Думаю, многие следили за Валдайским форумом, прошедшим в Сочи со 2 по 5 октября. Как всегда, было сказано много слов, частично, на мой взгляд, правильных, частично – нет. Эти слова были, есть и еще их будет множество. Много важных вопросов было задано президенту РФ Владимиру Путину, на которые были получены важные ответы.
Но главный, не побоюсь этого слова – судьбоносный, на мой взгляд, вопрос, остался в относительной тени, лишь промелькнув в средствах массовой информации. Вопрос этот был настолько важен, что вполне достаточен был даже сам факт его возникновения, безотносительно к ответу Владимира Владимировича Путина, о котором я скажу ниже. Вопрос был задан шриланкийцем Даяном Джаятилеккой, которого на форуме представили как «журналиста». Собственно, это правильно – Даян Джаятилекка и журналист тоже, а в целом личность настолько же примечательная, насколько был примечателен его вопрос.
Даян Джаятилекка – доктор наук, опытнейший политик, широко известный ученый и публицист левых, марксистских, взглядов, последовательный друг нашей страны еще со времен СССР, в 2007–2009 годах – постоянный представитель Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка при ООН, представлял Шри-Ланку и в других международных организациях, был в том числе и вице-президентом Совета по правам человека ООН. В 2011–2013 годах занимал пост чрезвычайного и полномочного посла Демократической Социалистической Республики Шри-Ланка во Франции, аккредитованного по совместительству в Испании и Португалии. В 2018–2020 годах был чрезвычайным и полномочным послом Шри-Ланки в Российской Федерации. В нашей стране регулярно публикует статьи, в частности, на сайте «Россия в глобальной политике». Публиковался он и в нашей газете. Это далеко не полный послужной список доктора Даяна Джаятилекки, а привожу я его, чтобы было понятно, что вопрос был задан в высшей степени не случайно и не случайным человеком.
Вопрос прозвучал так, что позволю себе воспроизвести его по стенограмме с минимальными сокращениями: «Я представляю Шри-Ланку. Я был послом в Российской Федерации. Западный блок решил оснастить Украину дальнобойными ракетами, кассетными боеприпасами, которые могут достигнуть территории Российской Федерации, а также они хотели предоставить F-16.
Очевидно, что вы сейчас столкнулись с войной, с империализмом, с прокси-войной, и, как вы уже сказали, здесь есть и нацистские элементы.
С исторической точки зрения, господин президент, с империализмом боролись на поле боя. Это и китайские коммунисты, коммунисты в Северной Корее и Вьетнаме. Они одержали победу над Соединенными Штатами. Что касается империализма, его критиковал больше всего Ленин.
Вопрос в следующем: перед лицом этого вызова, этой угрозы со стороны этих сил, возможно, пришло время провести переоценку 1917 года, потому что китайцы, вьетнамцы, северокорейцы были детьми этого года. (выделено мной. – Д.А.) Не считаете ли вы, что пришло время пересмотреть события этих лет, так же, как отношения США со своими союзниками, и с Францией, и с Китаем во время китайской революции? Вот мой вопрос…
Поскольку мы подвергаемся нападкам империализма и элементам фашизма и поскольку в истории уже были случаи успешной победы над империализмом в Китае, в Корее, во Вьетнаме, и тексты про империализм писал Ленин, – возможно, уже пришло время меньше критиковать события 1917 года и восстановить исторический статус тех событий – как французской, американской и китайской революции».
Далее следует пространный ответ Владимира Владимировича, который начинается с фразы: «Да, вы правы. Да, вы правы. Правы в том смысле, что нужно меньше заниматься критиканством, а больше заниматься глубоким, в данном случае даже научным анализом реалий, которые происходили в то время, которые происходят сейчас. Да, вы правы». Этот ответ я не буду приводить полностью, поскольку, он, безусловно, важен с точки зрения текущей политики, но вот с точки зрения политики стратегической важен именно вопрос и заложенная в нем основная мысль.
