Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Кровавая клоунада
Вторник, 16 Июл 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Кровавая клоунада

Печать

Показанный на днях федеральным НТВ-телеканалом сериал «Страх над Невой» — только на первый взгляд безобидная «развлекуха» про маньяков и сектантов для любителей «ужастиков». Простота эта лишь кажущаяся. Данное кино — мастерски зашифрованное кинопослание об «изуверах-извергах» в русских кафтанах с партбилетами в карманах.


  Сюжетец — из разряда самых почитаемых на НТВ (почти 10 лет занимающий должность генпродюсера НТВ Тимур Вайнштейн — один из сопродюсеров данного кино). Почти как в бесконечном документально-криминальном «Следствие вели…» с Леонидом Каневским — и тут всё начинается с трупа молодой женщины, истерзанной маньяком. Затем от серии к серии трупы замученных девушек и женщин множатся, несмотря на героические усилия советских милиционеров. Потому что, как принято на НТВ, самые опасные маньяки водились только в СССР.

Милиционеры периодически ловят подозреваемых в убийствах и докладывают вышестоящему начальству об успешном раскрытии дела. Тем не менее убийства продолжаются с завидной периодичностью. А одного из подозреваемых нехороший советский милиционер (с его ролью блестяще справляется Сергей Яценюк) запытывает до того, что тот берёт на себя вину за все преступления маньяка. Дело фабрикуется настолько мастерски, что суду ничего не остаётся, как приговорить обвиняемого к высшей мере наказания. После чего невиновного расстреливают. Ох уж эти безжалостные изверги ГУЛАГа! — наверняка восклицает в сердцах какой-нибудь слабонервный зритель.

Ну да ладно, допустим… Такая вот фатальная судебная ошибка в принципе могла произойти и в 1967 году (именно в это время авторы сериала решили поместить своих героев). И обвинять авторов в предвзятости на основании столь стереотипного подхода в выборе отрицательных героев-милиционеров мы не станем. Тем более что НТВ не раз снимало и показывало сериалы про постгорбачёвскую Россию, где аналогичные сюжеты с фабрикацией тяжких уголовных дел воплощались на экране сплошь и рядом (например, в фильме «Ментовские войны»).

Вначале может показаться, что «Страх над Невой» — кино о нелёгких милицейских буднях, о скромных героях в погонах, которые, презрев опасности, преследуют опасного маньяка — душевнобольного, чтобы успокоить не на шутку встревоженный город. И даже наперекор собственному коррумпированному начальству герои-сыщики упрямо идут к заветной цели — к задержанию настоящего убийцы. И действительно, в последней серии подлинный убийца раскрыт и ликвидирован.

Однако сериал «Страх…» совсем не про хороших и плохих «ментов», и даже не про плохих и хороших партийных руководителей СССР. Некий намёк на подлинные цели и смыслы данного кино содержится в небольшом тексте в конце финальных титров. Он набран самым мелким шрифтом, как делают некоторые банки для важнейших условий в кредитных договорах. В этом тексте сказано следующее: «Все персонажи и события, действующие лица, упомянутые образы и символы являются вымышленными, любые совпадения с реальностью — случайны».

И если вы думаете, что это простая юридическая оговорка, чтобы избежать всяких там обвинений и исков, то сильно ошибаетесь. В данной фразе — художественная декларация авторов: «Мы всё выдумали! И если вам показалось, что в фильме продемонстрированы события, которые в принципе могли бы произойти, то вы заблуждаетесь.» Типа, мы — художники. Мы ТАК видим и трактуем окружающий мир и историю. Имеем полное право.

«Страх над Невой» — не обычный криминальный триллер со щекочущими нервы подробностями серийных убийств. Скорее это загримированный под банальное уголовное расследование фильм ужасов со значительной долей фантастических, никогда не существовавших и не встречавшихся в реальности героев и коллизий.

Убийца невинных девушек и женщин в данном произведении продюсеров НТВ — не просто душевнобольной маньяк, но совсем даже не маньяк, а совершенно здоровый человек. В конце фильма обнаруживается, что это — весьма заслуженный милиционер. Одновременно он же — адепт ужасной языческой секты, которая поклоняется некоему «Чернобогу» (выдуманное продюсерами НТВ божество) и приносит своему идолу человеческие жертвы. Поэтому убийства женщин — не просто убийства, а жертвоприношения.

Своим жертвам сектанты перерезают горло остро заточенным серпом, будто сошедшим с картин художников 1920-х годов, где серп изображался как символ рабоче-крестьянской власти. Похоже это орудие в руках убийц-сектантов и на серп с Герба СССР. Данное сходство совсем не случайно, оно намеренно педалируется. А отдельные высказывания сектантов прямо отсылают к советской идеологии.

