Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Что это ныне значит — учиться коммунизму? Продолжаем обсуждение
Четверг, 26 Дек 2024
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Что это ныне значит — учиться коммунизму? Продолжаем обсуждение

Печать

В 99-м номере «Правды» опубликована статья В.С. Кожемяко на чрезвычайно злободневную тему «Что это ныне значит — учиться коммунизму?».Продолжая обсуждение в № 127 редакция публикует статьи доктора философских наук, профессора В.А. Туева и рабочего, члена ЦК КПРФ Алексея Парфёнова, изложвших некоторые свои размышления по вопросу, сформулированному в заголовке этой публикации.


Чтобы рос новый человек


Один мой давний знакомый рассказывал, что в молодости ему довелось побывать на встрече И.В. Сталина с группой молодёжи. Это были послевоенные сталинские годы, когда повсюду звучал такой лозунг: «Под знаменем Ленина, под водительством Сталина — вперёд, к победе коммунизма!». И вот кто-то из молодёжи спрашивает Сталина: а когда же будет построен коммунизм? Сталин после некоторого раздумья ответил: «Я уже немолод, но надеюсь пожить при коммунизме». Молодые люди после окончания этой встречи много спорили, как следует понимать ответ Сталина, и пришли к такому заключению: он имел в виду, что коммунизм начинается сегодня... Такая вот была тогда молодёжь: она видела, что мы действительно с каждым шагом приближаемся к коммунизму.

Современный молодой скептик скажет: но строить коммунизм и жить при коммунизме — это далеко не одно и то же. И он будет, конечно, прав, но... только по форме, а никак не по содержанию. Вот об этом и стоит поразмышлять.

Хорошо известно, что марксистская теория общества полагает: на смену капиталистической формации общества идёт формация коммунистическая. Правда, марксизм, как мы знаем, выделяет две ступени этой формации — социалистическую и коммунистическую. Но ведь понятно, что социализм не в одночасье превращается в коммунизм, а ведёт к нему постепенно, по мере своего развития. И каждый шаг по социалистическому пути есть в то же время шаг к коммунизму.

Поэтому в истории социализма со временем стали выделять несколько ступеней: первая — переходный период от капитализма к социализму, вторая — построение социализма в основном и третья — строительство коммунизма. Такое членение социалистической фазы коммунистической формации вытекало из реального процесса её развития в СССР. И каждая последующая ступень вбирала в себя всё больше черт, присущих коммунизму. Тогда же было введено понятие полного коммунизма. Однако его понимание во многом оставалось загадкой, а в некотором смысле остаётся ею и по сей день. Давайте попытаемся сделать шаг к разгадке.

Начнём с того, что после кончины Сталина в общественной жизни страны стали происходить довольно крутые изменения в понимании стратегических перспектив её развития. Возо-бладало во многом легковесное и упрощённое их понимание.

Известно, что капитализм, особенно американского типа, связывает прогресс с удовлетворением только материальных потребностей человека. И вот в 1957 году, после встреч с американским фермером Гарстом, Хрущёв выдвигает задачу «догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения», которую предстояло выполнить за три-четыре года. Разумеется, это было нереально, но дело не только в этом: здесь уже явно проступал совершенно определённый подход к пониманию нашего идеала. Оно сводилось к максимальному удовлетворению сугубо телесных потребностей.

В 1961 году XXII съезд партии принял новую Программу КПСС, и она была названа Программой «развернутого строительства коммунизма». В ней предполагалось за двадцать лет создать в стране материально-техническую базу коммунизма. Можно было бы это приветствовать, но, как говорится, «дальше — больше». А дальше Хрущёв с трибуны съезда провозгласил: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».

Как же понимается здесь суть коммунизма? А очень просто: по тексту статьи К. Маркса «Критика Готской программы», это общество, в котором осуществляется великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Вот и в той Программе КПСС наиболее подробно раскрываются именно эти, «потребительские» задачи, прежде всего — изобилие материальных благ и «самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма».

Спрашивается, Маркс ошибался, формулируя своё понимание коммунизма? Как сказать... Во-первых, это было написано им полтора века назад, когда капитализм был самым передовым общественным строем из всех существовавших, но и он не решил проблему удовлетворения даже минимальных телесных потребностей основной массы населения. Маркс говорит о том, что полное их удовлетворение возможно только в условиях формации, которая придёт на смену капитализму.

