«Правде» от 12 сентября Виктор Кожемяко поднял исключительно важный вопрос: «Что это ныне значит — учиться коммунизму?». Тема многогранная, осветить её в полной мере даже в ряде публикаций сложно. Мне хотелось бы предложить читателям лишь кое-какие (но насущные!) свои размышления, опирающиеся на опыт лучших организаторов политучёбы и партийных пропагандистов, с которыми приходилось лично встречаться. Заметки мои в первую голову будут касаться так называемой черновой работы. Речь преимущественно пойдёт об организационных приёмах, которые сложились в партии при проведении учёбы, об их достоинствах и недостатках.
Значение повышения идейно-теоретического уровня
Начнём с того, что постоянная учёба коммунистов — важная составная часть ленинского учения о партии. Без регулярной и систематической работы над повышением знаний марксистско-ленинской теории не может быть истинных коммунистов и партии нового типа.
Наша партия вырастала из марксистских кружков. В царской России у членов партии не было партбилетов, персональных списков партийных организаций. Кто регулярно посещал занятия кружка, тот и являлся членом партии. Позднее, если указывался год вступления в партию, это означало, что человек в то время начал посещать занятия кружка.
Если продолжим обращение к истории партии, то заметим, что почти все принимавшиеся решения о постановке пропаганды и агитации, учёбе коммунистов были резко критическими. Это вовсе не значит, что дело с учёбой у нас было поставлено плохо. Все понимали и понимают, что партия имеет в этом богатейшие традиции. Достаточно напомнить, что руководителями партийных кружков были В.И. Ленин и И.В. Сталин. Первые советские руководители регулярно выступали на митингах, в трудовых коллективах, порой в очень непростых аудиториях растолковывали «на пальцах» сложнейшие проблемы политики и экономики, социально-классовых отношений, культуры и искусства. Так, будучи Председателем ВЦИК, М.И. Калинин в суровые годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции ездил с агитпоездом по стране, вместе с М.В. Фрунзе выступал на пятитысячном митинге в Оренбурге перед военнопленными белоказаками. Активно участвовали в агитационно-пропагандистской работе В.М. Молотов и Я.М. Свердлов, Ф.Э. Дзержинский и С.М. Киров, В.В. Куйбышев и А.А. Жданов, Г.К. Орджоникидзе и А.В. Луначарский, Л.М. Каганович и Н.К. Крупская, многие другие. Даже «критики» и оппоненты первого Советского правительства на Западе называли это правительство самым грамотным в мире, но многие из лидеров большевиков имели лишь так называемое тюремное образование. Так они писали в анкетах. Разве это не самообразование, говоря современным языком?
Очевидно, что в деле партийной учёбы, в пропаганде и агитации мы должны опираться как на лучшее в прошлом, так и полнее использовать новые возможности, новые информационные технологии, положительный опыт современных пропагандистов и агитаторов КПРФ.
Сегодня важнейшая задача нашей партии — внесение социалистического патриотического сознания в широкие слои трудового народа, прежде всего рабочего класса. Без постоянного общения и контактов с трудящимися мы не сможем «жить в гуще» народа (В.И. Ленин). Не сумеем глубоко чувствовать и понимать настроения и интересы людей.
Партийная учёба и просветительская работа — важный инструмент достижения целей и решения задач, сформулированных в Программе и Уставе КПРФ. Сегодня эта работа проводится в условиях глубокого общего кризиса капитализма, сложных социальных проблем, всё более острыми становятся вопросы безопасности, связанные с использованием электронных устройств. Усложняется обстановка в международных отношениях, на Украине. Нам нужна мобилизация граждан. Не в смысле призыва в армию (хотя и в работе военкоматов немало проблем), а прежде всего в смысле чёткости, слаженности и солидарности всех наших действий, укрепления сознательной дисциплины и ответственности. Все эти задачи не решить без самой широкой агитационно-пропагандистской и массово-политической работы.
