Начало учебного года, которое по старой советской памяти должно приносить только положительные эмоции, уже давно перестало восприниматься как нечто праздничное. Образование — это та сфера, над которой реформаторы-либералы поглумились с особым цинизмом. Ценность профессии учителя девальвирована, а миллионы родителей накануне 1 сентября вынуждены лезть в кредитную кабалу, чтобы собрать детей в школу.
Открытый конфликт с Западом и санкционная война породили у некоторых неисправимых оптимистов надежду, что власти наконец возьмутся за ум и покончат с Болонской системой в высшей школе, а в средней — с опостылевшей всем системой Государственной итоговой аттестации (ГИА), включающей в себя ЕГЭ и ОГЭ. Здравый смысл, правда, подсказывал: с какой бы стати этим господам меняться? Так и получилось: и бакалавры с магистрами на месте, и ГИА никуда не делась.
Этот год отметился ещё и очередным «подарком» со стороны российских чиновников, ответственных за сферу образования. Так как уже есть официальное опровержение, то начнём именно с него, а потом разберёмся с тем, что там наопровергали. Итак, министерство просвещения РФ официально заявило: «Распространённая ранее информация об исключении произведений Д.И. Фонвизина, В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и др. из заданий ЕГЭ не соответствует действительности».
А что по сути? Как только закончилась кампания по сдаче ЕГЭ и поступлению в вузы 2023 года, сразу же началась подготовка к аналогичному мучению в году будущем. И Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) традиционно в конце августа опубликовал проекты КИМов (контрольно-измерительных материалов) для ЕГЭ-2024. Добросовестные учителя начали их изучать, и русисты-литераторы обнаружили то, что потом минпросвещения бросилось опровергать.
В первой, то есть тестовой, части ЕГЭ действительно нет заданий, связанных с именами русских классиков, перечисленных в министерском опровержении. Зато «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына там есть. Имеется ещё и вторая часть ЕГЭ, которую называют большим сочинением. Но и в ней в проекте КИМов для ЕГЭ-2024 можно не искать Пушкина с Лермонтовым, а также Грибоедова с Гоголем. При этом в комментариях чиновников говорится, что школьникам никто не запрещает привлекать произведения русских классиков при выполнении заданий на сопоставление.
Вот такое опровержение. Почему эта ситуация стала возможной? По нашему мнению, из-за формального, чиновничье-бюрократического подхода при создании КИМов. Дело в том, что ФГОС и ФОП (под этими неблагозвучными аббревиатурами скрываются Федеральный государственный образовательный стандарт и созданная на его основе Федеральная образовательная программа) по литературе предусматривают изучение произведений упомянутых классиков золотого века в основной школе. В 10—11-х классах их уже не изучают. Видимо, поэтому задания по ним включены в ОГЭ, который школьники сдают после 9-го класса, а в ЕГЭ соответствующих заданий нет. То есть это обычное для троечника правило ЗСЗ (да-да, мы тоже умеем играть в аббревиатуры): зазубрил — сдал — забыл. Собственно, критики системы ГИА и говорили о том, что она заточена под троечников. Вот и подтверждение.
После поднявшегося шума проекты КИМов для ЕГЭ по литературе до предстоящего в сентябре их утверждения могут доработать. Или нет. Потому что есть ощущение, что типичный российский чиновник восприимчивость к гласу народа считает недопустимым проявлением слабости. А учителя...
Учителя сегодня заняты много чем. Строчат в немереном количестве бумажки, мучаются с криво написанным программистами электронным журналом, в преддверии 1 сентября таскают мебель, своими руками отмывают кабинеты и даже делают в них косметический ремонт и, конечно же, являются административным ресурсом на выборах. А образовательный процесс снова остаётся где-то сбоку...