Внешний аудит и выявление фактов коррупции лучше других проводит СВО.
История и гибель Романа Старовойта, бывшего министра транспорта и экс-губернатора Курской области, показала, что коррупция на военных заказах и подрядах вышла за пределы Минобороны и проникла в органы государственной власти. Как сообщалось стоимость имущества семьи Старовойта оценивается примерно в один миллиард рублей.
Откуда такое богатство у государственного чиновника? Не исключено, что экс-министр и экс-губернатор Курской области Старовойт, похоже, мог быть причастен к хищениям денег, выделенных на строительство защитных сооружений в Курской области. Ему могло грозить по 10 лет лишения свободы по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ч. 4 ст. 160 (растрата) за каждое из этих преступлений. Его бывший заместитель Смирнов заявил, что действовал по указанию Старовойта.
Коррупция на военных контрактах в последнее время регулярно преподносит резонансные новости. Чиновники, связанные с гособоронзаказом и подрядами, начали фигурировать в криминальных сводках практически каждый день.
Только отгремел суд по одному из эпизодов уголовного дела о миллиардных хищениях бывшего замминистра обороны Тимура Иванова, как грянул новый скандал. Бывший замминистра обороны Павел Попов потратил деньги, выделенные на обустройство парка «Патриот», на строительство дачи в Подмосковье для сына.
Всего им было потрачено примерно 26 млн рублей, такие данные приводит Главная военная прокуратура. Вместе с Поповым по делу о хищениях в «Патриоте» проходят экс-директор парка Вячеслав Ахмедов и замначальника Главного управления инновационного развития Минобороны Владимир Шестеров. Павла Попова суд приговорил к 13-и годам колонии.
На 17 лет в колонию строгого режима военным судом отправлен бывший замначальника Генштаба-начальник Главного управления связи вооруженных сил (ГУС ВС) Халил Арсланов. Он признан виновным в особо крупном мошенничестве при выполнении гособоронзаказа и получении взятки.
Почему именно военные контракты дают в последнее время такой простор для коррупции?
Почему «дырявой» оказалась система контроля за огромными финансовыми потоками, которые государство выделяет в рамках СВО?
На эти и другие вопросы «СП» попросила ответить депутата Госдумы, члена президиума и секретаря ЦК КПРФ, доктора политических наук Сергея Обухова.
«СП»: Сергей Павлович, многих потрясла смерть бывшего губернатора Курской области и бывшего министра транспорта Романа Старовойта. На какие мысли все произошедшее навело вас?
— Самоубийств государственных чиновников столь высокого уровня в новейшей российской истории не было со времени ГКЧП. В августе министр внутренних дел СССР Борис Пуго свел счеты с жизнью при его аресте 22 августа 1991 года.
Роман Старовойт, думаю, мог действовать не один. Скорее всего, это была система, которая замыкалась на известных олигархах.
Их имена не принято называть. Они могли испугаться, что Старовойт «сдаст» и их. Все это доказывает: при хищении оборонительных сооружений в Курской области действовала криминальная схема, нити которой вели на самый верх олигархической лестницы России. Это тот самый коррупционный слой, который контролирует теневое распределение государственного продукта и который, по сути, «кормит» вся Россия.
«СП»: Почему коррупция в таких масштабах проникла в военные и оборонные заказы?
— Все военные и оборонные контракты — закрытые, информация по ним не разглашается. Этим пользуются коррупционеры. Публиковать в открытом доступе информацию по военным заказам рискованно.
Атака на наши военные аэродромы со стратегическими бомбардировщиками 1 июня стала возможна в немалой степени благодаря тому, что «утечка» о нашей ядерной триаде была размещена на сайте госзакупок.
Датское издание Danwatch и немецкий Der Spiegel утверждают, что после анализа 2 млн открытых документов с российских сайтов госзакупок, они выудили сотни оригинальных схем и чертежей, касающихся внутреннего устройства и модернизации территории баз РВСН. Профильные спецы из западного лагеря были в восторге от открывшейся им информации. Подобное недопустимо.
«СП»: Но как в таком случае контролировать выполнение закрытых военных заказов? Неужели невозможно выявлять коррупцию на ранних этапах, когда дело не дошло до миллиардных хищений?
— Это системная проблема. «Ген коррупции» проник в систему, об этом уже ходит присказка: «Дали деньги для аэродрома — не забудь украсть для дома». Если серьезно, то должен быть государственный аудит и контроль за ходом выполнения гособоронзаказа, отчетность за каждый рубль.
Сейчас пишут, что семья покойного экс-министра и экс-губернатора Курской области Старовойта распоряжалась имуществом в 1 миллиард рублей. Пенсионеры собирают деньги на производство дронов, а тут миллиарды уходят в особняки и автомобили!
По всем уголовным делам в связи с хищениями на военных заказах у военных и чиновников, которые были связаны с этим, всплывают миллионные состояния. Это знак: пора налаживать государственную систему контроля в этой области.
«СП»: О каких конкретно мерах может идти речь?
— Расходование средств по военным заказам должны контролировать Счетная палата, помимо этого должен быть президентский и парламентский контроль.
Активнее должно работать Контрольное управление президента РФ, это самостоятельное подразделение его Администрации.
Помимо этого, необходим контроль со стороны Военной прокуратуры. Раньше существовало парламентское расследование при подозрении на хищения, но сейчас его в Госдуме отменили.
Я лично вносил в Госдуму законопроект, предлагающий уголовно наказывать коррумпированных чиновников. Я также настаивал на том, чтобы российский парламент ратифицировал, наконец, 20-ю статью Конвенции ООН против коррупции, посвященной незаконному обогащению.
Считаю, что чиновников, чьи расходы не соответствуют доходам, необходимо лишать имущества. Однако, «Единая Россия» этот законопроект заблокировала. Партия власти препятствует наказанию коррупционеров.
«СП»: По всем громким делам в связи с коррупцией на военных заказах проворовавшиеся генералы и чиновники получают впечатляющие сроки. Как думаете, они реально будут отбывать их в колонии?
— В свое время, после того как суд приговорил бывшую руководительницу департамента имущественных отношений Минобороны РФ Евгению Васильеву к пяти годам реального срока в колонии, я не поленился и приехал в эту колонию.
Там мне не смогли показать не только саму Васильеву, но и ее койку. Так что сомнения по поводу реального наказания коррупционеров от военного ведомства остаются.
«СП»: Грустный у нас получился разговор. Выходит, реальных рычагов наказания и контроля за коррупционерами, которые наживаются на военных заказах, сегодня очень мало?
— Внешний аудит и выявление фактов коррупции лучше других проводит СВО. Любое воровство вскрывается в ходе военных действий. С противником не договоришься…
На фото: автомобили и сотрудники специальных служб на месте обнаружения тела бывшего министра транспорта РФ Романа Старовойта. (Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС)