За громкими лозунгами и религиозной риторикой фильма «Мумия» телеканала «Спас» скрыта не просто полемика, а тщательно спланированная идеологическая диверсия - подлый удар по историческим основам российской государственности в период проведения СВО.
Перед вами - не очередной разбор этого нашумевшего пасквиля.
Статья Ивана Егорова «Анатомия лжи» — не ответ на скандал, а глубокое расследование. На основе архивных материалов и документальных свидетельств автор:
- Даёт классовую и историческую оценку идеологического замысла фильма.
- Прослеживает его настоящие корни: от белоэмигрантских изданий, оправдывавших фашистскую агрессию (концепция «меча Господня»), до методик информационной войны ЦРУ времён «холодной войны».
- Показывает, что действия создателей фильма нарушают заповедь «Не произноси ложного свидетельства», подменяя духовность политической провокацией.
Подобные операции, основанные на фальсификациях и заимствованные у структур вроде РПЦЗ, подрывают национальное единство и историческую память.
***
«Ленин - демон, мавзолей - зиккурат, Советский Союз - оккультный проект». Это не выдумки бульварной прессы, а суть фильма «Мумия», показанного на телеканале «Спас» в июне 2025 года и поданного как документальный.
На деле это не документальное кино, а грубая пропаганда, замаскированная под просветительскую риторику. Уже само название ленты провокационно, а премьера демонстративно состоялась в кинотеатре с символическим названием «Октябрь». Это не просто пасквиль на Ленина, а удар по исторической памяти и самой российской государственности.
Авторы фильма «Мумия» хотят не просто «захоронить» Ленина - они стремятся вычеркнуть целый пласт истории. За религиозным фасадом киноподелки «Спаса» скрывается глубокий классовый конфликт: атака идёт не только на личность Ленина, но и на сами основы Советской власти - систему, созданную трудящимися, впервые обеспечившую освобождение от гнёта капитала.
Это часть идеологической войны, которую ведут представители эксплуататорских классов и их политические агенты против социалистического проекта. Их цель - подорвать самосознание трудящихся, лишить их памяти, расколоть единство, укрепить буржуазное господство. Эта методичная работа по разрыву с советским наследием - путь к усилению капиталистического угнетения в России и к её колонизации.
Но особенно подло, что этот удар наносится в то время, когда в ходе СВО Красное знамя вновь стало символом сопротивления и Победы, когда обществу жизненно необходимо единство.
Архивом - по подлогу
Создатели «Мумии» настойчиво навязывают образ Мавзолея как чего-то зловещего, прибегая к конспирологии и церковной мистификации. Особое возмущение вызывает утверждение доктора исторических наук Н. Нарочницкой, что Ленин якобы оставил завещание с просьбой похоронить его рядом с матерью на Волковом кладбище Санкт-Петербурга. Однако как историк она не может не знать: ни одного документального свидетельства такого волеизъявления не существует.
Как точно отметил М. Костриков в статье «Не лезьте в Мавзолей!» («Правда», №66 от 26.06.2025), Ленин был похоронен в склепе в строгом соответствии с волей народа, своей партии и существовавших на тот момент обычаев. Соответствует захоронение Ленина и современному законодательству.
Ключевой документ, развеивающий миф о «последней воле» Ленина, был получен в 1997 году по запросу администрации президента Б.Н. Ельцина, желавшей тогда найти обоснования для выноса тела Ленина из Мавзолея. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ, бывший Центральный партийный архив) предоставил исчерпывающую справку, в которой указано: «В РЦХИДНИ не имеется ни одного документа Ленина или его близких и родственников относительно «последней воли» Ленина быть захороненным на определённом российском (московском или петербургском) кладбище…» В справке цитируется письмо Надежды Константиновны Крупской к дочери Инессы Арманд, однозначно выражающее позицию вдовы Ленина: «Его надо похоронить с товарищами; вместе под Красной (Кремлёвской) стеной пусть лежат».
Позиция Крупской не ограничивалась письмом: в 1924 году она поддержала решение II Всесоюзного съезда Советов о создании мавзолея. Хотя она изначально выступала против долговременного бальзамирования, но под напором обращений трудящихся изменила своё мнение.
Аргумент о «захоронении рядом с семьёй» звучит лицемерно и в другом смысле: Ленин уже покоится рядом со своей супругой Надеждой Крупской и сестрой Марией Ульяновой, прах которых находится в некрополе у Кремлёвской стены.
Удивительно, что подобный фильм вышел на телеканале, заявляющем себя православным. Куда больше фильм «Мумия» похож на шоу образца РЕН ТВ. К религии и науке это не имеет никакого отношения. Но главное - ударившись в мистификацию, авторы искажают не только исторические факты, но и суть христианского учения. В Библии нет места лжи и клевете: «всякая ложь - от диавола» (Ин. 8:44). Строить риторику на вымышленных архетипах - значит участвовать в обмане.
Чтобы понять, насколько лжив образ «демона» Ленина, созданный авторами фильма, достаточно обратиться к историческим фактам. Ильич не был богоборцем, но не был и лицемером. Он являлся последовательным марксистом, материалистом, гуманистом и государственником. Его цель - не оскорбление чьих-то чувств, а разрушение системы, использовавшей веру как инструмент подавления.
Ленин, следуя марксистской науке, не боролся с религией, а отделил церковь от государства и школы. В статье «Об отношении рабочей партии к религии» (1909 год) он писал, что задача марксистов - не гонение на веру, а борьба с её социальными корнями: «Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ…»
Авторы фильма «Мумия» намеренно замалчивают главное: репрессии 1920-х годов обрушились не на тех, кто ставил свечку в храме, а на тех, кто с амвона благословлял белогвардейцев, подстрекал к вооружённому мятежу, мешал строить новую, лучшую жизнь для всего народа, а не для кучки паразитировавших на теле народа богатеев.
Показателен путь патриарха Тихона, который в 1923 году заявил: «Я отныне Советской власти не враг». В 1927 году иерархия РПЦ признала Советскую власть «от Бога данной» и провозгласила курс на лояльность. Это было признание исторической реальности.
Тем не менее часть духовенства - особенно за рубежом - продолжила борьбу против Советской России. Именно с такими «духовными вождями» и боролись коммунисты. Характерен пример митрополита Антония (Храповицкого), первого главы Русской православной церкви за границей (РПЦЗ). Ещё в годы Гражданской войны он благословлял белых генералов, а в 1930 году призывал: «Вставайте все против краснаго Антихриста… Благословляю всякое оружие, против красной Сатанинской власти подымаемое…» Это не проповедь, а политический призыв священника-эмигранта к братоубийственной войне.
Напротив, Ленин предостерегал от грубости в отношении религиозных чувств. На съезде работниц в 1918 году он подчёркивал: «Много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путём пропаганды, путём просвещения… Самый глубокий источник религиозных предрассудков - это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться».
Этот подход - не «сатанизм», как пытается внушить «Спас», а позиция гуманиста, стремившегося освободить народ от социального рабства. Те, кто сейчас клеймит большевиков как «богоборцев», забывают простую истину: в феврале 1917 года именно церковь одной из первых отреклась от Николая II, назвав свержение монархии «волей Божией» и присягнув Временному правительству. Её разрыв с народом произошёл ещё до революции, и ответственность за это лежит на дореволюционной иерархии, а не на большевиках.
Историческая правда против раскола
Общественная реакция на фильм «Мумия» оказалась объединяющей - вопреки замыслам его авторов. Против фальсификаций выступили не только левые, но и православные, патриотические силы, ветеранские организации. Выступая в Госдуме 8 июля, Председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов подчеркнул: «Мы не имеем права проявлять неуважение к этой эпохе, что недавно сделал канал «Спас», показавший лживый и провокационный фильм «Мумия». Это продукция, «достойная» самого отъявленного иноагента».