И ещё одно важное обстоятельство. Пока коммунисты находятся в оппозиции, у нас мало шансов доминировать на ТВ, радио, в массовой печати (имею в виду прежде всего тиражи). Думаю, не ошибусь, если скажу, что таких шансов почти нет. Даже пропаганда и агитация в соцсетях в нынешних условиях для нас усложнена. Нам явно не хватает материальных ресурсов. Тем более что против нас широко используются административный ресурс и юридическое крючкотворство. Последний Единый день голосования ещё раз это показал. Другое дело — «уличная агитация», непосредственная агитационно-пропагандистская работа с людьми. Это — наше поле, здесь мы всегда обязаны быть первыми, добиваться преимуществ. Кроме того, мы имеем возможность на этом поле быть более решительными, вести себя более наступательно и боевито, называя вещи своими именами.
Главное в партучёбе
Что такое пропаганда? Это — трансляция, распространение идей. Коммунистическая пропаганда — распространение идей коммунистических, марксистско-ленинских. Существуют различные виды пропаганды: печатная и устная, пропаганда через ТВ и радио, в социальных сетях и т.д. Все они важны, но в дальнейшем я буду говорить в основном об устной политической пропаганде, об устном политическом слове.
Что такое агитация? Это — призыв к политическим действиям. Порой разграничение пропаганды и агитации условно. Пропаганда и агитация тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Но всё же ведущую роль в этом взаимодействии играет пропаганда. Во временном отношении пропаганда идёт впереди агитации. Человеку надо сначала разъяснить: что-то делается не так, надо делать иначе, — и только затем призывать к действиям.
Партийная учёба — ядро устной агитационно-пропагандистской и всей массово-политической работы партии. Что тут является главным? Главное в учёбе и агитационно-пропагандистской, просветительской работе — содержание. Оно складывается на базе марксистско-ленинской теории.
Коммунистическая пропаганда и агитация носят классовый характер, выражая и защищая интересы рабочего класса, всех трудящихся. Вместе с тем коммунистическая пропаганда и агитация ведутся дифференцированно, с учётом социально-классовых, социально-профессиональных, демографических, национальных и других особенностей каждого конкретного региона. Выступления перед рабочими и крестьянами, шахтёрами и строителями, перед учителями и врачами, мужчинами и женщинами, молодёжью и ветеранами должны различаться и по содержанию, и по форме.
На уровне «первичек» содержание политучёбы, пропаганды и агитации определяется тематикой политических занятий, лекций, бесед. Такую тематику утверждает Президиум ЦК КПРФ. Региональные и местные комитеты, исходя из своих возможностей, накопленного опыта и пожеланий парторганизаций, пропагандистов и слушателей, должны конкретизировать, уточнять темы дискуссий. Общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в стране и регионах, городах и районах меняется. Поэтому темы политзанятий, лекций, бесед, конференций могут и должны постоянно корректироваться, уточняться и дополняться.
Формы и периодичность занятий
На протяжении многих лет учёба в партии открывается в первые дни октября. Начало учёбы — это своеобразный партийный праздник. Коммунисты поздравляют друг друга с началом занятий. Члены райкомов, горкомов, региональных комитетов посещают занятия, их распределяют по кружкам, школам и семинарам, вместе со слушателями они участвуют в дискуссиях, обмене мнениями.
Разумеется, готовиться к каждому партийному учебному году нужно задолго до его начала. Только при серьёзной подготовке можно добиться действенности партийной учёбы и просветительской работы. При этом подходе расширяются возможности устранять имеющиеся недостатки. К числу недостатков относится отсутствие стройной системы партийной учёбы во многих партийных организациях. В ряде случаев учёба организована на низком идейно-теоретическом и методическом уровне. Занятия нередко проходят без обсуждения реальной практики партийной работы и общественно-политической ситуации в стране, регионе, конкретном городе и районе. Кропотливая работа с людьми порой подменяется саморекламой в духе господствующего на Западе постмодернизма. Эти обстоятельства ведут к тому, что в конечном счёте вне агитационно-пропагандистского воздействия партии остаются значительные группы населения. Или это воздействие является слабым, явно недостаточным.
