшуюся же часть все эти годы по-прежнему будет покрывать импорт. А следовательно, все разговоры об «ускоренном импортозамещении» останутся лишь прекраснодушным пиаром. Ведь, по сути, для действительного, а не мнимого, импортозамещения требуется добиться структурных изменений в экономике: необходимо резко увеличить производство отечественных высокоточных станков и промышленного оборудования. Решение такой задачи по плечу лишь государству, а не отдельным, пусть даже крупным, предприятиям. Но государственные чины не торопятся хотя бы сформулировать такую задачу.

Нынешняя Россия сильно отстаёт во многих сферах производства, особенно в области высоких технологий и производства высокоточного промышленного оборудования. Большинство технологических процессов на наших предприятиях базируются на делегировании части работ зарубежным партнёрам, у которых имеются высокотехнологичные компетенции. На территории нашей страны последние 30 лет подобные компетенции предпочитали не создавать и не развивать. Если в мирной ситуации это можно было считать в какой-то степени оправданным (с точки зрения чистой рентабельности, скажем), то теперь от данной логики предстоит отказаться. Хотя, как показывает практика, ни высокие чиновники, ни приближённые к ним эксперты к этому не готовы. Поэтому впечатляющих прорывов на ниве импортозамещения, не связанного с чистой оборонкой, ожидать не стоит.

Очень много разговоров о «российской операционной системе «Аврора», и понятно почему: изначально предполагалось потратить на неё 480 млрд рублей из бюджета. Теперь планируется только «на доработку» системы до 2027 года израсходовать аж 300 млрд рублей. Цель вполне благородная: «пересадить» все гаджеты чиновников (смартфоны, планшеты, компьютеры) на это отечественное чудо — дабы у коварного Запада не было возможности шпионить. А между тем любой мало-мальски грамотный айтишник знает, что «Аврора» — вовсе не оригинальная разработка и не отечественное чудо русского математического гения, а всего лишь один из клонов бесплатно распространяемой и бесплатно же развиваемой энтузиастами по всему миру операционной системы Linux, которая действительно в корне отличается от операционки Microsoft. Причём «Аврора» имеет в качестве прародителя финское ответвление «Линакса» для мобильных устройств — порядком уже устаревшую Sailfish OS. Это похоже на то, как стопроцентно китайские авто у нас теперь выдают за новые «Москвичи», поменяв на них несколько деталей интерьера и навесив броский шильдик.

Такое вот якобы импортозамещение в айти-сфере вполне устраивает высших чиновников, принимающих решение о финансировании. По мнению независимых экспертов, реальное, а не мнимое импортозамещение в компьютерной сфере возможно лишь при наличии разработок и производства абсолютно оригинальных отечественных процессоров и остального «железа» для компьютеров и смартфонов, к которому и должно быть приспособлено соответствующее уникальное (а не клонированное) программное обеспечение. Решение подобной задачи действительно требует многомиллиардных инвестиций и долгих лет работы. Но, что гораздо проблематичнее, для этого нужно иметь большие команды талантливых и опытных профессионалов, чего ни за какие деньги не купишь и чего у нас в наличии не наблюдается.

Как демонстрируют приведённые нами примеры, даже многомиллиардное государственное финансирование подчас не даёт полной гарантии достижения целей импортозамещения. Особенно, если принять во внимание, что эти цели не сформулированы в виде обоснованной и сбалансированной программы действий по реформированию экономики в целом. С точки зрения «партии власти» в широком смысле, в нашей экономике всё и так прекрасно и не надо ничего принципиально менять ни в финансовой политике, ни в промышленной. Так откуда же тогда возьмутся реальные, а не мнимые успехи в импортозамещении?



Rambler's Top100