С жёсткой критикой выступил протодиакон Владимир Василик, богослов и член Синодальной богослужебной комиссии РПЦ. В статье «Пустота пустот» (вышла 1 июля) он прямо заявил: «Зрителям телеканала «Спас» навязывается представление о Ленине как разрушителе, неспособном к созиданию. Но это не так. Грандиозный рывок первой пятилетки был бы невозможен без той подготовительной работы, которая началась ещё при Ленине: план ГОЭЛРО, создание системы здравоохранения, возрождение отечественной авиации и ракетных разработок…» Он поставил вопрос ребром: «Великую Отечественную войну мы выиграли благодаря народному единству - когда в одном окопе были коммунист и беспартийный, верующий и неверующий, православный и мусульманин. Тогда было единство. Зачем же сегодня раскалывать общество по линии «православный - социалист»?»
Свою отрицательную позицию по фильму выразили уважаемые представители церковных и исторических кругов: игумен Евстафий (Жаков), диакон Илья Маслов, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов, известные историки Евгений Спицын и Егор Яковлев. В заявлении движений «Русский Лад» и РУСО, опубликованном в «Правде» (№ 70 (31707) от 4-7 июля 2025 г.), было сказано: «В момент вооружённого противоборства Русского мира с неонацизмом и бандеровщиной околоцерковный канал «Спас» не нашёл ничего лучше, как сеять новую смуту. Цинично стравить патриотов - сторонников левой идеи - с православными верующими». Такое единство голосов - от коммунистов до православных традиционалистов - ясно свидетельствует: речь идёт о защите истины и народного достоинства.
Примечательно и красноречиво молчание либеральных СМИ. Видимо, они готовы аплодировать любой атаке на советские символы - пусть даже под прикрытием церковных декораций.
Фальсифицируя историю, телеканал «Спас», кстати, нарушает библейскую заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх.20:16). Мы сознательно обращаемся к Библии не как к догме, а как к культурному коду, который «Спас» бесстыдно эксплуатирует. Если канал называет себя православным, его ложь - преступление двойное: перед историей и перед заповедями, которые он призван уважать. За фасадом «веры» здесь скрывается идеологическая диверсия. Слова Христа звучат как приговор: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры… Вы кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28).
Особенно цинично, что нападки «Спаса» направлены и против миллионов верующих, для которых социалистические ценности не враждебны, а глубоко созвучны Евангелию: справедливость, забота о бедных, осуждение эксплуатации. Недаром Фидель Кастро говорил: «Между христианством и коммунизмом в 10 тысяч раз больше общего, чем между христианством и капитализмом».
Для православных рабочих, ветеранов, интеллигентов, идущих вместе с КПРФ, Мавзолей — не «амулет», а символ эпохи, когда впервые в истории были воплощены евангельские идеалы: труд во имя всех, всеобуч, социальная защита. И вот этим людям «Спас» фактически выдвигает ультиматум: «Или вера — или Ленин». Это не пастырство. Библия говорит ясно: «Лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями, - мерзость перед Господом» (Притчи 6:19).
От «пророчества» — к предательству
Показательно, что руководитель телеканала «Спас» Борис Корчевников в преддверии премьеры картины ссылался на «пророчество» старца Илия (Ноздрина), популярное в определённых маргинальных кругах. Старец якобы утверждал, что победа России в СВО возможна только при выполнении трёх условий: запретить аборты, запретить мат и «похоронить» Ленина. Подобные заявления - не вера, а суеверие, опасное своей наивной жестокостью. Это калька с сектантской логики: подменить государственные задачи архаическим обрядом, сделать судьбу страны зависимой от ритуала. Это не пророчество, а идеологический фетиш, рассчитанный на запугивание и одурачивание.
Не за Победу молятся такие проповедники, а за расчистку места под новый идеологический фундамент - антисоветский и реакционный, по сути своей - русофобский. В этом и заключается подлость: телеканал «Спас», прикрываясь религией, подменяет заботу о стране суеверным фольклором. И делает это тогда, когда народ ждёт правды, помощи и мобилизации, а не магических списков от старцев.
