В среду, 3 апреля, глава правительства Михаил Мишустин, отвечая в Госдуме на вопрос о возможности введения дополнительных налогов для банков, заявил, что для пополнения бюджета вместо введения таких налогов лучше использовать механизм дивидендов. Однако такой механизм принесет государству гораздо меньше средств, зато больше достанется состоятельным гражданам и биржевым спекулянтам.
В нашей недавней статье «А банкирам все мало…» (Правда, №7, 25.01.2024, https://kprf.ru/party-live/opinion/223792.html) мы уже писали о рекордной чистой прибыли банковского сектора по итогам 2023 года, так что вполне естественно встает вопрос: не пора ли банковскому сектору поделиться с государством? Это вопрос особенно актуален в нынешней ситуации, когда государство ведет масштабные боевые действия, а значит, средства сейчас ему особенно необходимы. Плюс к тому, запад постепенно, но неуклонно закрывает каналы для российского экспорта и финансовых расчетов; логистика становится сложнее и дороже. России пока удается находить новые каналы взамен старых, но все равно есть риск, что в какой-то момент наша экспортная выручка сильно сократится.
Так что неудивительно, что депутаты в Госдуме предложили ввести дополнительный налог для банковского сектора. В ответ на это предложение глава правительства Михаил Мишустин, выступая перед депутатами в Госдуме, заявил следующее (цит. по «Интерфакс»).
"По банкам, по налогам на банки – в принципе понятно, что, если есть где-то большая маржа и прочее, надо внимательно посмотреть, как справедливо с этим разобраться, но есть такой механизм, как дивиденды банков, и у нас банки в основном государственные. И здесь мы могли бы аккуратно подумать над тем, как это более справедливо сделать. Не совсем все однозначно, если мы будем что-то резко менять."
По сути сказанное Мишустиным означает, что в таком налоге нет необходимости, поскольку «у нас банки в основном государственные», а значит, бюджет все равно получит долю банковской прибыли – не через налоги, так через дивиденды.
На самом деле, это совсем не так. Во-первых, у нас не так мало банков без государственного участия – даже среди самых крупных. Например, Альфа-Банк, занимающий четвертое место по активам, Московский кредитный банк (6 место), Совкомбанк (8 место). И у них по итогам 2023 года вполне неплохие прибыли: например, чистая прибыль Альфа-Банка (по российским стандартам бухгалтерского учета – РСБУ) составила 118 млрд рублей, а у Совкомбанка – 95 млрд рублей. У частных банков второй десятки по активам чистая прибыль (после уплаты всех налогов, включая стандартный налог на прибыль) исчисляется десятками миллиардов рублей. Конечно, речь не идет об изъятии этой прибыли в полном объеме, но какую-то долю чистой прибыли в нынешних условиях можно было бы собрать в бюджет через дополнительный налог.
Во-вторых, у банков, формально считающихся государственными, государство владеет контрольным пакетом акций, но значительная доля их акций находится в других руках. Так, так например, в структуре акционеров Газпромбанка (3 место по активам) помимо государства крупными пакетами акций владеют (напрямую или через цепочку юрлиц) ПАО Газпром и НПФ Газфонд. Дивиденды по этим акциям в государственный бюджет не попадут. В случае Газпрома часть этих средств, возможно, все-таки дойдет до госбюджета через дивиденды Газпрома, но в случае НПФ Газфонд эти деньги станут просто инвестиционным доходом пенсионных накоплений.
Ну и третье – самое главное. Почти у всех госбанков значительная часть акций просто торгуется на бирже; они принадлежат в основном состоятельным гражданам и биржевым спекулянтам (как физическим лицам, так и институциональным инвесторам). Это в первую очередь относится к Сберу – с большим отрывом самому крупному российскому банку. У него только половина акций принадлежит государству (точнее, Фонду национального благосостояния), а вторая половина торгуется на бирже.
Сбер по итогам 2023 года получил полтора триллиона рублей чистой прибыли, и глава банка Герман Греф уже обещал, что половина ее – то есть порядка 750 млрд рублей – в соответствии с дивидендной политикой банка будет направлена на дивиденды. Таким образом, государство получит от Сбера порядка 375 млрд рублей в качестве дивидендов. Но при этом еще 375 млрд достанутся состоятельным гражданам и биржевым спекулянтам.
А вот если бы государство забрало бы, скажем, 300 млрд рублей в качестве налога, то после вычета этого налога чистая прибыль Сбера составила бы 1.2 трлн рублей; тогда на дивиденды было бы направлено 600 млрд, из которых государство получило бы 300 млрд. То есть вместо 375 млрд рублей в бюджет поступило бы 300 + 300 = 600 млрд рублей. Дополнительные 225 млрд рублей оказались бы весьма значимой поддержкой нашему бюджету.
Итак, дивиденды от банков не являются полноценной заменой дополнительного налога: поступления в бюджет от дивидендов будут значительно ниже за счет того, что бóльшая часть (если смотреть по банковскому сектору в целом, или даже только по 20 крупнейшим банкам в совокупности) денег, направляемых на дивиденды, идет состоятельным гражданам (их владельцам) и всевозможным биржевым спекулянтам.
_____________________
Статья опубликована в газете «Правда», №36, 05.04.2024, https://gazeta-pravda.ru/issue/36-31529-58-aprelya-2024-goda/o-bankovskikh-pribylyakh-i-nuzhdakh-gosudarstva/