К каждому учебному году Президиум ЦК КПРФ также принимает постановление о совершенствовании партийной учёбы и просветительской работы. Опираясь на это постановление, на заседаниях бюро и пленумах комитетов партии, на собраниях в «первичках» определяются основные задачи партийной учёбы и политического просвещения в каждом регионе, городе и районе. Обычно уже в августе вопросы учёбы рассматриваются на семинарах-совещаниях секретарей местных и первичных организаций КПРФ. В партийной печати публикуются установочные статьи, что и как надо изучать. В парткомах есть секретари, непосредственно курирующие вопросы пропаганды и агитации, но ещё с советского времени персональная ответственность за организацию и проведение партийной учёбы, всей агитационно-пропагандистской и массово-политической работы лежит на первых секретарях партийных комитетов и секретарях первичных партийных организаций.
Необходимо заранее продумать формы учёбы. Во многих городах и районах создают дискуссионные клубы или политклубы. Для более подготовленных слушателей, включая учёных-обществоведов и партийный актив, организуют теоретические семинары, для менее подготовленных — школы и кружки. Региональные комитеты КПРФ проводят научные и научно-практические конференции, где вырабатываются рекомендации по совершенствованию партийной работы. Положительно зарекомендовали себя школы молодых коммунистов, резерва кадров. Ряд региональных комитетов КПРФ пытался наладить работу своего рода университетов марксизма-ленинизма или университетов политической культуры, постоянно действующих «круглых столов». В некоторых случаях эффективно используется метод самообразования, подготовленные коммунисты занимаются по так называемым индивидуальным планам, хотя могут посещать и групповые занятия. Ещё И.В. Сталин ставил риторический вопрос: зачем читать лекции, если коммунисты могут сами почитать и прояснить для себя те или иные теоретические положения? Многие члены КПРФ обладают высоким уровнем образования, имеют богатый опыт журналистской и шире — литературной, научно-исследовательской работы и политической деятельности, имеют учёные степени и звания. Крайне важно полнее использовать их потенциал при организации политической учёбы.
Надо стремиться к разнообразию её форм. Это могут быть лектории и кинолектории, «открытые трибуны», встречи партийного актива и коммунистов-депутатов с тружениками, учащимися, населением по месту жительства, выступления в печати, на радио и по телевидению. Хорошо зарекомендовали себя авто- и вело-агитпробеги, лыжные походы. Сохраняют свою значимость распространение газет, листовок, календариков и других агитационных материалов, индивидуальные беседы. Эти формы политического просвещения, агитации нередко сочетаются с манифестациями, митингами, пикетами, другими протестными акциями.
Периодичность занятий определяют региональные и местные комитеты КПРФ с учётом мнений, пожеланий местных и первичных партийных организаций, пропагандистов и слушателей. При стабильной организации учёбы проводится 8—9 групповых занятий в год. Обычно определяют день, когда проходят политзанятия во всех партийных организациях района, города (скажем, первый понедельник месяца). Удачной практикой является их совмещение с так называемым единым полит-днём, когда докладчики регионального комитета выступают в трудовых коллективах, перед населением по месту жительства, учащимися в учебных заведениях, в партийных организациях. В сельских районах учёба может начинаться несколько позже и завершаться несколько раньше. Это связано с особенностями сельскохозяйственного производства.
Какие вопросы рассматривают на политзанятиях
Изучая современные проблемы, следует опираться на классическое марксистско-ленинское наследие. Это принципиальный подход и обязательное требование. Отдельные занятия полезно целиком посвятить работам классиков марксизма-ленинизма. Это особенно необходимо в учёбе недавно принятых в члены КПРФ.