Защитники Мавзолея предлагают не ритуалы, а проверенную временем Программу Победы, неизменно отстаиваемую КПРФ. Ещё в 2022 году Г.А. Зюганов подчёркивал: «Национализация стратегических сфер экономики, максимальная поддержка инновационного развития, распространение опыта народных предприятий, социальная защита граждан, бесплатные и высококлассные медицина и образование - вот основа наших инициатив и предложений. Это Программа Победы, которую необходимо принять на государственном уровне. Без этого невозможно дать решительный отпор тем, кто стремится уничтожить Русский мир и стереть с лица земли рождённое им государство». Этот курс подтверждён XIX съездом КПРФ.
Видимо, именно это и пугает тех, кто стоит за идеологической кампанией против Ленина и советской истории. Не вера ими движет, а страх перед национализацией, социальной справедливостью, перед новой мобилизацией народа в интересах большинства. Это страх компрадорского капитала и олигархических структур, которые жили припеваючи до СВО, наживались на распродаже страны и теперь боятся утратить своё влияние.
Удары наносятся не по Мавзолею, а по идее. Те, кто зарабатывал на приватизации и торговле Родиной, боятся не умершего Ленина - они боятся народной власти. Им не нужна Победа - им нужна нажива. У них и страна - как лавка: продать, сдать, отступить. Вот почему нападки на социализм так хорошо вписываются в интересы компрадоров и внешних сил. Именно они вывозили капиталы на Запад. Именно по ним ударили санкции. Именно они боятся мобилизации общества и нового курса. Это не государственники, это национал-предатели.
Когда «меч Господень» был в руках вермахта
С темой пророчеств гендиректор «Спаса» Борис Корчевников не оригинален. Подобные откровения уже звучали в истории. В июне 1941 года в белоэмигрантской профашистской газетёнке «Новое слово», издававшейся в Берлине, архимандрит Иоанн (урождённый князь Шаховской) публикует текст, в котором со ссылкой на афонского старца Аристоклия утверждает: «Спасение России придёт, когда немцы возьмутся за оружие». Начавшуюся агрессию Гитлера он именует «мечом Господним», а вермахт - исполнителем Провидения.
Наступление нацистов преподносилось как духовное воскресение, а 22 июня - как «Пасха среди лета». Эти строки написал не капеллан СС, а православный архимандрит, позднее - архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский РПЦЗ.
Надо понимать, кто писал такие «проповеди». Шаховской - не абстрактный богослов. С лета 1918 года он воевал против Советской власти в рядах армии Деникина, получил контузию под Царицыном. В 1937-м в Испании - духовный наставник добровольческой роты в армии Франсиско Франко. Он сражался за монархию, потом за фашизм, а позже стал «архимандритом-идеологом».
Риторика фильма «Мумия» продолжает ту же линию, но в новых формах. Большевизм здесь показан не как идеология, а как воплощённое зло; Победа - как «упущенная возможность». Так, кощунственно звучит фраза автора фильма Андрея Афанасьева, который утверждает, что «трагедия Великой Отечественной войны стала шансом избавиться от амулета», то есть от тела Ленина. Получается, автор сожалеет о Победе Советского Союза в Великой Отечественной войне? Именно это и следует из его логики: если война - шанс избавиться от Мавзолея, то Победа Красной Армии - упущенная возможность.
Эта риторика близка к тем, кто в 1941 году молился о поражении Красной Армии. Афанасьев, сознательно или нет, подтверждает старую аксиому: «Поскреби антисоветчика - найдёшь фашиста». Когда в 1945-м бойцы Красной Армии бросали знамёна побеждённой Германии к подножию Мавзолея, он стал символом Победы, а не «амулетом». Высказывания Афанасьева попадают под определение реабилитации нацизма по духу, если не по букве закона. Оправдание коллаборационизма - всегда призыв к предательству.
«Мумия» Андрея Афанасьева - не первый его опыт идеологической диверсии. Ещё в 2018 году на телеканале «Царьград» олигарха Константина Малофеева он был изобличён в том, что использовал сфабрикованные «цитаты» Ленина. К примеру, чтобы создать у зрителя образ Ленина-русофоба, он приписал Ильичу высказывание: «Ивашек» надо дурить. Без одурачивания «Ивашек» мы власть не захватим». Однако источником этой фразы оказался текст антисемита Анатолия Глазунова - автора националистического памфлета 2008 года «Как искали и запрещали жидовскую кровь Ленина». Глазунов позже признал, что цитата не подтверждена, и пообещал удалить её.
