В настоящее время практически всем в Германии уже понятно, что нынешняя правящая трёхпартийная коалиция в составе социал-демократов, свободных демократов и «зелёных» доказала свою полную недееспособность как во внутренней, так и во внешней политике. Правительство канцлера Олафа Шольца, послушно следуя указаниям из Вашингтона, продолжает оказывать активную поддержку киевскому режиму Зеленского в его противостоянии с Россией, последовательно гробя тем самым (во многом — из-за санкционной политики Запада в отношении РФ) собственную индустрию и сельское хозяйство, что наносит серьёзнейший ущерб уровню жизни населения ФРГ. Неудивительно, что всё большее число немцев отворачиваются от нынешней власти и готовы поддержать те политические силы в стране, которые нацелены в первую очередь на соблюдение интересов самой Германии.
Свидетельством тому — последние результаты опросов общественного мнения в стране. Никогда ещё рейтинг ведущей партии правящей коалиции — СДПГ — не был столь низким, балансируя на уровне 14%. А совокупный рейтинг среди избирателей всех трёх «светофорных» (по партийным цветам: красный — СДПГ, жёлтый — свободные демократы, и зелёный у одноимённой структуры) едва превышает 30%. Для сравнения: рейтинг главной на сегодняшний день оппозиционной силы в бундестаге ФРГ — блока христианских демократов и христианских социалистов (ХДС/ХСС) даже превышает этот показатель более чем на 1%.
Кроме того, по-прежнему сильна так называемая правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ), чья популярность у немцев находится в районе 18-19%. А в последнее время в стране уверенно набирает силу официально оформившаяся только в январе текущего года новая партия — «Союз Сары Вагенкнехт» (ССВ). Её рейтинг уже выше, чем у партии Шольца: ССВ опережает социал-демократов на 1%.
А ведь до новых выборов в бундестаг времени ещё предостаточно, и в текущих условиях оппозиционные силы могут только усилить свои позиции, в отличие от «светофорной» коалиции, участники которой, судя по неизменности их политического курса, не желают прислушиваться к голосу разума, который всё чаще раздаётся в ФРГ из уст представителей практически всех слоёв населения — от простых граждан до авторитетных политиков.
В связи с этим представляется интересным рассмотреть перспективы политического развития Германии в обозримом будущем с учётом практически неизбежной смены власти в Берлине. Но кто придёт на смену Шольцу, вице-канцлеру Хабеку, министру иностранных дел Бербок и прочим «коалиционерам»? Здесь возможны различные варианты, в том числе — весьма неожиданные и крайне любопытные.
Недавно в издании «Вельт» появилось небольшое, но ёмкое интервью Сары Вагенкнехт, которая доходчиво и на конкретных примерах разъяснила, что антироссийские санкции — это не внешняя, а самая что ни на есть внутренняя проблема в политике Германии. Что попытка задвинуть русских оборачивается лишь тем, что всё больше задвигают самих немцев и как народ, и в целом как государство. И если немецкая власть не сойдёт с этого пагубного курса, плохо будет не России, плохо будет Германии, да и всей Европе.
Впрочем, скажем прямо, шанс на то, что эти здравые суждения будут услышаны нынешними немецкими (близкими к правительству) и европейскими элитами, невысок. Там сейчас другие заботы. Лидеры западных стран словно играют в опасную игру «Кто здесь главный милитарист?». Несмотря на то, что на данный момент с большим перевесом всех «обыгрывает» возомнивший себя новым Наполеоном и призывающий Европу к «военному походу на Россию» президент Франции Макрон, остальные не теряют надежды догнать вырвавшегося вперёд «галльского петуха», как за глаза называют французского президента многие в Европе. Причём, что удивительно, особым рвением отличаются почему-то именно те политики, кому по должности положено ратовать за мирное разрешение конфликтов — министры иностранных дел.
«Не исключайте ввода войск на Украину», — заявила, в частности, глава МИД Финляндии Элина Валтонен, подчеркнув, что многие страны могли бы сделать для Украины больше.
«Западные страны, в том числе Соединённые Штаты, не должны выступать категорически против идеи отправки войск на Украину, если конфликт усугубится. Важно, чтобы мы не исключали всего в долгосрочной перспективе, потому что мы никогда не знаем, насколько серьёзной станет ситуация», — отметила финский министр, правда, уточнив при этом, что на данный момент официальный Хельсинки даже не думает обсуждать перспективу отправки в «незалежную» горячих финских парней с автоматами.
При этом её итальянский коллега Антонио Таяни предостерёг даже от обсуждения возможности подобного решения, ибо всё это в итоге может обернуться апокалипсисом, который старушка Европа рискует не пережить.
«НАТО не должна заходить на Украину. Если мы вступим, чтобы вести войну с Россией, это означает риск третьей мировой войны. Наша армия является носителем мира», — категорически заявил главный дипломат Италии.
