Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Светлый ли «Свет в окне»?
Пятница, 18 Окт 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Светлый ли «Свет в окне»?

Печать

Нынешний год, когда продолжается героическая битва наших воинов с укронацизмом, за сохранение и лучшее будущее нашей страны, объявлен и годом семьи. Да, немало у нас семей, преданных Родине, всеми возможными силами помогающих фронту. Этому посвящены многие передачи телевидения – и главная из них «Наши», в которой рассказывается о людях, семьях, истинных патриотах своей страны.


Но удивительное раздвоение царит на телеэкране: с одной стороны – показ отваги и доблести наших воинов и тех, кто им помогает, а с другой: телеопусы, сериалы, не сходящие с экранов много лет, рожденные в эпоху рыночного царства, которыми нас продолжают окучивать долгими вечерами, широко рекламируя.

В одной из них – «Свет  в окне», где заняты известные, часто мелькающие на сцене актеры, показана жизнь семьи, единство которой, скрепы подорваны из-за трагической смерти одного из сыновей-близнецов. И всё крутится вокруг этой драмы – мать и отец буквально купаются в ней. Душевные терзания каждого и приводят к распаду целой семьи.  Да и семья почти в раздрае: младшие, дочь Муся и приемная дочь Карина, живут своей собственной жизнью, даже совершая благородные поступки. Муся, пожалев бездетную супружескую пару, соглашается стать для нее суррогатной матерью. Но после случайной смерти своей знакомой – той, которой она решила помочь – едва сама не пострадала от ее мужа-психопата.

Приемная сестра Карина неожиданно находит своего настоящего отца и, узнав, что он тяжело болен, решается отдать свою почку ради его спасения.

Но такое мужество и благородство присущи не всем членам семьи.

Взрослые ищут забвения от своей драмы на стороне и отдаляются друг от друга. Неизвестно, где и как они работают, чем зарабатывают на жизнь вполне безбедную.

Трудятся разве что чуть-чуть Карина – она медсестра, сын-журналист, выгнанный с работы из-за неблаговидного поступка. Он мыкается без работы, но, наконец, становится футбольным тренером юных спортсменов. Неудачи же преследуют семью.

Так что, на протяжении всего фильма никакого «света в окне» не видно – только сумерки.

И вдруг после спасения младшей дочери от своекорыстного маньяка все сближаются и сразу объединяются. Всё, как в сказке, разрешается – долгие душевные боли, терзания стихают и уходят, а семья настраивается радужно.

Как-то уж слишком быстро это происходит после тяжело пережитой семьей драмы и ее развала.

И концовка выглядит натянутой. Но мысль ясна: персонажи современного кино, не увлеченные ни своей профессией, ни общественно-полезными делами, целиком отключенные от жизни страны и народа, озабоченные лишь личными переживаниями, живут и чувствуют боли только в своем замкнутом – индивидуальном мирке-«окне», куда до поры до времени и солнце не проникает. И это понятно: индивидуализм – порождение буржуазно-рыночного века, им и приветствуемый, не предполагает никаких высоких, общественно значимых порывов и таких устремлений, которые были присущи советским людям, а значит, и героям фильмов, где раскрывается высота человеческого духа, смысл дел и трудовых свершений, просторы познания больших чувств.

Ныне же воспевается совсем другое: аполитичность, нейтрализм, индивидуализм – уход в свой личный мирок, конечно же не в классовую борьбу.

Именно это выгодно и нужно буржуазии, ее обслуге. И до сих пор, к сожалению, несмотря на немалое прозрение народа в рамках этих «ценностей» буржуазного мира топчутся и наши кинодеятели, сценаристы, дающие хвалебные оценки подобным фильмам.

В каждый сюжет киноопуса непременно впихивают драмы, скандалы, интриги, раздирающие семьи, и непременные криминал и уголовщину. От них некуда деться в долгоиграющих сериалах – таких, например, как еще один: «За семью печатями», тоже широко разрекламированный в СМИ. Среди его героев разыгрывается ярая схватка за обладание фабрикой, а стало быть, и за место начальника, за большие деньги. Это особенно обостряется после подозрительной смерти хозяйки, в чем сперва обвиняется молодая наследница, возглавившая фабрику по завещанию. А потом еще несколько членов семьи.

Грязную, почти преступную игру за место директора этого предприятия ведет старший член семьи Василий – игроман, которому нужно много денег, чтобы расплачиваться с жуликоватыми партнерами. Его брат Артем, пытающийся бежать, тоже замешан в грязных делах.

В итоге преступники разоблачены, а оправданные родственники при общем ликовании намерены продать фабрику и деньги поделить.

Судьба трудового коллектива, который в фильме – пустое место, как бы приложение ко всем главным семейным передрягам, никого не волнует.

Сюжет словно списан из нынешней жизни, в которой наймит труда – тоже как приложение к бизнесу хозяина – бесправен, беззащитен, лишен всякой возможности бороться за себя там, где право богатого возобладало. И это славное право, прописанное даже в рыночной Конституции, доказывает невозможность другого порядка вещей в буржуазном мире, порождающих обывателей, отрешенных от каких-либо государственных дел и забот, живущих лишь личными страстями и драмами, любовными похождениями, сводами-разводами и прочей бытовщиной, в которых он – игрок только для себя.

