Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Рост цен на заправках: Задача чиновников — не обидеть нефтяников
Суббота, 23 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Рост цен на заправках: Задача чиновников — не обидеть нефтяников

Печать

Вместо простой схемы баланса экспортных и внутренних цен изобретаются «маневры», приведшие к дефициту бензина и дизтоплива.


Вот уже несколько недель мы наблюдаем резкий рост цен на нефтепродукты. Биржевые цены на бензин и дизтопливо почти каждый день обновляют исторические максимумы, а розничные цены на автозаправках приводят автомобилистов в состояние шока.

Особенно сильно все это отражается на аграриях: в некоторых регионах, особенно на юге страны, цены, по которым фермеры покупают дизтопливо, за три последних месяца взлетели вдвое.

Так, по словам председателя Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов Ставропольского края Сергея Колесникова фермеры сейчас вынуждены покупать дизтопливо марки ГОСТ по 79.5 тыс. рублей за тонну, а дизтопливо марки Евро — аж по 103 тыс. рублей за тонну. А в каких-то регионах даже наблюдается дефицит: дизтоплива на заправках просто нет. Уборка урожая — под угрозой.

Ситуация выглядит абсурдно, ведь Россия — это нефтедобывающая страна, причем имеющая огромные мощности нефтепереработки. Казалось бы, в таких условиях дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке не может быть в принципе. Так откуда же он взялся?

О причинах дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке много говорят и пишут. Упоминаются многие факторы: сезонность, ремонты на НПЗ, серый экспорт. Все эти факторы действительно имеют место, но это лишь дополнительные факторы, усугубляющие системную проблему, о которой практически не говорится. Эта системная проблема — налоговый маневр в нефтяной отрасли. Именно он является первопричиной того, что мы сейчас наблюдаем.

Суть налогового маневра, решение о котором было принято в 2013 году, состояла в том, что экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты постепенно заменялась налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Прежняя система с экспортными пошлинами была простой и эффективной. Она позволяла сделать поставки на внутренний рынок более привлекательными для нефтяников, в результате чего внутренние цены были ниже мировых.

Тем не менее, по какой-то непонятной причине наши власти решили заменить экспортную пошлину на НДПИ; внятных объяснений на этот счет мы так и не получили.

Единственный логичный довод в пользу такого маневра состоял в том, что доходы бюджета увеличатся, но было совершенно очевидно, что произойдет это за счет внутреннего потребителя, который будет вынужден покупать нефтепродукты по более высоким ценам.

В какой-то момент до наших властей все-таки дошло, что вызванное налоговым маневром повышение внутренних цен окажется губительным для экономики. Тут бы им и отменить этот налоговый маневр, тогда все бы наладилось легко и быстро. Но наши власти не ищут легких путей: они попытались подлатать систему и изобрели еще одну странную меру — топливный демпфер.

Топливный демпфер начал действовать 2019 году, и по мысли разработчиков он должен был не допускать роста оптовых цен на топливо на внутреннем рынке выше темпов инфляции — и при этом не допускать его дефицита. Чтобы создать нефтяным компаниям стимул направлять нефтепродукты на внутренний рынок, им стали компенсировать из бюджета упущенную выгоду.

Точнее, на нефтепродукты были введены индикативные цены, которые растут не быстрее инфляции, и нефтяники должны поставлять нефтепродукты на внутренний рынок и на биржу так, чтобы биржевые цены не сильно отклонялись от этой индикативной цены. Если это условие выполняется, то нефтяники получают из бюджета компенсацию разницы между экспортными и индикативными ценами.

Такая вот дотация для нефтяников за счет государства! И ее объем довольно резво растет. Так, по итогам 2019 года бюджет выплатил нефтяникам 282 млрд рублей, за 2021 год — 675, а по итогам 2022 года компенсация выросла аж до 2.16 трлн рублей! В 2020 году демпфер работал в другую сторону: нефтяники платили государству, поскольку экспортные цены упали ниже индикативных внутрироссийских, но 2020 год с его тотальными локдаунами был совершенно уникальным; в нормальных условиях такое невозможно.

Понятно, что в нынешних условиях такие выплаты слишком обременительны для российского бюджета. С этим надо было что-то делать, вот наши финансовые власти и решили сократить выплаты по демпферу вдвое: с сентября нефтяники будут получать не полную компенсацию недополученной прибыли, а только половину.

Результат не заставил себя долго ждать: нефтяники перенаправили значительную часть нефтепродуктов на экспорт — тем более, что мировые цены на нефть и нефтепродукты сейчас неплохо подросли. А на внутреннем рынке в результате этого получился дефицит.

Так что сейчас наши власти «усиленно думают», что же со всем этим делать. Критическая ситуация с нефтепродуктами и особенно с дизтопливом продолжается уже несколько недель, а никаких реальных действий со стороны властей так и нет. Вопрос только «обсуждается».

Было предложение запретить серый импорт, и вроде бы даже был подготовлен соответствующий указ, но он так и не появился. На днях также была информация об обсуждении введения экспортных пошлин, которые государство будет компенсировать компаниям, выполняющим квоты по поставкам на внутренний рынок. Была даже информация об обсуждении временного запрета на экспорт.

Пока все это только разговоры. Время идет, урожай гибнет, а наши власти все еще «обсуждают» и «согласовывают». Но даже если они в конце концов что-то все-таки придумают и смогут снизить остроту ситуации, кардинально это не решит проблему, и подобные ситуации будут повторяться. Избежать их можно, только откатив налоговый маневр и вернувшись к простой и эффективной системе с экспортными пошлинами вместо высокого НДПИ.

 

P.S.  Минэнерго: Ограничение на экспорт топлива введено бессрочно

Первый замминистра энергетики Павел Сорокин рассказал, что запрет на экспорт топлива решено ввести бессрочно.

«Данная мера должна дать эффект очень быстро, потому что прекратится вымывание, потому что достаточно ощутимый объем покупался недобросовестными участниками рынка на бирже или на нефтебазах и далее вывозился на экспорт. Сейчас такой возможности нет. Данная мера как раз все прикрывает», — приводятся слова политика в Телеграм-канале Минэнерго России.

Напомним, накануне правительство РФ запретило экспорт бензина и дизельного топлива для стабилизации внутреннего рынка. Это позволит пресечь «серый» экспорт моторных топлив и насытить внутренний рынок. Эксперты полагают, что данная мера полностью закроет все потребности рынка и, даже более того, создаст избыток топлива.

Кстати, введенный временный запрет не распространяется на страны Евразийского экономического союза, гуманитарную помощь, транзитные перевозки через территорию РФ, а также на топливо, вывозимое для личного пользования.

Ранее депутаты Госдумы поддержали подход правительства с введением временного ограничения на экспорт бензина и дизеля за рубеж. Необходимо сначала обеспечить своих потребителей, а затем поставлять за границу, отметил спикер ГД Вячеслав Володин.



Rambler's Top100