Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » А что с долларом?
Понедельник, 27 Янв 2025
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

А что с долларом?

Печать

Скотт Бессент обрисовал контуры финансовой политики США на ближайшие годы


Накануне своей инаугурации новый президент США Дональд Трамп в основном уже определил состав своей команды в правительстве и администрации Белого дома. Кандидатом на пост министра финансов еще в конце ноября он назвал Скотта Бессента. Тогда Трамп записал на своей странице в социальных сетях: «Скотт будет поддерживать мою политику, направленную на повышение конкурентоспособности США и устранение несправедливых торговых дисбалансов, а также на создание экономики, в которой во главу угла ставится экономический рост. Вместе мы снова сделаем Америку богатой, процветающей, доступной и, самое главное, великой!».

Бессент должен сменить нынешнего министра финансов Джанет Йеллен, которая находится на этом посту с января 2021 года. До этого (с 2014 по 2018 г.) возглавляла Федеральную резервную систему США.

Скотт Бессент был представлен публике как уже бывалый американский бизнесмен (в настоящее время ему 62 года), который начал свою карьеру в 80-е годы в разных фондах и компаниях, финансовый стратег и инвестор. Также как человек, хорошо знающий экономическую и финансовую теорию, с 2006 по 2011 год он был приглашенным профессором экономической истории в Йельском университете.

«Приятный на вид парень», Бессент – «один из самых блестящих людей на Уолл-стрит» и «пользуется всеобщим уважением», заявил Трамп в ноябре. Вместе с тем кандидатов на пост министра финансов с подобным послужным списком и приятной внешностью в Америке хоть отбавляй.

Потенциальных кандидатов на пост министра финансов поначалу было несколько. В частности, Марк Роуэн, миллиардер из сферы частных инвестиций; Говард Лютник, генеральный директор Cantor Fitzgerald (Трамп позднее предложил ему пост министра торговли); Кевин Уорш, член Совета управляющих Федеральной резервной системой с 2006 по 2011 год. Примечательно, что даже в первоначальном списке претендентов не было Стивена Мнучина, который был министром финансов в период первого президентства Трампа.

Чем же Трампу приглянулся Скотт Бессент? Некоторые говорят – тем, что пожертвовал на предвыборную кампанию 3 миллиона долларов. Хотя это не так много на фоне некоторых других доноров. Так, Илон Маск и Мириам Адельсон пожертвовали более 100 миллионов долларов каждый. В чем же «изюминка» Скотта Бессента, до сих пор остается тайной.

Впрочем, у Скотта Бессента есть некоторые особенности, которые отличают его от многих других претендентов на пост министра финансов. Журналисты и наблюдатели сразу обратили внимание на то, что Скотт Бессент может стать первым министром в правительстве США, который открыто заявляет о том, что принадлежит к запрещенному в России сообществу ЛГБТ (движение признано экстремистским и запрещено в РФ). То есть, говоря другими словами, он – гей, трансгендер, гомосексуалист. Имеет «законного мужа» (Джон Фримен, адвокат, ранее работавший прокурором штата Нью-Йорк) и двух детей от суррогатной матери. Комментаторы удивлялись такому выбору Трампа, учитывая, что до этого новый президент достаточно негативно относился к подобного рода сексуальным «аномалиям».

Второе, на что обратили внимание журналисты и наблюдатели, – близкие связи Скотта с Джорджем Соросом. Бессент работал на Сороса с 1991 по 2000 год в Soros Fund Management (SFM), к моменту своего ухода заняв должность руководителя европейского подразделения компании, а затем вернулся к Соросу с 2011 по 2015 год в качестве главного инвестиционного директора. Кстати, был в 1992 году одним из ведущих игроков по продаже фунтов стерлингов из фондов Сороса, для того чтобы обвалить курс британской валюты.

В период новогодних праздников разговоры о возможном будущем министре финансов поутихли. Но вот 16 января Скотт Бессент опять оказался в центре внимания СМИ. По той причине, что в этот день он предстал перед финансовым комитетом сената США; «народные избранники», заслушав Бессента, должны вынести свой окончательный вердикт по кандидатуре на пост министра финансов. Агентство «Блумберг» еще до начала слушания в сенате уже опубликовало статью «Bessent to Say Dollar’s Global Status Is Critical to US Economy» («Бессент заявил, что глобальный статус доллара имеет решающее значение для экономики США»). Как призналось агентство, оно заполучило от помощника Бессента текст заготовленного выступления кандидата на пост министра перед сенатом; статья была подготовлена на основе этого текста. «У Трампа есть уникальная возможность для поколения – начать новый экономический золотой век, который создаст больше рабочих мест, богатства и процветания для всех американцев», – так начинается обращение Бессента к сенаторам.

Ключевой тезис обращения – сохранение статуса доллара как мировой валюты: «…критически важно, мы должны обеспечить, чтобы доллар США оставался мировой резервной валютой».