Во-вторых, — и это наиболее существенно! — в то время потребности человека рассматривались недифференцированно, без разделения на фундаментальные (телесные) и высшие, духовные потребности. Но уже В.И. Ленин вносит значительно большую ясность в понимание системы человеческих потребностей и именно с высшими потребностями связывает суть коммунизма, Так, в работе 1918 года он пишет: «Высшая фаза развития коммунизма» (каждому по потребностям, каждый по способностям) «предполагает и не теперешнюю производительность труда и не теперешнего обывателя...». Иными словами, коммунизм предполагает и новые, более развитые производительные силы, и нового человека. Можно смело утверждать, что это человек как раз с новыми, а именно духовными, потребностями.

На чём основывается это суждение? Прежде всего с установлением общественной собственности на средства производства, то есть с переходом к социализму, коренным образом меняется общественный характер труда. Его целью становится не прибыль собственника, а общее благо, то есть всего народа. А поэтому появляются, помимо материальных, также и духовные побуждения к труду. Сталин выразил этот факт в своей знаменитой формуле: «Труд в СССР есть дело чести, дело славы, дело доблести и геройства».

В несколько изменённом виде этот лозунг присутствует в тексте «Марша энтузиастов» (автор А. Д’Актиль), ставшего песенной эмблемой сталинской индустриализации:

Нам ли стоять на месте?

В своих дерзаниях всегда мы правы.

Труд наш есть дело чести,

Есть дело доблести и подвиг славы.

И совершенно не случайно, что сталинский лозунг был воспроизведён в этом гимне великой эпохи: такая метаморфоза трудовой мотивации явилась событием поистине эпохального значения! Впервые в истории побудителем к труду стал энтузиазм его участников! Люди с незапамятных времён трудились ради удовлетворения своих материальных потребностей, а сегодня даже и капитализм создаёт реальную возможность их удовлетворения на достаточно высоком уровне. Социализм же породил трудовой энтузиазм, то есть не известные ранее высокие духовные мотивы трудовой деятельности, и тем самым ещё до наступления полного коммунизма открыл реальные возможности для всестороннего развития человека.

Потому и молодые люди в беседе со Сталиным, описанной в начале статьи, поняли его слова именно так: коммунизм начинается сегодня. В самом деле, уже строительство социализма создало возможности для небывалого духовного развития человека. Это ещё в 1930-х годах ярко выразилось в возникшем тогда стахановском движении, опиравшемся прежде всего на трудовой энтузиазм рабочих-стахановцев. А в послевоенные годы движение к победе коммунизма стало уже главным лозунгом пятилетки.

Мне попала недавно на глаза очень интересная книга Н. Михайлова «Над картой Родины», изданная в 1947 году. В великолепной, почти художественной форме, но с цифрами и фактами в книге представлено, как изменилась, как расцвела советская земля за годы сталинских пятилеток. Показано, что при этом совместный труд ради общей цели преображает людей, раскрывает их творческие силы. Вот, к примеру, несколько констатаций автора:

«В новой стране живут новые люди. У них новые чувства, новые помыслы...».

«Раскрепощённый народ, свободный созидатель своей судьбы, по-новому мыслит, по-новому чувствует».

«...Новая, колхозная деревня... вырастила новых людей — людей с широкими, общенародными интересами и высокой культурой, людей самоотверженного труда и гражданской доблести».

«Мы видим кровное братство народов и в борьбе с врагом... Общая Родина — общий враг».

Подводя один за другим итоги своего анализа перемен в различных сферах жизни социалистического общества, автор каждый раз рефреном повторяет сакраментальную и чрезвычайно ёмкую фразу: «Изменилась страна — изменились люди». Это было стремительное восхождение людей в духовные выси, и свершилось оно, по историческим меркам, мгновенно, на глазах одного поколения!

Конечно, речь не о том, что строительство социализма породило человека, располагающего всесторонне развитыми духовно-творческими способностями и потребностями, — это задача на весь исторический период движения к полному коммунизму. Но духовное развитие человека тогда уже стало ведущей тенденцией развития, — то есть в основе своей это был коммунизм, хотя и не полный. И опыт тех сталинских лет особенно ценен и дорог нам именно духовным обновлением людей.

