Чрезвычайно любопытно в свете последних событий начинает выглядеть политический ландшафт в Германии. Продолжающиеся уже несколько недель протесты германских фермеров привели к серьёзным проблемам как в экономике, так и в политике страны. Помимо очевидного логистического коллапса, последствия которого уже начали ощущаться на полках местных супермаркетов, появились упорные слухи, что дни пребывания у власти канцлера Олафа Шольца сочтены. Мол, успокоить разгневанных сограждан (а к фермерам уже начали присоединяться представители и других профессий, недовольные правлением нынешней коалиции) могут только перемены в руководстве ФРГ.
Для упомянутой коалиции весь вопрос теперь лишь в том, удастся ли потушить разгорающийся пожар точечными мерами, например уходом в отставку одного канцлера, или же придётся увольнять всё правительство и назначать досрочные парламентские выборы? Разумеется, второй вариант — и более затратный, и менее предсказуемый, особенно в нынешней международной обстановке. Зато первый позволяет сохранить какой-никакой контроль над ситуацией и попытаться обойтись лишь косметическими изменениями.
Но самое интересное даже не в этом. По большому счёту в падении правительства Шольца на сегодняшний день из политических сил в ФРГ не заинтересован… никто, включая и оппозицию, для которой возможные внеочередные выборы могут обернуться фальстартом. Объясним почему.
Дело в том, что, назначив перевыборы, нынешняя коалиция потеряет не только значительное количество мест в парламенте, но и власть. По данным недавнего опроса общественного мнения, опубликованным в газете «Бильд», если бы выборы в бундестаг прошли до конца января, то партия Шольца (СДПГ) могла бы претендовать лишь на 14% голосов, «зелёные», их коллеги по правительству, — на 12%, а третий участник коалиции — «Свободные демократы» (СвДП) — менее 4% (то есть вообще могут не преодолеть 5-процентный барьер, необходимый для попадания в бундестаг). Таким образом, на всех получается меньше 30% мест в парламенте, чего явно недостаточно для формирования нового правительства.
А что у оппозиции? На сегодняшний день в лидерах христианские демократы в союзе с христианскими социалистами (блок ХДС /ХСС) — 27%, и, казалось бы, вот кому новые выборы были бы в самый раз. Но и для них всё не так просто. Для создания полноценной коалиции необходимо заручиться поддержкой других партий. Но каких?
Союз «христиан» с СДПГ был бы теоретически возможен, несмотря на обиду консерваторов за нежелание «красных» создавать широкую коалицию после последних выборов. Но 27%+14%=41%, и этого по-прежнему мало. Ещё одни многолетние партнёры ХДС/ХСС — «Свободные демократы», как уже было сказано, в бундестаг могут и не попасть, да и в случае успеха их 5% погоды не сделают. С «зелёными» христианские демократы в одну коалицию не пойдут: их взаимное неприятие не способны преодолеть никакие политические резоны. То же относится и ко всем оставшимся: «Альтернативе для Германии» (АдГ) — 18%, «Союзу Сары Вагенкнехт» (ССВ) — более 14% и Левой партии — 3%, которая, как и СвДП, может избирательный порог не преодолеть. Всё это ещё и отягощается постепенным падением рейтингов не только самого блока ХДС/ХСС (до нового года они могли рассчитывать на 32% голосов), но и их возможных союзников, а также ростом популярности у альтернативных политических сил — АдГ и ССВ.
Так почему бы не предположить «очевидное — невероятное» в нынешней политической ситуации в ФРГ? А именно то, что эти новые партии были бы заинтересованы на волне провала основных конкурентов получить значительное количество мест в бундестаге и даже (чем чёрт не шутит в борьбе за власть?) попытаться создать коалицию? Возможный ответ на этот вопрос и является самым интересным.
Несмотря на кажущуюся очевидность, можно предположить, что досрочные выборы пошли бы и тем и другим только во вред. Дело в том, что обе партии прямо сейчас впитывают в себя голоса разочарованных избирателей как с правого (АдГ), так и с левого (ССВ) политического фланга и процесс этот в самом разгаре, а значит, его искусственное прерывание было бы им в настоящее время невыгодно. Кроме того, хоть АдГ дебютантами в большой политике уже не назовёшь, новая партия Сары Вагенкнехт только набирает обороты, и для начала, как и планировалось, она хотела бы обкатать свои силы на нескольких земельных выборах в Германии, а также на выборах в Европарламент. Тем более что политическая платформа ССВ только формируется и массовому избирателю до конца пока не ясна. Нужно время, которого в случае внеочередных выборов в бундестаг попросту не будет.
Если же правительство устоит (хотя бы даже ценой смещения Шольца), коалиция продолжит нынешний политический курс, чем ещё глубже закопает рейтинги её участников. Это, несомненно, станет хорошим подарком новым политическим силам, которые, возможно, подойдут к следующим выборам уже не просто как возмутители спокойствия, а в качестве реальных претендентов на власть. Шанс поистине исторический, и им нужно суметь воспользоваться. Но насколько реален союз между АдГ и партией Сары Вагенкнехт?
Пока Вагенкнехт была одним из лидеров Левой партии, поверить в вероятность их объединения с «правыми» было решительно невозможно. Тут и противоречия по идеологическим причинам, да и электорат явно не понял бы такого поворота. Но сегодняшний «Союз Сары Вагенкнехт — За разум и справедливость» — это далеко не «чисто левая» партия.
Следует учитывать, что важнейшую роль в политическом кредо фрау Вагенкнехт будут играть взгляды её супруга, многолетнего лидера СДПГ и Левой партии Оскара Лафонтена. А они, эти взгляды, довольно центристского толка, без крайностей. А потому и неудивительно, что среди основных положений политического манифеста ССВ можно увидеть и требование ограничения миграции, и критику климатической повестки, и резкое неприятие продолжения поддержки киевского режима. А в рядах самой партии сейчас можно увидеть немало выходцев не только из Левой партии, но и из СДПГ.
Так, под знамёна «партии Сары» встали, например, бывший обер-бургомистр Дюссельдорфа, 40 лет состоявший в правящей сегодня СДПГ, Томас Гайзель — политик, известный своей критикой западной трактовки событий не только на Украине, но и в бывшей Югославии. Кстати, именно Гайзель уже согласился возглавить список ССВ на выборах в Европарламент. Из влиятельных бывших «левых» можно выделить экс-депутата бундестага Фабио де Маси, старого друга и соратника Вагенкнехт. Всерьёз, как отмечает немецкая пресса, рассматривают возможность примкнуть к ССВ и некоторые политики из АдГ.
Таким образом, становится заметно, что у партии Вагенкнехт и АдГ есть немало общего, пожалуй, не меньше, чем противоречий. И в случае необходимости противоречия можно будет и преодолеть. Но важно не спешить, чтобы не наделать политических глупостей. Тем более что на фоне происходящего сейчас в Германии эти глупости всё чаще совершают потенциальные конкуренты — правящая коалиция и её оппоненты в лице христианских демократов. Не стоит им мешать.