Тут много особенностей и нюансов. Если иметь в виду три составные части марксизма-ленинизма (марксистско-ленинская философия, политэкономия и научный социализм), предпочтение всё же чаще отдают тематике научного социализма. Начинается учебный год, как правило, с рассмотрения актуальной и более общей темы. Правильно поступают, на мой взгляд, те партийные организации, которые начинают год с обстоятельного изучения на занятиях материалов съездов, пленумов КПРФ, ставят задачи по их дальнейшему разъяснению слушателями в более широких слоях трудящихся. Часто ЦК КПРФ прямо рекомендует тему, с которой целесообразно начать учебный год.
В учёбе не должно быть школярства, формализма и излишнего академизма. Слушатели с интересом придут на встречу с коммунистом-руководителем в органах власти или известным хозяйственником, с крупным учёным, работником культуры и искусства. Посещение районов секретарями регионального комитета КПРФ может сопровождаться рассказом о последнем пленуме регионального комитета, о принятых им решениях. Депутату-коммунисту регионального законодательного собрания полезно информировать о голосовании фракций разных партий за различные законопроекты.
На занятиях можно делать обзор наиболее интересных публикаций в газетах «Правда» и «Советская Россия», в журнале «Политическое просвещение». Можно ввести в систему работы подготовку слушателями рефератов, тематических сообщений, выступлений на занятиях с кратким рассказом о положении дел в профсоюзной, ветеранской или комсомольской организациях. Учёба и политическое просвещение должны быть формой всеобуча протестному движению. Не стоит отказываться от коллективного посещения театра или музея, выставки, экскурсионной поездки. На занятия целесообразно приглашать квалифицированных юристов, которые расскажут о правах работников во время массовых увольнений или при проведении забастовок, проинформируют об изменениях в выборном законодательстве, осветят другие важные вопросы.
Пропагандист — центральная фигура в политучёбе
Успех партийной учёбы и просветительской работы в решающей степени зависит от пропагандиста. Он — центральная фигура в учёбе коммунистов. Партийные комитеты должны внимательно подбирать пропагандистов, лекторов, докладчиков, руководителей агитколлективов, утверждать их на заседаниях бюро комитетов КПРФ или на партийных собраниях. Пропагандистами в партии всегда были наиболее авторитетные, активные, хорошо подготовленные в идейно-теоретическом отношении коммунисты. Часто это — учителя, вузовские и научные работники. Когда квалифицированного пропагандиста или лектора по теме, которая выносится на обсуждение, нет, то лучше провести занятие по другому вопросу. Следует проявлять постоянную заботу о пропагандистах, беречь их, оказывать им всяческую помощь. Злободневная проблема — подготовка молодых пропагандистов, руководителей агитколлективов и агитаторов. У молодых больше задора, напористости, решительности в агитационно-пропагандистской работе.
Пропаганда и агитация — не только знания, но и искусство. Это и умения, приёмы, навыки общения с людьми. Подготовка пропагандистов во многом совпадает с выращиванием теоретических кадров. Комитетам региональных организаций КПРФ стоит думать о мерах по оказанию помощи молодым учёным-обществоведам социалистической ориентации в публикации результатов исследований и подготовке диссертаций, в предоставлении им аудиторий для устных выступлений, бесед. Эта работа сложная, но чрезвычайно важная. Как и подготовка пропагандистов, она носит «штучный» характер.
Партийные комитеты, пропагандисты должны стремиться к высокому идейно-теоретическому и методическому уровню занятий, пропаганды и агитации. Нужно знать и использовать новые исследования в области научного социализма, философии, политической экономии, истории, социологии, демографии, педагогики, психологии, политической рекламы. Применять элементы театрализации при проведении массовых мероприятий. Использовать способы воздействия на чувства людей с помощью произведений искусства.
