С начала 1990-х школу отстранили от задач воспитания, сосредоточив на «предоставлении услуг образования», тогда же начали исчезать группы продленного дня. Теперь продленка платная, плата доходит до 8 тыс. рублей в месяц, но как это соотносится с призывами государства к семьям больше рожать? На практике опять получается, что рожать-то «не просили», и подрастающее поколение зачастую оказывается представлено само себе. В Госдуме предлагают вернуть продленку, соответствующий законопроект внес первый зампред комитета по образованию Олег Смолин.
В советской системе образования внешкольной работе уделялось особое место. Здесь были и массовость, и доступность, и даже обязательность внешкольной деятельности общественно полезной направленности. Учитывался возраст и индивидуальные особенности, образование не заканчивалось с последним уроком, детям помогали выполнять домашние задания и организовывали досуг, развивали таланты – и все бесплатно.
Естественно, в этом была и практическая ценность, родители как важный элемент экономики могли без зазрения совести трудиться, не беспокоясь за своих детей. Вся система, начиная с ясельных групп и заканчивая пионерскими лагерями, выполняла обе задачи – воспитывать новое поколение и помогать экономически активному населению в труде на благо родины.
Последние 30 лет с введением принципа «школа не воспитывает, а предоставляет услуги» наглядно показали бесперспективность этого пути для общества во многих аспектах: мы видим падение уровня образования, культуры школьников и все более частое проявление буллинга и «колумбайнов» (движение запрещено в РФ).
И мало запрещать аборты и вводить маткапитал, когда плодиться и размножаться в жестких экономических условиях – скорее талант, нежели право каждого. Сложно планировать большую семью, когда даже твой единственный ребенок не может рассчитывать на внеурочную занятость. Многие матери столкнулись с дилеммой: либо теряешь работу и средства к существованию – а у нас до сих пор появление каждого последующего наследника приближает семью к разорению – либо платишь втридорога за продленку. Есть еще третий вариант – бабушки, которые после пенсионной «реформы» как класс и средство организации досуга для внуков практически «вымерли».
Дети, предоставленные сами себе после уроков сегодня – очередное потерянное поколение завтра. От формулировки про «предоставление услуг» в школе отказались, пришло время вернуть бесплатные группы продленного дня. Как объясняет депутат Госдумы Олег Смолин, после 2013 года группы продленного дня переименовали в группы по присмотру и уходу (ГПиУ), поэтому на них перестали распространяться нормы, согласно которым среднее школьное образование общедоступно и бесплатно.
В некоторых случаях плата доходит до 8 тыс. руб. в месяц, что существенно для родителей, особенно, если ребенок не один. А как нам постулируют власти сегодня: трое детей – это минимум, который необходим для восстановления демографических показателей до нормы? Тут либо не работать матери, либо работать чисто на оплату дополнительного образования и продленки – выбор в стиле «оба варианта хуже».
Как рассказывают родители школьников, ситуация сегодня действительно сложная, и каждый решает для себя сам, как выкрутиться в системе, где ребенок занят в школе с 8 утра до 11–12 часов, а потом… Что потом? Родители первоклассника делятся собственным опытом.
«Все так и по школе, и по садику. Начну с садика: вы рожайте, садик мы вам дадим в вашем районе, где есть места, у нас в Академе (Академический район Екатеринбурга) мест мало, поэтому могут дать в центре, например, или в Юго-Западном микрорайоне. Дали? Дали! В том же районе. Как ты туда будешь возить ребенка, никого не волнует – услуга оказана. То же самое со школой – учеба до 10–11, дальше платная продленка или сиди сам с ребенком. Мы на нее не водим, сидим дома, остальные крутятся как-то. Получается три варианта: либо сидеть дома, либо забирает бабушка, либо продленка за много денег и ни в чем себе не отказывай», – рассказывает отец трех мальчиков Игорь.
А еще к школьнику миллиард требований: должен ходить в форме, должен быть портфель, сумка, определенная форма для физкультуры. Чтобы все это купить, нужно потратить весьма немало денег. Если все разом покупать, то месячную зарплату одного родителя можно запросто оставить в магазинах, если не сразу весь семейный бюджет. Мамы школьников и детсадовцев на работе не нужны, какие бы они хорошие специалисты ни были, даже само государство их нередко не берет на работу или берет на такую работу, что лучше дома сидеть, потому что платят копейки, а требуют на миллион, сетует отец семейства.
«Уроки с 8 утра, в 12–13 они свободны, – рассказывает Софья, мама пятиклассницы. – С моей работой нормально, так как тоже работаю в сфере образования, в музыкальной школе, и могу подстроить график, но как другие забирают детей в это время, не представляю. Продленка в начальной школе есть, платная. Многие ходили, мы нет».
«Когда младший пошел в 1 класс, мы улетели в Санкт-Петербург, – рассказывает Ирина, мама двоих школьников. – Там продленка обязательная как будто, до 16 часов в школе. Их там кормят, развлекают и тому подобное. В Екатеринбурге другая ситуация – с первого класса старший сын сидел дома один, пока я работала».
Интересно, что на постсоветском пространстве все же есть еще государства, где продленка не считается роскошью, а является нормой. В Белоруссии советская система дополнительного образования сохранилась в прежнем объеме, рассказывает мама двоих детей из Гомеля.
«Продленка есть везде, и она бесплатная всегда, до пятого класса как минимум. Единственное, что родители сдают деньги на полдники – на молоко с печеньем или вафли с соком. Завтрак и обед – бесплатное питание. На продленке с детьми учитель полностью все время, продленка до 18 вечера, с ними делают уроки, водят гулять, какие-то кружки, спортивные секции – в основном все бесплатные. У нас многое из такого сохранилось еще со времен СССР», – рассказывает Янина Береснева.
В России сегодня, по данным Минпросвещения, только 26% школ организуют группы продленного дня, при этом история всегда платная. Депутат Олег Смолин считает, что необходимо вернуть группам продленного дня статус образовательных мероприятий.
«К сожалению, правительство и большинство парламентариев в Государственной думе упираются в принятии таких законов. Мое мнение: продленку необходимо вернуть. Депутаты от партии КПРФ заинтересованы в том, чтобы дети не оставались без присмотра после занятий и чтобы женщины после декрета спокойно выходили на работу, – комментирует Олег Смолин. – Поэтому мы думаем, что следует вернуться к ситуации, которая была в законодательстве до 2013 года, и вернуть в российские школы продленку в качестве дополнительного образовательного процесса».