И вот об этом вереница фильмов: «Эта безумная любовь», «Свадебные хлопоты», «От любви до ненависти», «Как вернуть мужа», «Чары любви», «Сердце не камень», «Я иду тебя искать за закрытыми дверями», «Без памяти любя», «Семейное счастье», «Не хочу жениться», «Некрасивая подружка. Секрет невесты», «Судьба на лестничной клетке», «Любовь и другие препятствия»… И прочие, коим несть числа. В них всё нацелено на ловлю личного счастья и удачи, успешную карьеру, вопреки всему, что происходит в стране.

Эти события не волнуют главных действующих лиц – всё крутится вокруг их личного «я». И фильмы об этом бьют рекорды в то время как больших и ярких картин о наших доблестных воинах, сражающихся с неофашистами, не появляется, хотя их рождение требует и диктует само время. Им посвящаются лишь немногие документальные фильмы, передачи и репортажи о награждении героев высокими наградами.

Рядом с этим кипят другие призывы и страсти: «Играйте и выигрывайте!» Нескончаемы они в шоу-представлении «Фантастика» на первом канале, где ставка на кону в 5 миллионов рублей. Миллион можно при выигрыше схватить и в красочном шоу «Поймай, если сможешь», в «Секрете на миллион», в постоянной игре «Кто хочет стать миллионером» на других каналах.

Видно, не очень-то дельцы от искусства и телеэфира, культуртрегеры разных мастей обеспокоены тем, чем живет сегодня глубинная страна, переживая за наших героических воинов, каждодневно рискующих жизнью ради нашего спасения – спасения страны и всего русского мира от поднявшего голову неофашизма.

А тем временем нам внушают: «Несчастья, неудачи, проблемы у вас могут возникнуть сегодня только на личном «фронте», а посему играйте – и обретете, живите сегодня на полную катушку, радуйтесь, веселитесь, развлекайтесь вопреки всему».

Передачи, фильмы, как я уже говорила, всё о том же – о сосредоточении на решении только личных, семейных проблем: уход в себя и полное пренебрежение общественно-государственными делами и заботами.

Как далеко всё это от смысла и целей нашего советского искусства, кино, в котором всё же личное, семейное, всегда протекало на фоне общественно значимых державных дел и забот. И кругозор, мироощущение человека этим и определялись. Наши советские кинотворцы, деятели литературы и искусства с самого начала проявляли горячую заинтересованность в судьбе человека – человека неограниченных возможностей.

Всё историческое, культурное развитие было связано со степенью постижения духовной жизни человека, творца и созидателя, изменяющего мир и на этом пути борьбы и побед добившегося многого.

Вот о путях преодоления и были наши фильмы, о путях становления человека как личности и гражданина. Не в пример культуре и искусству буржуазного мира, где человек со своей жизнью и судьбой постоянно чувствует себя заброшенным. И об этом говорится в лучших произведениях зарубежной литературы и кино. Этот человек знает и о существовании себе подобных – живя только личным, он ни себе самому, ни другим ничем не сможет помочь. Он – гуманист личной жизни, «личного порядка» –  по выражению Максима Горького. И потому не способен менять мир к лучшему для всего человечества.

А тот, который был присущ нашему социалистическому обществу, с убежденностью, что построить мир к лучшему в руках, мозгах и сердце человеческих, буржуазные идеологи – служки капитала – нередко пытались высмеять как нечто искусственное, закрывая глаза на то, что подлинный оптимизм всегда жизнелюбив, стоек, не боится будущего, а устремлен в него.

Вот почему Максим Горький часто пользовался выражением «активный гуманизм», вкладывая в него большой смысл – прежде всего тот, что гуманизм, как бы ни пытались его применять и ставить себе на службу в буржуазном мире, не может быть подлинным, если он не связан с активным неприятием и осуждением всякого страдания – особенно вызванного социально-экономическими причинами.

Понятие подлинного гуманизма нельзя подменять фальшивками, суррогатами, – утверждал писатель. Оно широко и всеобъемлюще – в основе его, как и нашего, советского, лежит стремление сделать мир подлинным царством человека труда, а не царством того, кто стоит над ним и варварски эксплуатирует его ради своего безудержного обогащения.

И сегодня, чтобы одержать победу над такими господами, над неофашизмом, которым они прикрыты, «нацию важно сплотить на идеях гуманизма, русской и советской государственности и цивилизации», – подчеркнул Зюганов в своем обращении к народу и стране.

Только сплочение на идеях добра и справедливости поможет в той борьбе, которую мы ведем сегодня, защищая не только Родину, но и высшие идеалы человечества и право его на саморазвитие без хозяев-колонизаторов.

А для полной победы нужны перемены – отказ от буржуазной идеологии и возрождение страны на идеях социализма.


А. ЗАСИМОВА

г. Пушкино, Московская обл.



Rambler's Top100