Заметим в связи с этим, что даже и десять лет спустя после написания названной книги люди всё ещё жили представлениями того поистине великого времени. Это отчётливо выявилось в организации движения «За коммунистическое отношение к труду», которое родилось 11 октября 1958 года в одном из цехов депо Москва-Сортировочная. Почин этот примечателен тем, что он выдвинул особую задачу: не только повышать производительность труда, но и воспитать человека новой формации — активного, высокообразованного, политически грамотного, основывающего своё поведение на принципах коммунистической морали. Уже в ноябре того же года рабочие депо получили звание «Бригада коммунистического труда», а в январе депо стало первым «Предприятием коммунистического труда».

Разумеется, всё это впечатляет. Движение стало распространяться и набирать силу. Но... с течением времени оно утратило свою жизненность, потускнело и угасло. Причина понятна — о ней уже говорилось: в стране набирала силу идеология «потребительского» коммунизма. В результате общество спустя десятилетия откатилось назад, к капитализму с его «рыночной» идеологией и спекулятивно-торгашеской практикой, «расчеловечивающей» человека, а это уже — горькая реальность нынешнего времени.

Что же делать молодому человеку в сложившейся ныне общественной ситуации? Разумеется, надо бороться с торжествующим антинародным социальным строем, за возрождение в стране общества социального равенства и справедливости, то есть социалистического общества. Но, чтобы успешно бороться, надо, как когда-то вслед за Лениным напутствовал нас Сталин: «учиться, учиться упорно, терпеливо», — иного не дано.

Между тем вопрос о том, как учиться, вновь остаётся открытым, ибо общество ныне буквально погрузилось в трясину ложных мещанских идеалов — изобилия материальных благ, «денежного» успеха, телесных наслаждений, пустых развлечений и т. п. И этот «идеал» навязывается детям и подросткам ещё на школьной скамье. Вся «духовная» (а по факту — бездуховная) атмосфера современного российского общества склоняет молодого человека не к учению, не к размышлению, не к творчеству, а исключительно к потреблению. В своё время об этом «случайно» проговорился российский министр науки и образования Фурсенко. Дескать, перед советскими школами и вузами ставилась задача подготовки творцов, а готовить надо грамотных потребителей.

В таких общественных условиях наша задача — побудить молодёжь к основательному освоению бесценного опыта сталинской эпохи, и прежде всего — опыта социалистического и коммунистического строительства, когда духовно-творческое развитие личности было поставлено, как говорится, во главу угла. И несомненно, что уже сам процесс освоения этого опыта будет духовно обогащать молодого человека.

А дальнейшее можно представить так. Надо всемерно распространять этот опыт, сделать его достоянием как можно большего числа молодых людей. Пользоваться для этого можно самыми различными средствами — от товарищеских бесед и выступлений на митингах до партийной прессы и вездесущего интернета. Подчеркну, что сегодня именно интернет создаёт наиболее многочисленную аудиторию для дискуссий о советском социализме и сталинском опыте движения к коммунизму.

К примеру, на «Яндексе» существует контентная платформа «Дзен». Она нацелена на распространение информации по преимуществу социального содержания. Привлекательна она тем, что создаёт возможность вступления в дискуссию по поводу опубликованного материала. Не случайно среднесуточная аудитория этой платформы насчитывает более 20 миллионов человек.

На «Дзене» публикуется и подвергается активному обсуждению большое количество блогерских выступлений по истории советской эпохи, в том числе — сталинского её периода. Обсуждение чаще всего приобретает характер оживленной и нередко бурной дискуссии. Но не так уж часто в дискуссиях участвуют комментаторы, располагающие адекватным осмыслением сталинского опыта строительства социализма и коммунизма. Чаще обсуждение ведётся вокруг пропагандистских мифов о «цене» этого строительства. А нередко пачкается чёрной краской весь образ жизни советского человека!

Здесь я могу поделиться и своим опытом участия в таких дискуссиях. На некоторые высказывания получаю сотни одобрительных отзывов («лайков»), а также десятки ежедневных лайков и — нередко — текстовых ответов на те или иные высказанные мной суждения. Было бы замечательно, если бы к дискуссиям такого рода активнее подключилась молодёжь, мыслящая по-советски, по-сталински, по-коммунистически.

Итак, в свете изложенного в нынешнем обществе новым содержанием наполняется обращённый к молодёжи ленинский призыв «Учиться коммунизму», который актуализирован в проблемно насыщенной публикации «Правды».

