20 сентября 20023 года сетевое издание donnews.ru опубликовало сюжет "Общепит в Ростовской области резко и необъяснимо вырос" (То ли люди заедают стресс, то ли в регион приехало много «мужчин с хорошим аппетитом»), в котором говорилось о рекордном росте сферы общественного питания в 2023 году в Ростовской области. "При этом однозначных объяснений этому нет" говорилось в публикации.
Приведем упомянутую публикацию в сокращении:
Оборот крупных и средних заведений общепита вырос в 3,2 раза
Согласно данным Ростовстата, резкий рост оборота общественного питания в Ростовской области начался ещё в январе 2023 года. Тогда показатели были на 60% выше, чем годом ранее. Дальше он шёл по нарастающей, достигнув пика в мае. Тогда по итогам пяти месяцев увеличение составляло свыше 77%. Затем пошло небольшое снижение и по итогам января-июля рост общепита составил уже 68,6%. Что всё равно очень много.
Общий оборот отрасли в Ростовской области за 7 месяцев составил 48,3 млрд рублей. 28,8 млрд пришлось на крупные и средние предприятия (рост в 3,2 раза к 2022 году), остальные 19,5 млрд рублей — это субъекты малого предпринимательства (снижение к уровню 2022 года на 1,2%) (необходимо отметить, что рост отмечался именно в крупных и средних предприятиях, что особенно важно для схемы, о которой речь пойдёт ниже).
В правительстве Ростовский области аномальный рост показателей общепита фиксируют, но по каким-то причинам не спешат его объяснять и хвастаться. Ростовстат достаточно скупо поясняет, что «кроме активно функционирующих сетей быстрого питания также стоит отметить растущую динамику оборота общепита столовых при различных учреждениях».
Ростовские рестораны рост обошёл стороной
В беседе с dоnnews.ru известный ростовский ресторатор Максим Коган к показателям роста общепита отнёсся со скепсисом. 70-процентный рост он считает фантасмагорией, которую можно объяснить много чем, но только не реальным наплывом клиентов в ресторанах.
— В Ростове никакого роста мы не видим. В городе 3-4 ресторана заполнены, а остальные стоят полупустые. За последние 8 лет этот летний сезон был, наверное, самым низким, — говорит он.
Причину этого он видит в падении зарплат и вообще снижении уровня жизни людей.
— Кто сейчас развивается? «Кекс» открывает заведения, но этот рост лишь количественный. «Пить кофе» открыли первое за 10 лет новое заведение на Пушкинской. У «Хороших ресторанов» последнее заведение открывалось 6 лет назад, у «Правого берега» также. А сколько за это время закрылось условных «Рисов», «Ассорти» и так далее? — говорит Коган.
По его словам, не так давно он занимался продажей одного ростовского ресторана. И выходил с предложением на всех рестораторов города, в том числе молодых.
— Но никто не развивается. Говорят, что нам лишь бы сохранить то, что есть. Некоторые даже отделы развития сократили, — рассказал Максим Коган.
Люди заедают и запивают стресс
Самое необычное объяснение принадлежит профессору МГУ, экономическому географу Наталье Зубаревич. В нескольких своих последних интервью она указывала на рекордный рост показателей общепита, в том числе в южных регионах России. И признавала, что какое-то время сама не понимала, откуда он взялся.
«Я долго репу чесала: “Ну подумай, ну почему?” И до жирафа дошло. Это массовый потребительский эскапизм», — говорит она.
По словам Зубаревич, проверила она это с помощью своих выступлений перед «бюрократами».
«Я просто их спрашивала: “Когда не можешь поехать за границу, когда не можешь купить машину, когда на рынке жилья был 20-процентный рост цен, когда шмотьё, к которому ты привык, исчезло, что ты будешь делать?” Вкусно поесть и хорошо выпить. И сделать вид, что ничего не изменилось. Народ смеётся и кивает головой», — рассказывала профессор МГУ.
Если же брать отдельно Ростовскую область (а также Крым), то Зубаревич, помимо желания «заесть и запить стресс» указывает и на другой, также связанный со специальной военной операцией (СВО) фактор. По её словам, в эти регионы просто «приехало много мужчин с хорошим аппетитом».
Вопрос так и остался открытым!
И вот 18 октября ленты информационных агенств разместили материал о рекомендациях Центрального Банка РФ. (Цитируем по материалам lenta.ru):
Центробанк назвал способы борьбы с «ресторанной схемой»
Банк России обновил рекомендации банкам по контролю магазинов и других торгово-сервисных организаций, которые попали под подозрение в использовании так называемой «ресторанной схемы» обналичивания денег, сообщает РБК.
По словам представителя регулятора, мониторинг эквайринговых операций (прием платежей от населения) позволил выявить некоторые уязвимости, с помощью которых услугу могут использовать недобросовестные участники рынка.
В случае «ресторанной схемы» речь идет о том, что кафе, рестораны или магазины использовали для приема оплаты терминалы, оформленные на третьих лиц. Это позволяло им не зачислять средства на свои счета, а перенаправлять их туристическим компаниям и крупным автосалонам для покупки наличных или же переводить на счета граждан напрямую.
При этом для клиента оплата выглядела абсолютно нормальной, он получал чек, выписка из банка свидетельствовала, что платеж прошел с «ресторанным» кодом МСС. Совершать подмену позволяли банки-эквайеры, а ключевым звеном в схеме была расчетная небанковская кредитная организация «Русский инвестиционный банк».
Саму схему Центробанк, Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба обнаружили еще в прошлом году. Объем операций по ней ведомства оценивают в 100 миллиардов рублей.
Теперь для борьбы со схемой ЦБ рекомендует присваивать магазинам и сервисным предприятиям коды МСС в соответствии с правилами платежных систем, а также проводить периодические проверки магазинов и ресторанов на предмет соответствия характера деятельности продавца характеру трансакций. Банки должны будут изучить число платежей в течение часа, дня, месяца, их распределение в течение суток, сумму операций, количество операций от одного плательщика за короткий промежуток времени и такого рода данные, которые могут послужить признаками мошенничества.
Также банкам и платежным агрегаторам надо будет в сообщениях о платеже указывать ИНН предприятия, его наименование, идентификатор POS-терминала, а при обслуживании интернет-магазинов банкам надо проверять соответствие сайта, указанного в договоре о приеме платежей, тому, с помощью которого фактически продаются товары и услуги.
Партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов заметил, что реализовать такие меры для небольших компаний будет непросто. Для большинства предприятий соответствие деятельности МСС-коду является сложной задачей, а потому новые рекомендации могут заметно увеличить нагрузку на банковскую инфраструктуру.
Так может и не было никакого взхрывного роста общепита в Ростовской области, как об этом говорил ростовский ресторатор Максим Коган, а была очередная мошенническая схема по обналичиванию денег?
Как тут не вспомнить известное изречение про капитал, который при 50 процентах прибыли положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах попирает все человеческие законы, а при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое капитал не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы.