Профессия учителя всегда была актуальной и необходимой. Именно педагог помогает нашему обществу взращивать новое поколение людей, обучая их наукам и прививая ценности. Учитель является для ребёнка примером, ориентиром, он может раскрыть таланты учащихся, повысить их уровень мотивации к обучению. Феликс Эдмундович Дзержинский писал: «На юную душу ребёнка влияет малейшая, казалось бы, мелочь…»
На детей влияет абсолютно всё. И роль педагога — человека, с которым обучающийся сталкивается практически каждый день, — неоценима. К несчастью, вместе с развалом СССР мы каждый день наблюдаем «оптимизацию» различных отраслей общества. Не исключением стала и сфера образования. Все 30 лет педагог сталкивается с трудностями, которых, увы и ах, всё больше.
Много лет идёт разговор о положении учителей в нашем обществе: в интернете, печатных изданиях, а также в «высоких кабинетах». Но, к сожалению, только разговоры. А если происходят положительные изменения и внедряются нововведения, они либо незначительно положительны, либо резко отрицательны.
Надо признать, что этот вопрос на федеральном уровне пока не решается должным образом. Суть ситуации и причины возникновения изложу ниже.
Учителя массово уходят из школ, зачастую даже не желая возвращаться. Много случаев профессионального, скажем так, выгорания. Уходят в первую очередь педагоги с большим стажем, опытом. Взамен приходят студенты педагогических вузов либо люди, прошедшие наспех педагогические курсы. Но и таких учителей не хватает, поскольку многие из них тоже не задерживаются в школе.
Остаётся третья категория учителей — пенсионного и предпенсионного возраста, которые в силу ухудшающегося здоровья уже не могут возлагать на себя большую нагрузку. Как показывает сама жизнь, именно благодаря учителям 50—70 лет наши дети ещё проходят обучение.
Проблема очевидна: скоро просто некому будет преподавать в наших общеобразовательных учреждениях, и речь уже идёт не о качестве преподавания.
Причина первая — заработная плата педагогов. Она нищенская, чтобы педагог имел возможность существовать. Для этой цели учитель вынужден искать подработку, чтобы как-то выжить. Кто считает, что педагог обязательно хорошо зарабатывает, тот ошибается. Зарплата учителя подразделяется на оклад и стимулирующие выплаты. Оклад мизерный, несоразмерен требованиям и ответственности педагога. Стимулирующие выплаты можно сравнить с премией в компаниях: всё на усмотрение начальства. О действительных премиях учителя ничего не знают.
Причина вторая — нагрузка. Не все педагоги могут брать классное руководство и две ставки в неделю (36 часов). Но ситуация в школах, где не хватает педагогов, вынуждает распределять нагрузку между учителями, которые едва тянут этот груз. Не зря в Советском Союзе разработали ставку — 18 часов. Педагог должен работать качественно, а не количественно. А вот классное руководство, вопреки ожиданиям, желают взять очень немногие, несмотря на повышение оплаты на класс: слишком неоправданно выглядят затраты, усилия учителя.
Третья причина — беспрерывные реформы министерства просвещения. Российский учитель находится словно на вулкане в среде постоянных изменений, нововведений.
Четвёртый немаловажный аспект — изменение рабочих программ без должной подготовительной работы. Не так давно были созданы конструкторы, в которых учителя должны работать как методисты. Но главное, что к тому времени не были выпущены учебники, которые бы соответствовали новым программам. К сожалению, реформы, нововведения не были продуманы, и всё возлагается вновь на хрупкие плечи педагога. В итоге мучились все: и учителя, и дети, и родители обучающихся.
Пятая причина — отсутствие прав и огромный спектр обязанностей. Педагог ответствен абсолютно за всё, но при этом никак не защищён в правовом поле. С одной стороны — администрация школы, с другой — родительская общественность. Зачастую получается так, что учитель находится между молотом и наковальней. Есть прекрасные родители и их дети, но случается, что детей воспитывают по принципу «ему/ей всё можно». С таким подходом быстро разлагается дисциплина на занятиях. Ученики знают: педагог не может ничего сделать, и это правда. Педагога могут оскорбить, и он ещё останется виноватым. Интернет пестрит различными видеороликами, где ученики провоцируют учителя, потом снимают и выкладывают в сеть. Статус самого педагога остро нуждается в поддержке со стороны государства.
Шестая причина — избыток семинаров, конкурсов, проектов для участия учителей и детей. Наблюдается огромный стресс у людей от одной фразы: «Подпишитесь, пожалуйста, здесь и оставьте свои персональные данные». Безусловно, есть отличные проекты, в которых просто необходимо поучаствовать, однако имеется и немало проходных, участия в которых можно избежать.
Советское образование, советская школа были образцовыми, поскольку вышеперечисленных проблем не было, они появились в постсоветские годы после развала СССР.
От редакции:
Вышесказанное подтверждают и результаты социологического исследования, которое проводилось сотрудниками и студентами Института социологии и регионоведения, Института туризма, сервиса и креативных индустрий ЮФУ при поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Профессиональная идентичность жителей мегаполиса в условиях прекариатизации российского общества» в 2020 году.
В числе барьеров, сталкиваясь с которыми молодые учителя переходят к кризисному типу профессиональной идентичности, обуславливающего уход специалиста из муниципальной школы или полный отказ от профессии, сами учителя называют непрестижность их профессии в обществе, низкий уровень оплаты профессионального труда, отсутствие должных полномочий для осуществления образовательной и воспитательной функций, недостаток государственных программ поддержки молодых учителей, работающих в муниципальных школах крупных российских городов, неподготовленность инфраструктуры в школах для внедрения цифровых и инновационных технологий в образовательный процесс, незаинтересованность управленческих структур школы в привлечении молодых специалистов посредством создания в их учебных заведениях «реальных» баз практик, несформированность культуры межпоколенческой профессиональной преемственности и двустороннего обмена профессиональными компетенциями между молодыми и опытными учителями, а также незащищенность личного пространства учителей в интернете, - говорится в релизе по результатам исследования.
В ходе опросов среди учителей школ Ростова-на-Дону, Казани и городов Ростовской области стало известно, что 81% педагогов ощутили увеличение за последние годы трудовой нагрузки по подготовке и проведению уроков, административной работы, составлению отчетности и внеурочной работы.
Чаще всего воспринимают свой труд как непрестижный ростовские учителя — 40%. Основная часть опрошенных педагогов считает, что за прошедшие 5 лет престиж их профессии не изменился. Даже в Москве только около трети педагогов отмечают положительные изменения, а в регионах такой ответ практически не встречается.