Также важным является призыв сохранить те налоговые льготы, которые были узаконены конгрессом во время первого президентства Трампа: «Мы должны сделать постоянным Закон о сокращении налогов и создании рабочих мест 2017 года и внедрить новые меры поддержки роста, чтобы снизить налоговое бремя для американских производителей, работников сферы услуг и пенсионеров».

Далее: урезать «расточительные расходы, которые подстегивают инфляцию» федерального правительства. «Исторически доходы федерального правительства составляли около 17–17,5% от ВВП, а расходы лишь немного превышали этот уровень, создавая управляемый дефицит в 3,5%. Сегодня же расходы составляют 24–25% ВВП, что является беспрецедентным в условиях отсутствия войны или рецессии», – сказал Бессент. Итак, по оценкам будущего министра финансов, бюджетный дефицит достиг 6,8–7% от ВВП. При том что «управляемым» считается дефицит, не превышающий 3,5% ВВП. «Мы никогда не сталкивались с таким уровнем дефицита бюджета в мирное время, и это вызывает серьезные опасения», – добавил Бессент. Хронические бюджетные дефициты ведут к стремительному росту государственного долга, который в ноябре уже пересек отметку в 36 трлн долларов.

Наконец, затронут вопрос санкций. Бессент призывает более осторожно пользоваться этим инструментом, поскольку он может подрывать краеугольный камень американской экономики – доллар США как мировой резервной валюты. В заготовленном тексте было так: «Мы должны обезопасить цепочки поставок, которые уязвимы для действий стратегических конкурентов, и нам следует аккуратно вводить санкции, которые должны быть частью общегосударственного подхода к решению наших национальных требований безопасности». Такой же точки зрения, как подчеркнул Бессент, придерживается Дональд Трамп: «Президент Трамп считает, что мы, вероятно, чрезмерно использовали санкции, и это может побуждать страны отказываться от использования доллара США».

А вот в ходе живого общения с сенаторами Бессент уже несколько по-другому сформулировал свое отношение к санкциям. Конкретно – к антироссийским санкциям: «Если кто-то из российских чиновников наблюдает за этими слушаниями по утверждению моей кандидатуры, им следует знать, что, если меня утвердят и президент Трамп будет настаивать на этом как на части своей стратегии по окончанию войны в Украине, я полностью поддерживаю введение более жестких санкций, особенно против крупных игроков российского нефтяного сектора, до уровня, который заставит Россию начать переговоры».

И еще раз повторил эту мысль следующими словами: «Если я буду утвержден и если президент Трамп попросит о таких мерах, то я на 100% буду поддерживать введение новых санкций, в особенности в отношении крупнейших российских нефтяных компаний, до таких уровней, которые приведут к тому, чтобы Россия села за стол переговоров».

Бессент подверг критике администрацию Джо Байдена за то, что она недостаточно решительно блокировала с помощью санкций российские поставки нефти. Вероятно, опасаясь, что это поднимет сильно цены на черное золото. Но вот перед уходом из Белого дома Байден поддержал ужесточение нефтяных санкций против России, цены на черное золото поднялись. И теперь уже администрации Трампа придется расхлебывать последствия этих запоздалых санкций.

Трамп в период предвыборной кампании обещал резко повысить импортные пошлины. На слушаниях в сенате Бессент призвал более гибко и осторожно подходить к таможенным тарифам, которые являются для США многоцелевым инструментом: «Мы должны подходить к тарифам с учетом трех основных целей: устранение несправедливой торговой практики, обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет и использование тарифов в качестве рычага в переговорах».

И, наконец, Бессент призвал конгресс поддерживать все инициативы Трампа и его команды. В противном случае США к концу нынешнего года может охватить экономический кризис.

Ряд вопросов оказались за кадром слушаний. Приведу некоторые другие интересные детали, касающиеся позиции Бессента как будущего министра финансов (которые высказывались им в разные моменты).

Так, Бессент призвал Трампа назначить следующего председателя Федеральной резервной системы в следующем году, за год до истечения срока полномочий нынешнего главы ФРС Джерома Пауэлла.

Также Бессент заявлял, что если Трамп будет выступать за отмену потолка государственного долга США, то он как министр финансов не стал бы этому препятствовать.

Новый «Департамент эффективности правительства», учрежденный Трампом, который возглавит Илон Маск, уже готовит предложение о том, чтобы все сотрудники государственных учреждений были переведены на работу в офисах, а дистанционную работу запретить. Бессент эту инициативу Илона Маска поддерживает. И уже тем более он не потерпит «дистанционки» в министерстве финансов. Бессент сказал, что это «вопрос национальной безопасности, чтобы все находились на Пенсильвания-авеню, 1500», имея в виду адрес министерства финансов.

И, наконец, еще одно важное откровение будущего министра финансов: он не поддерживает идею введения в США цифрового доллара. «На мой взгляд, цифровая валюта Центрального банка предназначена для стран, у которых нет других инвестиционных альтернатив», – сказал Бессент. Естественно, что Америку к этой группе стран будущий министр финансов не относит.


В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор



Rambler's Top100