Так, в 3-й серии рассказывается о поклонниках «Чернобога»: «Сектантов много. Сектанты так приближают коммунизм. Убивают вначале животных, а потом и людей».

А в 4-й серии главарь секты, именующий себя «бог Симеон», отец убийцы-милиционера, рассказывает о том, зачем сектанты приносят человеческие жертвы: «Просят у бога достатка, здоровьица. А что ещё человеку надо-то… Я ведь не только за себя просил, я за всех просил. Счастья всем просил. И будет оно, вот только ты остался…» Последняя фраза указывает на то, что всеобщее счастье наступит после того, как зарежут серпом и принесут в жертву майора КГБ Чубина — главного детектива в данном кино.

Словом, если внимательно послушать «бога Симеона», то изуверская секта ставит почти те же задачи, что были записаны в Программе КПСС. Цель поклонников «Чернобога» — «счастье для всех», то есть коммунизм. Как говорится, это даже не смешно! Потому что рядовой зритель, которому хоть и за 40, вряд ли сможет опознать в столь изощрённо построенных речевых конструкциях подлую провокацию.

Ну и не без специфического антисоветского юмора, конечно же, фильмец. Так, в одной из серий к милиционерам обращается дама бальзаковского возраста с необычной просьбой — найти украденные у неё фото. Мол, на фото она изображена в купальнике, что для члена КПСС недопустимо. Помоги, мол, дорогая милиция, спасти честь члена партии! А вдруг эти фото попадут во вражеские руки? Каково?! Страну под названием СССР в 1967 году, как утверждают авторы сериала, населяли полные идиоты, маразматики и живодёры.

В целом же кровавая клоунада «Страха над Невой» выстроена, как слоёное тесто, из подлогов, мошеннических инсинуаций и фейков. Сделано это по-киношному убедительно, технические «швы» почти неразличимы. В какой-то момент даже возникает ощущение, что гэбист-следователь Чубин в конце своего следствия должен выйти на себя самого как на подлинного убийцу-маньяка. Кстати, похожий сценарный ход применён в культовом фильме ужасов «Сердце ангела» (1987, США), где, перемещаясь во времени, детектив (актёр Микки Рурк), расследуя цепь преступлений, выходит на убийцу, которым был он сам несколько лет назад.

Аналогично и в «Страхе…» в последних кадрах смертельной схватки гэбиста Чубина с ментом-убийцей Болгиным потенциальную жертву и преступника почти невозможно отличить друг от друга — настолько они похожи внешне. Исполняющие роли Чубина и Болгина актёры Антон Хабаров и Ян Ильвес и без премудростей гримёров похожи друг на друга, как родные братья-погодки, даже роста одного (пять баллов за кастинг!). К тому же действие происходит в сумерках, как и большая часть фильма.

И ещё одну пару двойников нам подкинули креативные эн-тэ-вэшники: главный сектант и вдохновитель ритуальных убийств «бог Симеон» (актёр Андрей Шарков) имеет явное портретное сходство с крупным партбоссом КПСС (актёр Юрий Кузнецов). Каждый из них — пожилой грузный мужчина с маленькими глазками на массивном квадратном лице. Только первый в бороде, второй — гладко выбрит. «Первый секретарь обкома» (так в сценарной разработке обозначен герой Кузнецова) курирует расследование и постоянно требует от «ментов» «ускориться». Именно партбосс, по задумке режиссёров НТВ, несёт ответственность за расстрел оговорившего себя душевнобольного. Вот и выходит, что «система», возглавляемая партбоссом, так же, как и секта «Чернобога», зиждется на кровавых жертвоприношениях.

Словом, порезвились ребятки из НТВ на славу! Вроде скучноватое, без особой динамики кино с элементами «фильма ужасов», а как оказалось — столько удовольствия можно получить. Антисоветского, антирусского — политического. И спросить за злой умысел вроде не с кого — всё ведь придумано, «образы и символы являются вымышленными, любые совпадения с реальностью — случайны». И хочется воскликнуть: «Граждане! Приступая к просмотру сериала НТВ, прочитайте внимательно титры! Не дайте себя обмануть!»

Правда, палку ребята всё же порядочно перегнули: не было никогда в России сект, которые человеческие жертвы богам приносили. Кровожадная фантазия НТВ, отнесённая пусть и к 1967 году, — это намеренная злобная клевета не только на советскую эпоху, но и на всю нашу страну, её историю, ведь в подзаголовке названия фильма так и значится: «История жестокого маньяка из СССР». А по нынешним временам — это не просто «артистическая шалость», а серьёзно наказуемое деяние…



Rambler's Top100