Вечером 11 октября Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже валютной выручки на российском рынке отдельными экспортерами. Мера была принята для стабилизации курса рубля, чтобы не допустить дальнейшего ослабления, в том числе из-за «болезненных инфляционных последствий». Указ будет действовать в течение полугода и коснется 43 групп компаний, которые относятся к черной и цветной металлургии, зерновому производству, лесной и химической промышленности, отраслям топливно-энергетического комплекса.
Как заявили в Банке России, «указ об обязательной репатриации и продаже валютной выручки частью экспортеров может повысить оперативность реализации компаниями валюты, улучшить ситуацию с ликвидностью и поспособствовать снижению краткосрочной волатильности на рынке». Проще говоря, он призван укрепить курс рубля, который перевалил отметку в 100 за доллар.
Несмотря на то, что финансовые власти еще не определили все параметры продажи валютной выручки (они должны сделать это в течение суток), рынок сразу отреагировал на новость укреплением курса рубля. Утром 12 октября на открытии Мосбиржи курс доллара на упал на 3,72 рубля, или 3,71%, до 96,48 рубля. На таких уровнях «американец» в последний раз торговался 27 сентября. Курс евро снизился на 3,9 рубля, или 3,66%, и достиг 102,59 рубля.
Теперь вопрос в том, насколько долгосрочным окажется эффект: будет ли рубль укрепляться и дальше или курс снова откатится к сотне через несколько дней. На этот счет мнения экспертов разделились.
В Минфине утверждают, что мера «повысит прозрачность и предсказуемость валютного рынка, а также снизит возможность для валютных спекуляций». В ЦБ считают, что помимо продажи валюты рубль поддержит увеличение выручки экспортеров, а также рост привлекательности рублевых сбережений.
Глава «Сбера» Герман Греф, напротив, заявил, что требование об обязательной продаже валютной выручки «вряд ли сильно повлияет на курс рубля», хотя и может стабилизировать его у отметки в 90 за доллар, потому что фундаментально он определяется другими факторами.
Кандидат экономических наук Андрей Бунич также считает, что требование по продаже валютной выручки лишь стабилизирует курс рубля на нынешнем уровне, но не приведет к ощутимому укреплению.
— Серьезного укрепления курса рубля по объективным причинам сейчас быть не может. У нас увеличены расходы бюджета, изменилось торговое сальдо, доля импорта очень велика. Нужно, чтобы сначала изменился торговый баланс, чтобы произошла адаптация к новому бюджетному уровню, и только тогда можно будет говорить о серьезном укреплении.
Нынешний курс рубля вызван не только спекулятивными моментами, за ним стоят и фундаментальные факторы. В прошлом году у нас было огромное положительное торговое сальдо, и это дало эффект резкого укрепления курса рубля. Сейчас этого нет, напротив, у нас чрезмерный импорт.
Я считаю, что сейчас просто пресечены попытки играть на дальнейшее искусственное понижение курса рубля. Перебои с поступлением валютной выручки могли провоцировать временные скачки и дестабилизировать ситуацию, что и происходило на нашем рынке. Поэтому принято давно назревшее решение об ограничениях вывоза валюты и продаже валютной выручки.
Я говорил еще в прошлом году, что валютные ограничения были слишком быстро и скоропалительно отменены. На фоне резкого укрепления рубля это привело к быстрому росту импорта, а затем к спекулятивной игре.
Сейчас эти факторы исключены, поэтому курс будет находиться в пределах 100 за доллар. Никто не сможет искусственно гнать рубль дальше.
«СП»: Насколько эффективной окажется эта мера, если учесть, что она коснется не всех компаний?
— В прошлом году валютные ограничения были введены очень логично и правильно, они касались всех. Теперь же ограничения были введены по не совсем понятному принципу. Почему были выбраны именно эти компании? Это не совсем верно с точки зрения мотивации хозяйствующих субъектов.
На мой взгляд, должен быть предложен общий валютный режим для всех, а уже в его рамках можно предусматривать отдельные послабления для тех или иных секторов. Решение подготовлено, оно вызвано очевидными проблемами, но оно не системное. Это, конечно, лучше переговоров с компаниями в частном порядке, но любое действие федерального уровня должно быть проявлением долгосрочной политики.
Компании не понимают, что будет дальше, это может привести к попыткам перестроить свою деятельность так, чтобы укрыть прибыль, показывать худший результат. Эту меру можно было бы подать совсем под другим соусом, как часть новой экономической политики, и все смотрелось бы совсем иначе. А сейчас получается, что решения принимаются, только когда возникает проблема. Они носят реактивный характер и не похожи на общую стратегию.
Директор института социально экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец, напротив, полагает, что курс могут искусственно опустить до уровня 80−85 за доллар и удерживать на таком уровне полгода, до президентских выборов.
— Это предвыборная мера охлаждения валютного рынка. Соответственно, ближайшие полгода курс рубля будет держаться на приемлемых уровнях порядка 80−85 за доллар. Это вполне реально.
Выборы всего через полгода. На этом фоне чрезмерная инфляция не нужна. В результате укрепления курса рубля должен подешеветь импорт, в том числе автомобили. Можно сказать, что это такой подарок избирателям.
«СП»: Реально ли настолько укрепить рубль? Ведь за его ослаблением стоят и макроэкономические причины…
— Да ладно вам, нет там никакой макроэкономики. Был расчет по ослаблению курса рубля, чтобы наполнить бюджет. Все очень просто — экспортеры попросили не продавать валюту на внутреннем рынке. Им это разрешили, они ее и не продавали. Почему? Чтобы доллар был дорогим. А с помощью этого дорогого доллара финансовые власти занимались наполнением бюджета, и очень успешно.
Но теперь им дали команду эту историю закрыть, они ее и закроют. Сделать это несложно, фактически, у нас ручной режим управления курсом. На самом деле экспорт приносит миллиард долларов в сутки. То есть валюты в стране достаточно, главное, чтобы ее продавали. Эта мера рассчитана на то, чтобы компании, наконец, начали это делать. Теперь им придется продать эту валюту.
«СП»: И как быстро курс рубля сможет выйти на уровень 80−85?
— Думаю, для этого достаточно двух-трех недель. Все понимают примерный целевой уровень курса доллара. Трейдеры будут опускать курс к этому уровню, чтобы сократить свои потери. То есть продажи будут идти достаточно быстро.