Разумеется, все эти разговоры про французский экспедиционный корпус в Одессу и введение на Украину ограниченного «миротворческого» контингента НАТО — не более чем слова, некий элемент торга в процессе игры на повышение. Проще говоря, Россию пытаются запугать. Но в реальности никто никого никуда не отправит. Ну разве что совсем утратившие связь с реальностью прибалтийские режимы наскребут несколько сотен отчаянных эстонских, литовских или латышских солдат.
Ни Финляндия с Италией, ни тем более Германия делать этого определённо не станут. Просто потому, что незачем.
Для чего, скажите, тому же Шольцу отправлять своих солдат на Украину с гарантированным возвратом оттуда цинковых гробов? Эдак он ведь не только собственную карьеру досрочно угробит, но и всю свою партию СДПГ поставит на грань политического банкротства.
У социал-демократов рейтинг, как уже сказано выше, что-то около 14%, а так может вообще рухнуть до уровня проходного барьера в бундестаг в 5%. Не зря на днях председатель фракции СДПГ в бундестаге Рольф Мютцених призвал к «заморозке» украинского конфликта.
«Не пора ли нам не только поговорить о том, как вести войну, но и подумать над тем, как её «заморозить», а затем положить ей конец? В октябре 2022 года американское правительство опасалось применения тактического ядерного оружия на Украине. Это должно заставить нас задуматься», — подчеркнул Мютцених.
Тем более что даже без войны, то есть непосредственного в ней участия, ситуация в Германии хуже некуда. Немецкий бизнес — краса и гордость, локомотив объединённой Европы — бежит подальше от дома, спасаясь от волюнтаризма нынешнего правительства с его сумасшедшими ценами на газ и электроэнергию.
И ведь бежит не только в США, но и в «недружественный» Китай. По данным Института германской экономики, в 2023 году рост прямых инвестиций немецких компаний в Поднебесную достиг рекордного уровня, начиная с 2021 года ни разу не опустившись ниже 12 млрд евро. При этом в 2020 году этот показатель был примерно 5 млрд евро. Неудивительно, что при таких раскладах электоральная база всех участников «светофорной» коалиции сжимается как шагреневая кожа. Так что же будет дальше?
На грядущих в октябре 2025 года парламентских выборах первое место с большим отрывом наверняка займёт блок ХДС/ХСС. Да, они такие же милитаристы, как и нынешние «коалицианты», даже, возможно, хуже, но формально к тому ужасу, в который скатилась Германия при правлении Шольца, они отношения не имеют. Из так называемых традиционных партий, среди которых по большому счёту и выбирают немецкие граждане, они останутся единственными «незамаранными». (О том, что христианские демократы настаивали на поставках на Украину ракет «Таурус» и поддерживали отправку туда немецкого воинского контингента, через полтора года никто уже и не вспомнит. Современный западный электорат, увы, не обладает столь долгой памятью.)
И тем не менее. С весьма высокой долей вероятности (если не случится какого-нибудь форс-мажора) на втором и третьем местах в рейтинге избирателей окажутся «Альтернатива для Германии» и «Союз…» той самой Сары Вагенкнехт, причём, скорее всего, количество отданных за них голосов будет примерно одинаковым. Вот тут-то и начнётся самое любопытное: не желая иметь ничего общего с провалившейся «светофорной» коалицией, консерваторам из ХДС/ХСС, для того чтобы сформировать правительство, придётся вынужденно создавать собственную коалицию с кем-то из них.
По немецкой политической традиции младший коалиционный партнёр получает не только пост вице-канцлера, но и должность главы министерства иностранных дел. А с учётом того, что во главе обеих упомянутых партий по факту стоят женщины — Алиса Вайдель (АдГ) и Сара Вагенкнехт (ССВ), именно им и придётся разгребать «авгиевы конюшни», доставшиеся в наследство от Анналены Бербок.
А разгребать предстоит много чего. Ведь у бывшей спортсменки-акробатки Бербок крутить сальто на батуте и сейчас получается гораздо лучше, чем ориентироваться в «кульбитах» внешней политики. И даже если не касаться темы конфликта на Украине, в котором германский МИД традиционно показывает себя не с лучшей стороны, то достаточно вспомнить слова главы немецкой дипломатии о безразличии к мнению собственных избирателей по украинскому вопросу. За последние два года Берлин и так подарил Киеву 32 млрд евро, однако во время своей недавней поездки на Украину Бербок пообещала выделить Киеву дополнительно ещё 100 млн.
При этом изрядно испорчены отношения ФРГ с арабскими странами и монархиями Персидского залива. Одна встреча президента Германии Штайнмайера, простоявшего в одиночестве долгое время на трапе своего самолёта по прибытии в Доху, чего стоит! Более того, даже там, где сесть в «политическую лужу» было довольно трудно, «зелёная» фрау министр умудрилась это сделать.
