Завершение осенней сессии нижней палаты парламента совпало по времени с разыгравшейся в стране драмой под названием «ключевая ставка ЦБ».
Действия российского регулятора – одна из самых обсуждаемых тем в Госдуме, после того как 25 октября глава ЦБ Эльвира Набиуллина объявила о резком повышении ключевой ставки с 19% до 21%.
Такая «новость» потрясла производственников, парламентариев, предпринимателей, экономистов, понимающих, к чему может привести неадекватная «борьба» с инфляцией, чем многие годы безрезультатно занимается ЦБ.
Удивила спокойная реакция Набиуллиной на обрушившуюся критику. Она заявила, что это «не прихоть», а необходимость, чтобы добиться инфляции не выше 4%. И пообещала в декабре еще повысить ставку – до 22–23%.
Общество словно застыло в тревожном ожидании.
– Это и понятно, – говорит первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Васильевич Коломейцев. – При ставке в 21% кредиты для предприятий практически недоступны, а если 22–23%, то можно закрывать производство полностью, включая ОПК.
Тогда фракция решила привлечь ученых. Инициативу проявил Коломейцев. В конце заседания Госдумы 12 декабря он внес протокольное поручение о проведении специальной экспертизы учеными самых авторитетных научных организаций об обоснованности увеличения ключевой ставки Центробанком до 21% и его планах дальнейшего роста этой ставки до 22–24%. «ЕдРо» высказалось против поручения, партия власти посоветовала КПРФ «подождать» с экспертизой до 2026 года.
– Создавалось впечатление, – делится коммунист, – некоего «заговора» с целью погубить все живые ростки российской экономики, в том числе и надежды на Победу. Но начали действовать производственники.
Позже стало известно, что пошли обращения к премьеру Мишустину: зачем губите предприятия? Тот переговорил с Путиным.
Недовольство выразил Гендиректор «Ростеха» – генерал–полковник Сергей Чемезов. Выступая в Совете Федерации, он предупредил, что высокая ставка вынудит его прекратить экспорт и приведет к банкротству «большинство наших предприятий».
Президент на прямой линии в ответ на вопрос о ставке ЦБ предположил, что решение регулятора «будет взвешенным и станет отвечать требованиям сегодняшнего дня». Путина услышали в ЦБ.
В роковой день 20 декабря Набиуллина неожиданно отказалась от своего намерения продолжить повышение ставки, все осталось на прежнем уровне – 21%.
Частично драма разрешилась. Но последовали ехидные комментарии: мол, маневры ЦБ вполне поддаются ручному управлению. Таргетирование подверглось корректировке.
Центробанк со своим председателем смягчил свою жесткость, но остался притчей во языцех.
– Мы, КПРФ, были единственной фракцией, кто выступил категорически против действий ЦБ, потому что считаем, что проводимая им денежно–кредитная политика направлена против страны, – подчеркивает Н. Коломейцев.
– Почему же промолчали 300 единороссов? Их устраивают меры Центробанка и «теории» Набиуллиной?
– «Единая Россия» – это партия кнопкодавов по одобрению решений, спущенных сверху администрацией, правительством.
– Получается, администрации не переживает, что происходит с производством, оборонкой?
– Может, они работают над чем-то другим… Понимаете, у оборонки низкая рентабельность, от 2,5% до 5%. Но получать зарплату это производство позволяет.
– И при такой непростой ситуации в производственном комплексе ЦБ ставит еще и подножку в виде огромной ключевой ставки?
– По нашему, КПРФ, мнению, Центробанк РФ работает в принципе на спекулянтов.
– Почему так думаете?
– Рентабельность в промышленности в целом невысокая, в среднем – от 5 до 12%. А если взятые в кредит средства положить на депозит, то, ничего не делая, получаешь хороший процент от вклада. Это и есть те самые вертолетные деньги.
– И когда с этим будет покончено, когда спекулятивная финансовая политика перестанет гнобить производительные силы России?
– Трудный вопрос. С моей точки зрения, если у нас до лета не изменится кредитно-денежная политика, Россию может ждать обвал круче 90-х… Это мнение многих экспертов, с которыми я общаюсь.
– Обвал, говорите? А как же наши резервы в 350 млрд долларов, которые нам не отдают западные банкиры? И Набиуллина, выступая в конце ноября в Госдуме, даже не упомянула, что с этими средствами? Они остаются замороженными или их уже тратят на вооружение украинских неонацистов?
– Заместитель Набиуллиной полтора года назад в Госдуме говорил, что они готовят юристов и будут добиваться возврата этих средств…
– И на этой стадии все зависло?
– Ничего нового пока от ЦБ мы не слышали.
– Набиуллина удивила всех, внезапно отказавшись 20 декабря поднять ключевую ставку до 22–23%?
– Думаю, остановило негодование производственников, общественности, восставшей против антигосударственных мер ЦБ. Я недавно встречался на конференции с 240 руководителями предприятий. Они все пышут жаром и готовы порвать на части…
– От президента приходилось слышать, что у нас дедолларизация и мы уходим в самостоятельное финансовое плавание. Но реально дедолларизации не видно. К доллару по-прежнему привязывается рубль, и стоит доллар свыше 100 рублей. Это тоже способствует финансовым спекуляциям.
– Пока мы не вышли из МВФ, а мы во фракции подготовили еще с начала специальной военной операции (СВО) законопроекты о необходимости выхода из МВФ, из Мирового банка реконструкции и развития, до тех пор Центробанк и Минфин выполняют условия МВФ.
Хотя у нас в стране есть уже три резервные валюты – это доллар, евро и юань. Мы резко уменьшили количество денег в американских бумагах. У нас раньше было 140 млрд долларов, сейчас – порядка 25 млн долларов. Так что некоторый перелом произошел.
Юань для нас тоже непростая валюта. Китайцы через плавающий курс юаня пытаются тоже от нас получать навар.
Но, опять же, самое главное, с нашей точки зрения, что у нас проводится неправильная политика валютного регулирования, она и позволяет «скакать» доллару, хотя по 75-й статье Конституции Центробанк обязан обеспечить устойчивость валюты.
– Обеспечил?
– За этот год наш рубль девальвировали на 20%. За время пребывания во главе ЦБ Набиуллиной она почти в 4 раза девальвировала нашу валюту.
Это неправильно, я об этом поднимаю вопросы, даю протокольные поручения профильным комитетам Госдумы, чтобы выяснили, почему допускаются такие нарушения. Единороссы блокируют наши поручения. У нас же 57 депутатов, а для принятия предлагаемых нами решений надо, чтобы численность нашей фракции была хотя бы 226.
Правда, на последнем отчете Набиуллиной в ноябре Володин сказал достаточно жестко: «Весной мы с вас спросим». Единороссов, видно, терзают избиратели, руководители предприятий. А им и сказать нечего.
– Многие политики, высокопоставленные чиновники, в том числе и «Единая Россия», стараются больше молчать, чем говорить, когда речь идет о Набиуллиной. Видно, у нее крепкая поддержка. Она и Силуанов по-прежнему занимают посты в МВФ?
– Не совсем. Вместо Набиуллиной в МВФ направили ее бывшую заместительницу – Ксению Юдаеву, выпускницу Массачусетского университета.
Я же все время напоминал, что Набиуллина вместе с Силуановым, будучи в МВФ, действуют своими решениями против страны. Вот они быстренько внесли изменения. Набиуллина уже не в МВФ, а Силуанов, по-моему, еще там.
– И поэтому наш рубль, обеспеченный золотом, остается обесцененным?
– К сожалению…
– Как Центробанк поворачивать в сторону государственных интересов?
– Мы, КПРФ, убеждены, что надо, и уже 7 раз вносили законопроект о необходимости изменения статуса Центрального банка. Не может государственный орган, единственный в стране имеющий право на эмиссию, владеющий всеми денежными ресурсами страны, ни за что не отвечать. Хотя в нашей Конституции записано, что Банк России не отвечает по обязательствам государства. Это безобразие!
– Кто-то с определенным убеждением вписал эту строку в Основной закон РФ…
– У нас единственных Центробанк не несет ответственность за рост экономики.
– Видимо, так продумывалось, чтобы в России не развивались ни производство, ни экономика… Единственным нашим уделом оставалось быть сырьевым придатком развитого Запада? Там-то центральные банки отвечают за свои решения.
– Безусловно. Мы, КПРФ, предлагали неоднократно и будем дальше настаивать на принятии поправок в закон о ЦБ, чтобы лишить его псевдонезависимости. За пример надо взять китайский алгоритм. У них специальная комиссия есть, где представлены правительство, Академия наук, финансовые структуры. Они совместно определяют, как действовать Народному банку Китая. У них 4 ключевые ставки: на инвестиции, на экспорт, на поддержку, для торгашей. Мы предлагаем взять за основу эту систему.
Нам, законодателям, так никто и не представил никаких расчетов, почему надо таргетировать инфляцию именно 4%. И когда она будет 4%, если вы ставку подняли до 21%, кредиты даете под 30%, а инфляция растет и не падает?
Почему растет? Да потому, что если берет заемные средства предприятие, то оно все расходы вкладывает в цену. Чем дороже кредит, тем выше цена продукции. Разве можно керосином потушить костер?
Кроме этих проблем, есть еще одна, базовая: у нас чрезвычайно низкая монетизация экономики.