Учиться коммунизму — это, во-первых, постоянно углублять понимание коммунизма, который по сути своей есть общество, порождающее внутреннюю необходимость в постоянном личностном саморазвитии, вплоть до формирования особой потребности — в самоактуализации личности. Именно этой возможностью неограниченного всестороннего и гармонического развития человека измеряется гуманистический потенциал коммунизма. И именно он способен противостоять миру чистогана и потребительства, разрушающему личность.

Во-вторых, учиться коммунизму — это глубоко осмысливать опыт его строительства, явленный сталинской эпохой советской истории. И главным образом — опыт духовно-творческого развития личности в труде на общее благо, опыт «очеловечения» людей — обретения ими всех лучших человеческих качеств. При этом необходимо, несмотря на крайне неблагоприятные социальные условия, делать этот опыт достоянием возможно большего числа наших людей, в первую очередь — из молодёжной среды.


В.А. ТУЕВ, доктор философских наук, профессор. Ленинград-Санкт-Петербург.



***


Время настоятельно требует от каждого из нас


В октябре 1920 года собрался III Всероссийский съезд комсомола (РКСМ). Это был знаменательный съезд. В.И. Ленин произнёс на нём историческую речь «Задачи союзов молодёжи», ставшую программой деятельности комсомола на многие десятилетия. Об этом очень своевременно напомнила «Правда» в №99, предлагая начать обсуждение темы «Что это ныне значит — учиться коммунизму?»

  Владимир Ильич говорил о том, что молодёжь должна посвятить свою жизнь осуществлению великой исторической задачи — строительству коммунизма.

А чтобы успешно строить коммунистическое общество, нужно упорно учиться коммунизму. Ленин призвал молодёжь овладеть всей суммой знаний, которые выработало человечество, неразрывно связывать обучение и образование с практической работой, участвовать в общественно полезном труде, в общем деле коммунистического строительства.

Комсомол должен, учил Ленин, воспитывать у молодёжи коммунистическую мораль, сознательную дисциплину, умение всю свою жизнь подчинить интересам народа, общей борьбе за коммунизм. «Только в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать настоящими коммунистами».

Мудрые советы и указания Владимира Ильича, высказанные на III съезде РКСМ, были руководящими во всей деятельности Коммунистической партии, Советского государства, комсомола в течение 70 лет (1920—1990).

Кто-то, наверное, подумает: а какое нам дело сегодня до того, что было в другую эпоху? Нет уже сейчас перед обществом такой задачи — построения коммунизма. Коммунистическая партия не является теперь правящей партией, а комсомол — наиболее массовой и ведущей молодёжной организацией. И в связи с этим не следует ли считать положения ленинской статьи «Задачи союзов молодёжи» устаревшими и интересными только историкам?

Не будем торопиться. Гениальные люди тем и отличаются, что их идеи остаются актуальными и через несколько десятилетий, и даже через несколько поколений. Как в романе Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» сказал якобинец Нуартье де Вильфор: «идеи не умирают… Они порою дремлют, но они просыпаются ещё более сильными, чем были до сна».

В своей речи Ленин уделил большое внимание школе, развитию школьного образования. Призывая взять всё лучшее, что было в дореволюционной школе, Ленин считал, что новая, советская школа не должна быть школой муштры и зубрёжки.

Но разве пресловутый ЕГЭ и основанное на нём современное школьное образование не есть те самые муштра и зубрёжка, против которых призывал бороться Ленин?

Я думаю, что мысли, высказанные Лениным в речи «Задачи союзов молодёжи» о школе, интересны не только коммунистам, но и всем неравнодушным людям, думающим о будущем нашей страны.

И вообще, это слово — учиться — было одним из самых любимых у Владимира Ильича. Вот и в последней своей статье «Лучше меньше, да лучше» он писал: «Нам надо во что бы то ни стало поставить себе задачей… во-первых — учиться, во-вторых — учиться и в-третьих — учиться...». Из всех ленинских крылатых фраз «учиться, учиться и учиться» самая известная.

А вот другая ленинская мысль — «учиться коммунизму» — многими забыта.

Надо ли её вспоминать? «Правда» абсолютно права: надо! Во-первых, в нашем обществе растёт интерес к советскому прошлому, к СССР. И кому, как не нам, коммунистам, рассказывать новым поколениям о той великой эпохе.

А во-вторых, на основе этого ленинского указания — учиться коммунизму — было воспитано несколько поколений советских людей. В том числе поколение победителей в Великой Отечественной. А ведь учиться на опыте победителей нам жизненно необходимо!

