Минтруд в конце прошлой недели направил в правительство проект пенсионной реформы, который оценили как чрезвычайно жесткий и даже драконовский. Для получения полной трудовой пенсии нужно будет проработать не менее 45 лет для мужчин и не менее и 40 лет для женщин. Это значит, что выпускники вузов или матери, которые брали отпуск по уходу за детьми, смогут получать нормальную пенсию лишь после 67–69 лет. Без указанного стажа граждане будут получать лишь усеченную пенсию.
Для ликвидации пенсионного дефицита будут увеличены налоги на зарплаты свыше 68 тыс. руб. в месяц, а для более скромных зарплат страховые сборы будут понижены. Кроме того, пенсионным налогом будут обложены мигранты и граждане «свободных профессий» – такие как няни, домработницы и таксисты. В Минтруде надеются, что новая реформа стабилизирует пенсионную систему и увеличит размер пенсии. Эксперты считают иначе: эти меры простимулируют рост теневой занятости, серых зарплат, а также демотивируют граждан к повышению квалификации и получению высшего образования.
Новое Министерство труда и социальной защиты подготовило собственный вариант пенсионной реформы, в рамках которой чиновники, похоже, планируют взять россиян в ежовые рукавицы. В конце прошлой недели ведомство Максима Топилина направило в правительство соответствующий документ (об этом сообщил «Финмаркет» со ссылкой на имеющийся в его распоряжении документ).
По версии Минтруда, реформа обеспечит россиян к 2020 году пенсией в размере 40% от их среднего заработка. Это будет «адекватная жизненным потребностям пенсионера» сумма, которая в два-три раза превысит прожиточный минимум пенсионера – уверены в ведомстве. На данном этапе коэффициент замещения в РФ колеблется в среднем на уровне 36%. Минтруд добавляет: россияне смогут получить и 70% от утраченного заработка. Правда, для этого им придется принять участие не только в государственной пенсионной системе, когда работодатель платит за работника взносы в Пенсионный фонд, но и в корпоративной, когда предприятие предоставляет работнику корпоративную пенсию, а также в частной, когда работник сам добровольно накапливает средства на старость в негосударственных пенсионных фондах, банках и т.д. Насколько достижимо на практике соблюдение сразу трех условий – ведомство не поясняет.
В своем проекте Минтруд обещает сократить дефицит пенсионной системы в три раза. К 2020 году дефицит составит, по расчетам ведомства, 0,8% ВВП против сегодняшних 2,3% ВВП. Для этого, однако, потребуется заметно ужесточить условия получения пенсий. Во-первых, Минтруд намерен увеличить необходимый для получения так называемой полной трудовой пенсии стаж – до 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин. Для выхода на пенсию в 60 лет страховой стаж не должен быть менее 15 лет.
Во-вторых, Минтруд хочет включить в пенсионную систему – а следовательно, заставить платить страховые взносы в Пенсионный фонд – трудовых мигрантов, лиц «свободных профессий» и самозанятых, таких как таксист-частник, сиделка, няня и др. В-третьих, Минтруд намерен изменить ставку страховых взносов с текущих 26% до 20% и распространить эту ставку на зарплаты до 1 млн. руб. в год, а не до 512 тыс. руб. в год, как сейчас. Кроме того, ведомство фактически создаст условия для отмены самими предприятиями досрочных пенсий. Как замечают информагентства, в документах ведомства нет ни слова о повышении пенсионного возраста.
Между тем эксперты «НГ» увидели в проекте реформы циничную игру слов, когда якобы отмененное повышение пенсионного возраста заменяется более жестким требованием сверхвысокого стажа. Как замечает зампредседателя комитета по бюджету и налогам Госдумы Оксана Дмитриева, в варианте Минтруда речь идет о радикальном, «лавинообразном» повышении стажа, которое коснется всех и сразу и которое равноценно резкому повышению пенсионного возраста. Директор научных программ Независимого института социальной политики Лилия Овчарова добавляет, что на этом фоне инициатива Минфина плавно и постепенно повысить пенсионный возраст выглядит очень мягкой и привлекательной. Напомним, в апреле 2012 года Минфин предлагал начать повышать пенсионный возраст до 63 лет для мужчин и женщин (сейчас – 60 и 55 соответственно), прибавляя по три месяца в год для мужчин и по шесть месяцев – для женщин. Куда честнее и безболезненнее было бы повысить пенсионный возраст, а не резко поднять стаж, считает Овчарова. Эксперт назвала реформу Минтруда «антинародной».
Как правило, у молодых россиян трудовая карьера начинается с 21–23 лет. А если же речь идет о студентах медицинских вузов или аспирантах, то начало трудовой деятельности откладывается еще на несколько лет. Получается, что мужчины могут надеяться на полную пенсию лишь к 70 годам, а женщины – к 65. Что это, как не повышение пенсионного возраста? Такая мера среди прочего может дестимулировать россиян к получению высшего образования или к повышению квалификации.
Ситуация усугубляется тем, что стаж должен быть непрерывным, иначе работник сможет претендовать лишь на минимальный размер пенсии. Эксперты уверены: проработать непрерывно 40–45 лет невозможно и мужчинам, и в особенности женщинам.
В России остро стоит проблема теневого сектора, есть граждане, которые прерывают стаж и продолжают работать без официального оформления заработка. Это значит, что получить полную трудовую пенсию многие не смогут фактически никогда – указывает Оксана Дмитриева.
Похоже, и сами чиновники уже не скрывают, что для них самое главное – как можно дольше не платить старикам пенсию. «Можно сделать так, что если гражданин выходит на пенсию в 60–65 лет, он будет после 65 лет получать более высокую пенсию. Если мы меняем формулу расчета пенсий, то период дожития сокращается, а пенсия может быть увеличена в 1,6 раза», – сказал в конце прошлой недели глава Минфина Антон Силуанов. Другими словами, чиновник прямо признает, что речь идет о повышении пенсионного возраста. Ведь «сокращение периода дожития» и «повышение пенсионного возраста» – это просто синонимы.
Идею заставить трудовых мигрантов и людей «свободных профессий» делать отчисления в Пенсионный фонд эксперты назвали как минимум неперспективной. Для этого нет институциональных возможностей. Не совсем понятно, как это организовать, как учесть всех самозанятых и всех нелегальных мигрантов, которых значительно больше, чем легальных. Более того, если на таких работников наложат пенсионные обязанности, то, значит, в будущем у них появятся и пенсионные права. Сможет ли и захочет ли государство профинансировать потом эти права – большой вопрос. Такая инициатива дополнительного налогообложения простимулирует рост нелегальной, теневой занятости, считают эксперты.
Уходом зарплат в тень грозит также идея изменить ставку страховых взносов. Ведь в Минтруде нагрузка на высокие зарплаты увеличивается. Так, для работников с годовым заработком в 1 млн. руб. отчисления в Пенсионный фонд вырастут почти на 20 тыс. руб. Условной границей, с которой начинается рост налоговых отчислений, станет зарплата 68,3 тыс. руб. в месяц.