Взять хотя бы провал немецкой и вообще европейской политики на Балканах. В регионе очень заметно раздражение от ЕС и от того, что после десятилетия интеграционных процессов в Брюсселе всё внимание уделено Украине. Как пишет в связи с этим «Берлинер цайтунг», негодование высказывает даже сверхлояльная Черногория, находящаяся в статусе кандидата на вступление с 2010 года. Ближайшая цель — вступить в ЕС в 2025-м — вновь перенесена на 2028-й, не помогли ни блестящие отчёты об успехах демократических реформ, ни похлопывание по плечу от еврокомиссаров. У Европы сейчас есть дела поважнее.
А между тем на фоне проволочек с принятием страны в Евросоюз отмечается рост пророссийских настроений, причём не только в самой Черногории или традиционно братской России Сербии, но и в Македонии и в сербской части Боснии. «Другие игроки прощупывают свои возможности ввиду слабости западного руководства, — отмечает газета. — Понимает ли наша министр, что часы тикают против неё?»
А что же можно сказать о потенциальных сменщицах фрау Бербок? Алиса Вайдель, как и вся АдГ, придерживается правоконсервативных взглядов по большинству актуальных вопросов. И если бы не ярлык «ультраправых», который навесили на «Альтернативу» ведомые глобалистами немецкие СМИ, то для ХДС/ХСС это был бы идеальный союзник. При этом Вайдель выступает с абсолютно прогерманских позиций, что с учётом обстоятельств делает их в какой-то мере и пророссийскими. Например, она категорически против отправки германских вооружений на Украину и дальнейшего втягивания ФРГ в украинский конфликт. Также она не раз отмечала, что антироссийская санкционная политика стала, по сути, антинемецкой и её нужно отменять как можно быстрее. Вот лишь несколько её цитат:
«Поставка «Таурусов» должна быть категорически отвергнута. Олаф Шольц абсолютно прав, проведя здесь чёткую красную линию, и мы призываем его проявить твёрдость. Канцлер несёт ответственность за то, чтобы Германия не стала партией войны. А поставка этих ракет была бы явным вовлечением в войну».
«Говоря прямо, Германия уже является участником войны. Германия участвует в экономической войне против России посредством санкций. Германия поставляет оружие Украине в значительных масштабах, а поставка наступательных вооружений, таких как «Таурус», система оружия с дальностью действия более 500 километров, способная уничтожить Кремль, может быть однозначно воспринята Россией как окончательное объявление Германией войны».
Другая возможная кандидатура на пост министра иностранных дел ФРГ — Сара Вагенкнехт, на первый взгляд, представляет противоположный политический лагерь — выходец из партии «Левые», супруга и соратник бывшего идеолога СДПГ Оскара Лафонтена, она по всем параметрам должна была быть ближе к социал-демократам, чем к консерваторам. Но, если внимательно проследить за тем, что она говорит, что критикует и к чему призывает, становится очевидным, что между позициями двух партий — ССВ и АдГ не так уж много различий. И главное здесь то, что обе эти политические силы стоят на чисто прогерманских позициях.
Недавно издание «Цайт» посвятило фрау Вагенкнехт статью, в которой рассказывалось о резкой критике Сары в адрес нынешней коалиции. Опираясь на данные опроса социологического института INSA, говорящие о том, что большинство немцев (51%) считают интеграцию украинских беженцев в ФРГ неудачной, 61% боится, что конфликт на Украине распространится на страны НАТО, а 49% высказались резко против поставок Киеву ракет «Таурус», лидер ССВ называет правительство Шольца «не только самым глупым, но и самым опасным в Европе».
Не раз и не два Вагенкнехт заявляла о бессмысленности наращивания поставок вооружения Украине, которая просто по определению не может победить Россию, обладающую ядерным оружием. Также она высказалась в поддержку предложений о немедленном начале мирных переговоров.
Так какие же напрашиваются выводы, пусть и предварительные? Предварительные потому, что до выборов в бундестаг ещё полтора года и политическая реальность, разумеется, в итоге может сложиться совсем не так, как кажется сегодня.
Но, несмотря ни на что, уже сейчас понятно, что политический маятник в ФРГ качнулся в противоположную от либерал-экстремизма и национал-глобализма сторону, а именно — в сторону природного немецкого прагматизма. Это вовсе не значит, что завтра или в ближайшей перспективе российско-германские отношения наладятся и выйдут хотя бы на уровень того доверия, которое было до событий на Украине в 2014 году. Но, тем не менее, общий сдвиг уже очевиден, и свет в конце туннеля забрезжил. И может так случиться, что проводником новой «восточной политики» ФРГ станет одна из участниц сегодняшнего своеобразного политического «кастинга», женщина-политик, отличающаяся не только здравым смыслом (казалось, уже окончательно утерянным многими политиками в Германии), но и настоящей, а не показной любовью к собственной стране. А большего в данной ситуации и не требуется.