29 ноября власти Ростова-на-Дону после трёхнедельных протестов Компартии демонтировали бронзовую фигуру «белогвардейского палача и казнокрада», установленную 7 ноября на территории кадетской школы Донского государственного технического университета.
После установки памятника золотопогонному генералу, с чьим именем связан массовый белый террор в годы Гражданской войны, коммунисты и комсомольцы Дона объявили бессрочную акцию протеста. Они каждый день выходили с плакатами на ростовские улицы, требуя снести позорное изваяние «сотрудничавшего с оккупантами, торговавшего русской землёй пособника Запада» Петра Врангеля. В пикеты встали как рядовые коммунисты и комсомольцы, так и красные депутаты, руководители партийных отделений КПРФ.
С призывом демонтировать памятник предателю и коллаборационисту выступил и Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов. В своём обращении к руководству региона и депутатам местного Заксобрания лидер коммунистов назвал установку мемориала на территории учебного заведения, готовящего будущих защитников Родины, «вызовом всей России, всей общественности, всем бойцам, которые воюют на фронте под Красным Знаменем нашей Победы». Он заявил, что партия не допустит возвеличивания белого генерала, который «заложил все порты в Причерноморье, две третьих запасов угля и нефти продал буржуям Франции и Англии».
Поддержали товарищей с Тихого Дона активисты партии, представители общественных движений и организаций, учёные, историки, неравнодушные граждане из разных городов нашей страны. Все они были единодушны в одном: недопустимо в условиях проведения специальной военной операции героизировать предателя Родины, прислужника интервентов, который заключал кабальные для страны договоры с правительствами Антанты, вывозил за кордон зерно и продовольствие в обмен на иностранную денежную помощь и вооружение, пошёл на расчленение страны, признав независимость стран Балтии, Горской республики, Украины. Этот псевдопатриот противостоял Красной Армии, поддержав польские оккупационные войска, сражался в Крыму с собственным народом, «казнив 48 тысяч красноармейцев, рабочих, местных жителей, заморив голодом 15 процентов населения полуострова — почти 200 тысяч человек».
Попытки возвести на исторический пьедестал одиозного руководителя белых, с которым связаны «ужасные мучения, пытки и казни», не случайны, убеждены донские коммунисты. При желании претендентов на увековечение в бронзе можно было бы приметить среди тех царских офицеров и генералов, кто снискал воинскую славу на фронтах Первой мировой и Русско-японской войн и при этом не запятнал себя кровью собственного народа, отказался воевать с Советской властью на стороне интервентов. Представители русского офицерства, для которых национальные интересы страны оказались выше своих политических убеждений и которые перешли на сторону большевиков и с ними плечом к плечу защищали русскую землю от внешних врагов, стали бы достойным примером для ростовских кадетов. Но такие герои инициаторам показательной установки врангелевского монумента аккурат в день 106-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции не были нужны. Эти люди преследовали абсолютно конкретную провокационную цель, направленную на раскол общества, уверены коммунисты.
Именно Врангель, самопровозглашённый «спаситель России», на иностранных штыках начал братоубийственную гражданскую бойню и потопил в крови южную землю. Вместе с иноземными захватчиками он пошёл войной на Советскую власть, которая уже три года отстаивала свою государственную независимость, строила свободную жизнь без эксплуатации и буржуазного гнёта, ликвидировала нищету, искореняла безграмотность. К 1920 году в Крыму, к примеру, был издан приказ об освобождении неимущих граждан от платы за обучение детей в школах. В Симферополе был организован рабфак для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в Таврический университет, открыт ряд музеев, культурно-просветительских учреждений, санаториев.
Но ради личной власти, утраченных материальных благ, потерянных сословных привилегий, возможности пороть слуг, унижать «кухаркиных детей» и жировать за счёт простого люда «благородный» барон решил загубить все завоевания новой власти и отдал страну на растерзание чужестранцам. А спустя сто лет последователи проигравшей белой идеи, представители «пятой колонны», сторонники западной либеральной мысли подняли упавшее врангелевское знамя, обнажили меч войны и призвали своих союзников на борьбу с «красной угрозой».
Ростовский обком КПРФ уже отправил заявления во властные структуры и правоохранительные органы «на предмет экстремизма и попыток подрыва целостности Российской Федерации» инициаторами установки позорного изваяния — историко-просветительским обществом имени императора Александра III. Готовятся документы в следственные органы с призывом провести проверку деятельности этой организации, «занимающей явно антироссийскую, профашистскую позицию, устроившей идеологическую диверсию в условиях гибридной войны, ведущейся против нашей страны».
Среди её учредителей, к примеру, значатся представители Всероссийского социал-христианского союза освобождения народа — существовавшей когда-то в СССР подпольной антикоммунистической организации, ликвидированной в 1967 году и признанной не подлежащей реабилитации. Или члены созданного Врангелем Русского общевоинского союза, занимавшегося диверсионной деятельностью и подготовкой террористических актов на территории Советского Союза.
С приходом к власти в Германии нацистов из недр РОВСа вырос сражавшийся с партизанами Югославии карательный «Русский корпус». Его члены, бывшие белогвардейцы, принимали присягу, гласившую: «Клянусь свято перед Богом, что я в борьбе против большевиков — врагов моего Отечества буду оказывать Верховному вождю Германии, Адольфу Гитлеру, безусловное послушание и буду готов как храбрый воин во всякое время пожертвовать мою жизнь за эту присягу». Одним из карателей фашистского корпуса был подчинённый «чёрного барона», нацист М.М. Зинкевич, который с уверенностью заявлял, что, «будь жив теперь наш генерал Врангель, он не задумываясь пошёл бы с немцами».
Правоохранителям предстоит выяснить, как силы, воспевающие лидеров нацизма, сумели воскреснуть в наши дни и привнести раздор на донскую землю. Ростовские коммунисты заявили, что будут пристально следить за снесённым бюстом, чтобы тот не получил шанса на возрождение, как мемориал военному преступнику, группенфюреру СС, атаману Краснову, выросший «на неприкосновенной частной территории» на родине Шолохова — в станице Еланской.
В Ростовском обкоме КПРФ отметили, что считают глубоко символичным факт уничтожения памятника «белому предводителю» именно 29 ноября — в день 82-й годовщины освобождения Ростова-на-Дону от фашистов. За неделю первой оккупации нацисты успели казнить в южном городе свыше тысячи человек. Ростовские коммунисты почтили память погибших красноармейцев и мирных жителей, возложили красные гвоздики к братской могиле в 21-м квартале Братского кладбища донской столицы, в которой покоятся 922 воина, сложившие голову в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1941—1945 годах.
Освобождение донской столицы стало первой победой советских войск, развеявшей миф о непобедимости полчищ Гитлера. Коммунисты уверены, что и победа над последователями Врангеля станет символом торжества добра над злом, свидетельством могущества левых идей, которые завоёвывают всё больше сторонников в обществе.