– Мы об этом говорим год от года.
– Известный монетарист Милтон Фридман, получивший в 1976 году Нобелевскую премию за исследования о влиянии монетизации на развитие экономики, говорил: страны, у которых монетизация меньше 50%, – самоубийцы. У нас, в РФ, только за последние 4 года монетизация стала выше 50% и составила 54%.
А у китайцев – 250%. Да ни в одной стране «семерки» меньше 140% монетизации нет. Вот и решайте, чья экономика будет быстрее развиваться.
– Наша экономика остается в тисках либералов?
– И либералы эти, хоть и перекрасились, но свои убеждения не поменяли. И ключевые посты не оставили. Посмотрите, либерал Решетников – министр экономики. Либерал Силуанов – министр финансов. Набиуллина – последовательница Чубайса – возглавляет Центробанк. Орешкин – замруководителя Администрации президента и советник президента по экономическим вопросам.
А многие законы нам «печет» Высшая школа экономики – заведение, созданное гайдаровскими реформаторами для подготовки соответствующих специалистов.
– И все же Геннадий Андреевич утверждает, что в стране намечается полевение. В чем оно выражается и как его развить?
– Рыночники, либералы-реформаторы вынуждены сейчас делать то, что отвергали десятилетиями, – точечно внедрять. Смотрите, мы, КПРФ, 5 раз вносили закон о национализации, «Единая Россия» была резко против этой нашей инициативы. Но когда они столкнулись с тем, что хозяева оборонных предприятий оказались вместе с накоплениями в недружественных странах и стали тормозить производство, то правящие круги РФ вынуждены были начать указами национализировать нужные для победы предприятия.
И они так увлеклись указным правом, что Конституционный суд им напомнил о необходимости принятия закона. А мы 5 необходимых законопроектов подготовили… Причем по той схеме, которая востребована.
– В чем суть схемы?
– Если предприятие является градообразующим, то городская Дума или местное Заксобрание обращается в правительство – и правительство проводит процедуру национализации. А до недавнего времени слово «национализация» воспринималось капиталистами как ругательство. Но процесс пошел…
Мы глубоко убеждены, и не раз в Госдуме инициировали дискуссию, – надо национализировать базовые отрасли. Смотрите: нефтяной демпфер, так называемый, и отрицательный акциз. Что делает власть? Нефтяникам возвращает разницу на сумму в 4 трлн рублей. А цена на бензин при этом не падает… – Это ж непорядок. Мы, коммунисты, считаем, что назрело время, когда не надо государству гонять туда-сюда деньги. А если государство владеет и нефтедобычей, и транспортировкой, и переработкой нефти, то надо отрасль национализировать.
Россия – единственная сегодня нефтедобывающая страна, у которой нефтепродукты для внутреннего рынка – бензин, мазут, дизель – дороже стоят, чем на экспорт. Куда это годится? А энергетика – она же в базе, в цене, в себестоимости любого товара, продукта.
А смотрите транспорт. Цена билета на поезд стала выше, чем на самолет. Это тоже неправильно.
– Почему так происходит?
– Потому что насоздавали псевдокомпаний транспортных, 14 – на два рейса, вместо того чтобы инфраструктуру ремонтировать. В отдельных местах, конечно, занимаются ремонтом. Но должно все проводиться системно.
Теперь – МРОТ. Вот у нас ввели медианную среднюю зарплату, чтобы удерживать на низком уровне минимальную оплату труда. Но нельзя же народ так обижать. Мы с научными институтами анализировали законопроекты, идеи правительства, провели экспертно-аналитические работы. И, по данным ученых, МРОТ у нас должен быть давно не менее 32 тыс. рублей.
Много говорим о народосбережении. А сколько отравлений происходит от суррогатного алкоголя? В год более 10 тыс. человек помирает от какой-то бормотухи, 760 тысяч – остаются больными. Мы считаем, что эту проблему может решить только национализация производства и продажа спиртосодержащей продукции. Такие законопроекты мы многократно вносили в Госдуму. И будем настаивать на их принятии.
– С началом СВО возник кадровый дефицит на предприятиях. Какой министр ни придет в Госдуму – и тут же жалуется на нехватку станочников, слесарей, сварщиков…
– Дефицит кадров – следствие рыночного хаоса. У нас есть советский опыт. В период Сталинской индустриализации существовал порядок подготовки рабочих специалистов, он просуществовал до 1992 года.
– В чем его специфика?
– Строится, например, предприятие, а рядом с ним строятся ФЗУ, ПТУ, которые готовят на всю технологическую цепочку будущего предприятия рабочие кадры. Скажем, Ростсельмаш строили, тут же создали 6 ПТУ, 2 техникума для подготовки линейных руководителей, втуз – чтобы были свои инженеры. Появился вертолетный завод – открыли кафедры авиационные. Так было при каждом предприятии.