Сейчас идёт дискуссия вокруг белогвардейского идеолога Ивана Ильина. Его пытаются противопоставить Ленину и Сталину.

Ильин и белое движение — неудачники, проигравшие. Сначала проиграли Россию в 1917 году у рабочих и крестьян, потом Гражданскую войну у Красной Армии, а затем противостояние Советской России и СССР и их органам государственной безопасности.

Сейчас, когда Россия вновь борется с могущественными врагами, надо учиться у победителей, а не у побеждённых. У тех, кто уже через 15 лет после того, как Ленин произнёс свою речь, то есть в середине 1930-х годов, построили социализм. У тех, кто добился невиданно высоких темпов социально-экономического и культурного развития общества, показав пример модернизации страны, не имеющий равных в мировой истории.

Грандиозные успехи нашей страны в 1930-е, построение социализма — всё это говорит о том, что задачу, поставленную Лениным — учиться коммунизму, — молодёжь тогда выполнила.

Во второй половине 1930-х годов ЦК ВКП(б), возглавляемый продолжателем ленинского дела И.В. Сталиным, принял ряд решений по развитию и совершенствованию партийно-политической учёбы.

На февральско-мартовском (1937) Пленуме ЦК ВКП(б) Сталин в своём докладе «О недостатках партийной работы» особое внимание обратил на необходимость учёбы партийных кадров.

В ноябре 1938 года ЦК ВКП(б) принял Постановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Постановление, в частности, было направлено на существенное улучшение партийной учёбы — как рядовых коммунистов, так и партийного актива.

Но эти годы были и годами нарастания военной угрозы. Военное столкновение Советского Союза с империалистическими государствами становилось неизбежным. В таких условиях партия сумела найти и применить в массовом масштабе эффективные формы воспитания у всех советских людей готовности к самоотверженной защите социалистического Отечества.

Основными направлениями и формами идеологической, политико-воспитательной работы Коммунистической партии в предвоенные годы были: издание массовыми тиражами военных произведений Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В.И. Ленина, изучение их во всех звеньях партийной учёбы; дальнейшая разработка и пропаганда марксистско-ленинского учения о войне и армии. Глубокое раскрытие и широкое разъяснение реакционной сущности фашизма, пропаганда ленинского учения о защите социалистического Отечества, особенно положения о революционной и военной бдительности. Воспитание трудящихся на революционных, боевых и трудовых героических традициях, пропаганда исторических побед Красной Армии над интервентами и белогвардейцами. Воспитание у советских людей глубокого уважения к историческому прошлому своего народа, гордости за огромный вклад соотечественников в мировую науку и культуру, а также гордости за славные подвиги и победы, одержанные в борьбе с иноземными захватчиками за свободу и независимость Родины.

Именно так и именно в такой последовательности. На первом месте стояло коммунистическое воспитание. Двадцать лет советская молодёжь училась коммунизму. И вот настал строгий экзамен — 1941 год.

В книге «Великая Отечественная война. Вопросы и ответы» (Политиздат, 1984 год) есть такие слова: «Сейчас на Западе находятся «исследователи», утверждающие, что советские войска вначале панически отступали, что они «не хотели воевать», что у них был «низкий боевой дух».

С началом «перестройки» такие «исследователи» появились и в нашей стране. Но «действительный ход событий в начале войны, — пишут авторы книги, — начисто опровергает эту ложь».

Эту ложь опровергает бесчисленное множество документов и воспоминаний участников войны — как с нашей стороны, так и с немецкой. Приведу только два.

«Сведения с фронта подтверждают, что русские всюду сражаются до последнего человека. Лишь местами сдаются в плен» (из дневника Гальдера, начальника немецкого Генерального штаба. Запись от 29 июня 1941 года, восьмой день войны).

«Русские сражались фанатично, и их вели решительные командиры и комиссары, которые не поддались панике, возникшей во время первых поражений» (немецкий историк Пауль Карели о боях конца июня 1941 года в Белоруссии).

Говоря о подготовке советских людей к неизбежной войне, не могу не сказать о книге, которая сыграла огромную роль, но значение которой многие десятилетия замалчивалось. Замалчивалось, начиная с так называемого разоблачения культа личности Сталина.