А мысль очень проста: Россия вступила в системный конфликт с теми странами, на которых пыталась равняться последние 30 лет и которые, как теперь ясно всем, даже властям, просто водили ее за нос, пытаясь нас ослабить, подчинить, а в исторической перспективе просто уничтожить. И в этой борьбе сколько-нибудь значимую поддержку Россия может получить только от, по выражению доктора Джаятилекки, «детей Ленина», то есть от социалистических стран, которые все эти 30 лет активно развивались. Я бы добавил к, условно говоря, прямым «детям Ленина», таким как Китай, КНДР, Вьетнам, Куба, у которых имя Ленина прямо закреплено в основополагающих документах, еще и косвенных «детей Ленина» – такие страны, как Венесуэла, Бразилия, где, похоже левый поворот по главе с соратником Фиделя Кастро Лулой да Сильвой пришел всерьез и надолго, ЮАР, где правящая партия «Африканский национальный конгресс» всегда была подвержена очень сильному влиянию левых идей, и целый ряд других стран по всему миру – и даже отчасти Индия, которая, хоть и является капиталистической, но компартия там многочисленна и сильна, как сильно влияние идей социальной справедливости.
Важно констатировать, что нашими союзниками являются именно «дети Ленина» – левые по всему миру, левые у власти и левые в оппозиции (что, впрочем, совершенно не исключает нашего сотрудничества с другими силами, но это другая история). Союзники эти реальные и мощные, подставившие нам плечо в критический момент. И эти союзники пока из деликатности, и уж тем более на официальном уровне, не задают нам вопросов, сходных с вопросом доктора Даяна Джаятилекки, но это не значит, что таких вопросов у них нет. Я думаю, рано или поздно они очень вежливо, очень деликатно не то что спросят, а выразят недоумение, почему у нас такое странное, пренебрежительное, если не сказать – враждебное отношение к советскому периоду истории, который, на мой взгляд, был высшей ступенью развития нашей страны, а с морально-этической точки зрения и высшей ступенью развития человечества. Выразят они недоумение и отношению к личности Ленина, безусловно, самого известного политического деятеля в истории человечества, просто перевернувшего мир и открывшего всем простым людям по всему миру путь к прогрессу и справедливости.
Мы, коммунисты, ответы на эти вопросы знаем, а вот нашим сегодняшним властям есть над чем тут крепко, очень крепко подумать. А мое мнение тут такое: с началом СВО мы бросили вызов Западу, и наша, вероятно, на начальном периоде локальная спецоперация превратилась во всемирное антиколониальное восстание, которое будет только расширяться. И Россия, хочет она этого или нет, станет в главе этой борьбы и снова будет вынуждена стать сверхдержавой, а иначе нас, как говорил И.В. Сталин, просто сомнут. Еще раз подчеркну – происходить это будет объективно, вне зависимости от желания или нежелания отдельных политиков. И здесь имя Ленина, 1917 год, СССР, идеалы социализма – наше мощнейшее оружие, та самая единственно возможная идеология, о которой сейчас так много говорят. И к пониманию этого общество придет объективно, будет приведено самой историей.
В заключение еще одна цитата доктора Даяна Джаятилекки, из статьи «Если Россия не хочет стать второй Сербией», опубликованной 8 января 2023 года на сайте «Россия в глобальной политике», острая и злободневная, про тут борьбу, которую мы сейчас ведем: «Империалистическая стратегия в отношении России не менялась с 1917 года. Империализм, по сути, остался прежним, существует последовательность в их длительном конфликте, но Россия изменилась. Россия, которая успешно сопротивлялась этой империалистической стратегии в советский период с помощью Красной армии, уже не та.
Чтобы спасти Россию от стратегии США и НАТО, инструментом которой является Украина, – фактически от стратегии империализма, российская армия должна вновь воевать как Красная армия, стать ею. Можно ли ожидать этого от армии, если слово «красная» стерто и заменено идеологией и парадигмой, свержение и борьба с которой стали основой зарождения Красной армии?»
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь, Московская область