А потом взяла та же Набиуллина, когда была завершающий год министром экономики, и предложила перебросить все ПТУ на регионы, у которых не было средств для их содержания. Так в итоге и закрылись почти все училища, техникумы, которые готовили рабочих-профессионалов для заводов, промышленных предприятий.
Раньше я, скажем, был руководителем крупного подразделения, у меня на практике ежегодно было 500 учащихся, студентов.
Плюс раньше любой завод содержал подростковые клубы, где инженерное мышление воспитывалось у ребенка с 7 лет. Заводы обеспечивали мастерские отходами производства – кусками металла, фанерой, инструментами – и мастера учили пацанов работать молотком, ножовкой.
Судомодельные, авиамодельные были кружки. Это уже – профориентация, воспитание навыков работы с инструментами, и мышление – трудовое, инженерное, рабочее. Интерес воспитывался к профессиям.
А сейчас это все похоронено. Пришло время возрождать, поднимать из рыночного пепла все, что необходимо для трудовых сил, для предприятий, для социалистической индустрии. И не надо жаловаться на отсутствие рабочих-специалистов. Надо открывать училища, готовить слесарей, токарей, приборостроителей.
Мы, КПРФ, считаем, что надо на федеральном уровне закрепить учебную базу по подготовке рабочих-специалистов. И не только Министерство просвещения должно этим заниматься, а отраслевые министерства должны отвечать за сеть своих училищ, техникумов.
Мы предлагаем: эта практика еще не забыта, давайте восстанавливать! С нашей точки зрения, нет нехватки кадров, отсутствует рачительное и правильное распоряжение трудовым потенциалом.
– О чем ни заговорим – и получается, что надо восстанавливать, возрождать, возвращать, налаживать, исправлять…
– Ну, на словах президент давно за это. Только либералов не гонит из правительства. В результате идет торможение.
– Президент на прямой линии говорил, что достигнута самая низкая за все годы безработица – всего 2,3%. Ваша оценка этого достижения?
– Я бы не спешил радоваться. В стране 10 млн самозанятых. А чем они заняты? Это и есть безработные. И еще у нас полтора-два миллиона доставляют заказы – продукты, обеды, а 500 тысяч раскладывают эти заказы-обеды. У меня вопрос: а может, этих людей обучить и привлечь к производству товаров?
– Но у нас есть еще и мигранты.
– По этому вопросу Госдума неплохо поработала в эту сессию. Принято 14 законов, в том числе недавно был одобрен закон о запрете принимать в школы детей без знания русского языка. Наши депутаты активно участвовали в подготовке этих документов. Теперь надо осуществить их правоприменение. Но тут коррупция подстерегает.
– Да с ней началась борьба…
– В последнее время немало посадили взяточников, воров из числа полицейских, сотрудников паспортно-визовых служб. Но они же уже немало паспортов «наваяли» тем, кто по-русски не умеет говорить…
– Многие из актуальных тем, проблем обсуждались на круглых столах, слушаниях, проведенных фракцией КПРФ.
– Мы провели 8 парламентских слушаний, 10 круглых столов, 6 тематических выставок. Все эти мероприятия – встреча с людьми, с академиками, военными, героями, участниками СВО, семьями, с ветеранами. Это то, что обогащает и нас, депутатов, и людей, с кем встречаемся, разговариваем.
Мы проводим концерты школьников «Земля талантов» в Снегирях и по всей стране. Приглашаем детей из регионов, чтобы они показали свои умения. Это большая радость и для нас, и для детворы.
– А как законотворческий процесс шел?
– За этот год мы внесли 205 законов, из них 115 приняты. Мы – единственная партия, фракция, кто отмечает все дорогие нам и нашему народу даты – День рождения Владимира Ильича Ленина, День рождения Иосифа Виссарионовича Сталина, конечно, 1 Мая, 9 Мая, Победу Красной Армии в Сталинградской битве, будем ее отмечать 2 февраля, отметили Победу над гитлеровцами под Москвой в декабре.
Сейчас у фракции КПРФ задача – подготовка и законодательное наполнение предвыборной программы партии.
– Ваши предновогодние пожелания избирателям?
– Избиратели должны понимать, что неорганизованный народ – это толпа, а толпу стригут и унижают. Организованные люди – это народ, с ним всегда считаются. Но для этого надо обязательно ходить на выборы и осознанно голосовать за определенного кандидата. Это мое депутатское пожелание.
А предновогоднее пожелание каждому моему соотечественнику – здоровья, добра, удачи и нам всем – Победы над нацизмом!
– Спасибо, Николай Васильевич. Удачи Вам!