Я имею в виду «Историю Всесоюзной коммунистической партии (большевиков). Краткий курс». Это был учебник, энциклопедия основных знаний марксизма-ленинизма. В книге, основным автором которой был И.В. Сталин, изложен и обобщён гигантский опыт ВКП(б). Как пишет автор книги «Сталин» Святослав Рыбас, «он (Сталин. — А.П.) адресовал учебник учащейся молодёжи, а также аппарату управления, армейским командирам, школьным учителям, руководителям промышленности и колхозов». Именно эти люди прежде всего и внесли огромный вклад в победу в Великой Отечественной войне.

Война, как говорил И.В. Сталин, была «великой школой испытания и проверки всех сил народа... Война устроила нечто вроде экзамена нашему советскому строю...».

И советские люди, воспитанные Лениным и Сталиным, этот экзамен с честью выдержали.

Сейчас тоже идёт война. Впереди нас ждут, очевидно, ещё более серьёзные испытания, возможно, очередная мировая война.

Мао Цзэдун говорил: «Воевать — значит учиться».

У кого учиться?

Учиться у победителей. У советских людей, у наших отцов, дедов, для кого-то уже прадедов.

Чему учиться?

Учиться коммунизму, потому что именно эта наука и помогла советскому народу одерживать победы. Как отметил Г.А. Зюганов на Общероссийском открытом партийном собрании, «в рамках существующей социально-экономической системы невозможно противостоять внешним угрозам. Значит, у нас одна дорога — в социализм».

Как учиться? С чего надо начать эту науку — науку коммунизма?

С изучения произведений Ленина и Сталина. Чтобы правильно и эффективно действовать, надо понимать время, в котором живёшь. В чём причина совершенно невероятных, как ранее казалось, событий — войны России и Украины, всё усиливающейся вражды двух ранее братских народов — русских и украинцев, нарастания угрозы мировой войны, в том числе ядерной?

Может быть, это результат какого-то заговора? Или следствие ошибок тех или иных политиков?

Вспомним, что говорил Сталин о причинах Второй мировой войны.

«Было бы неправильно думать, что Вторая мировая война возникла случайно или в результате ошибок тех или иных государственных деятелей, хотя ошибки, безусловно, имели место. На самом деле война возникла как неизбежный результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма. Марксисты не раз заявляли, что капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений, что ввиду этого развитие мирового капитализма в наше время не происходит в виде плавного и равномерного продвижения вперёд, а через кризисы и военные катастрофы» (из речи на предвыборном собрании избирателей 9 февраля 1946 года).

Как будто о нашем времени сказано!

Ленинская теория империализма сейчас не менее актуальна, чем сто лет назад. А ленинские мысли о значении в мировом освободительном антиимпериалистическом движении таких стран, как Индия, Китай, Персия (Иран)?

Актуальны сегодня и мысли, и указания Сталина, особенно в предвоенный период и во время Великой Отечественной войны.

Российская социал-демократическая рабочая партия, предшественница КПРФ, начиналась с кружков по изучению марксизма. Не только интеллигенты, но и рабочие читали Маркса и Энгельса. В советское время Маркса и Ленина изучали в школе и институте, но это не может заменить самостоятельного чтения. Надо вернуться к самостоятельному изучению классиков!

Но у нашего поколения есть существенное отличие от поколения, к которому Ленин обратился с призывом учиться коммунизму, и существенное преимущество — опыт построения и развития реального социалистического общества.

А для лучшего изучения и применения этого опыта полезно было бы написать и издать книгу-учебник «История КПРФ». Книга должна охватывать, конечно, не только постсоветские годы, но всю историю коммунистического движения. И адресована она должна быть в первую очередь тем же слоям населения, что и сталинский «Краткий курс»: к учащимся, школьным учителям, армейским командирам и всем, кто интересуется историей России — СССР. Разумеется, КПРФ не правящая партия и такой широкой кампании по пропаганде и изучению истории нашей партии, какая была в советское время, организовать мы не можем. Но привлечь к выходу такой книги внимание общественности, освещать её содержание в партийных средствах массовой информации, использовать в системе партийной учёбы — можем и должны!

Вот такие у меня возникли мысли после того, когда я вновь перечитал выступление В.И. Ленина на III съезде комсомола с великим заветом: учиться коммунизму!

 


Алексей ПАРФЁНОВ, рабочий, член ЦК КПРФ. г. Дмитров, Московская область.



Rambler's Top100