Связь учёбы с жизнью
Важнейшая задача — обеспечить тесную связь учёбы с практическими делами, политической борьбой партийных отделений. Слушателям нужно давать практические задания, поручения по анализу политической и социально-экономической ситуации в регионе, состояния протестного движения, положения на предприятии, где они работают.
Рабочий-революционер И.В. Бабушкин вспоминал, что В.И. Ленин во время занятий в кружке требовал от слушателей собирать социально-экономические показатели предприятий и учил анализировать их. А почему же сегодня не делать подобное? Например, поручить коммунисту сравнить показатели города (района, села) за любое тридцатилетие Советской власти и за 30 лет «демократических реформ».
Необходимо проводить обмен опытом пропаганды и агитации. Привлекать слушателей к участию в протестных и других массовых мероприятиях КПРФ. Часть учебного времени следует посвятить обучению основам ораторского мастерства, подготовке заметок в партийную газету, листовок и транспарантов, оформлению колонн демонстрантов, организации митингов и пикетов. На занятиях следует рассматривать современные политтехнологии, объяснять приёмы прорежимного агитпропа, стремящегося к манипулированию массовым сознанием.
Материалы в помощь пропагандистам и слушателям
Газеты «Правда» и «Советская Россия», региональные партийные издания регулярно публикуют специальные статьи и материалы, призванные помогать пропагандистам. Полезные материалы размещаются на официальном сайте КПРФ в интернете и на телеканале «Красная Линия», на сайтах партийных комитетов регионов и крупных городов. Одновременно на занятиях следует всячески пропагандировать партийную печать, стремиться к росту подписки на партийные издания и каналы сторонников коммунистических идей в интернете.
Желательно, чтобы каждый лектор, пропагандист и каждый партийный комитет имели журнал «Политическое просвещение». Заслуживает одобрения организация подписки на этот журнал, которую проводят для коммунистов, занимающихся самообразованием. В соответствии с решениями совместного пленума ЦК и ЦКРК КПРФ подписка каждого первичного отделения партии на журнал «Политическое просвещение» является обязательной.
В конце учебного года, то есть в апреле-мае, необходимо провести итоговые занятия в форме собеседования, пропагандисту дать оценку работы, проделанной каждым слушателем кружка, школы или семинара, участником заседаний политического или дискуссионного клуба.
Руководство и контроль за партучёбой
Руководство партийной учёбой и просветительской работой осуществляется непосредственно партийными комитетами. Сложились проверенные многолетней практикой приёмы руководства, которые необходимо в полной мере использовать и развивать. На пленумах, заседаниях бюро партийных комитетов и партийных собраниях надо чаще рассматривать вопросы партийной учёбы, пропаганды и агитации. В первичных отделениях необходимо обсуждать отчёты отдельных коммунистов о повышении ими своего идейно-теоретического уровня. Проводить семинары, инструктажи пропагандистов, руководителей агитколлективов, приглашать их на совещания секретарей местных партийных комитетов. Обеспечивать пропагандистов партийными документами, книгами и газетами, иной справочно-информационной и методической литературой. Углублять знания и навыки работы в интернете и т.д.
Конечно же, надо совершенствовать приёмы контроля за организацией партийной учёбы и политического просвещения. Преимущественно осуществлять контроль в форме совета, товарищеской помощи. Поощрять лучших пропагандистов за успешную агитационно-пропагандистскую работу. По итогам учебного года они могут награждаться почётными грамотами и юбилейными медалями, чаще следует положительно отмечать их на партийных собраниях, пленумах партийных комитетов и совещаниях.
* * *
Только при повседневном внимании к партийной учёбе и политическому просвещению коммунистов, сторонников нашей партии можно добиться устойчивого повышения их идейно-теоретической подготовки и усиления на этой основе эффективности всей партийной работы. Только таким образом выполним важнейший ленинский завет — учиться коммунизму. Мы должны последовательно, настойчиво идти по этому пути и тогда победим!
Владимир ГРЫЗЛОВ, главный редактор журнала КПРФ «Политическое просвещение»