Механизм подлога прост: за основу взята цитата из работы «Государство и революция», где Ленин критиковал эсеров за лицемерие: «Революционно-демократическая фраза - для одурачения деревенских Иванушек…» В оригинале критика была направлена против псевдосоциалистов, а не русских, ласковое «Иванушек» заменено на пренебрежительное «Ивашек», фразу вырвали из контекста, исказили интонацию, приписав ей прямо противоположный смысл.
Афанасьев вынужден был признать неправоту, написав на сайте «Царьграда»: «С точки зрения журналистской этики мы допустили серьёзную ошибку... Предоставить подтверждающие источники невозможно... Просим использовать только проверенные источники». Однако в фильме «Мумия» он повторяет те же приёмы: миф о «зиккурате», «масонство Ленина» по нацистским фальшивкам, подача науки как «оккультизма».
Насмешкой над зрителями «Спаса» выглядит то, как Афанасьев обошёлся с цитатами Ленина. В «Мумии» звучит: «…Всякая религиозная идея — невыразимейшая мерзость… даже священник-педофил милее и понятнее, чем «идейный поп». Такой формулировки у Ленина нет. Это фальсификация. В оригинале, в письме Горькому (1913 год), Ленин писал, что «идеологический» проповедник опаснее священника, уличённого в преступлении, потому что первого сложнее разоблачить.
В другом случае из уст Афанасьева звучит уже не просто подмена, а откровенная фальсификация. На фоне рассказа о событиях в Шуе демонстрируется якобы ленинское письмо с фразой: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».
Эта фраза - подделка, многократно разоблачённая. В частности, в статье «Лучшие сорта лжи изготавливаются из полуправды» (газета «Правда», №5 (30648), 19—22.01.2018 г.) показано, что этот «документ» не имеет подлинных источников и был вброшен в оборот через эмигрантские и антисоветские круги. Цитируем «Правду»: «Во всех серьёзных академических собраниях сочинений В.И. Ленина подобного текста не содержится. Ни один уважающий себя историк, ни одно серьёзное издание этот «документ» не использует. Но он упорно кочует по антисоветским памфлетам...».
Авторы «Мумии» сознательно или по небрежности пошли на обман, что при заявленной «документальности» ещё более возмутительно.
По заветам ЦРУ
Организованная западными спецслужбами декоммунизация на Украине, начавшаяся со сноса памятников Ленину, стала следующим после героизации нацистского пособника Бандеры шагом к расколу общества и гражданской войне. Фильм «Мумия» использует те же методы: подмена истории мифом, «сатанизация» советского периода, разрыв поколений.
В то же время в Донбассе с 2014 года идёт восстановление памятников Ленину и возвращение исторических названий населённых пунктов и улиц, переименованных «майданными» властями. Примечательно, что сын Александра Захарченко, первого главы ДНР, погибшего в 2018 году, - Сергей вступил в КПРФ в феврале 2023 года и вскоре был избран первым секретарём Донецкого рескома Ленинского комсомола РФ. В июле 2025 года, на XIX съезде партии Сергей вошёл в состав Центрального Комитета КПРФ. Это символичный шаг, подчёркивающий стремление нового поколения Донбасса к ленинскому идеалу и социальной справедливости, в противовес попыткам переписать историю и вычеркнуть из неё Советский Союз.
Разрушение Мавзолея станет «майданом» - символом капитуляции перед Западом. Антиленинская истерия, развёрнутая «Спасом», подрывает не только внутриполитическое единство, но и международные связи России. Она осложняет союзнические отношения с Китаем и другими социалистическими странами, для которых Ленин - ключевая фигура марксистской традиции. Это угроза и диалогу в рамках БРИКС+, ШОС, ОДКБ.
Фильм «Мумия» - лишь вершина айсберга. Годами телеканал «Спас» выстраивает ложную историческую картину: Николай II — «страстотерпец», белогвардейцы - «герои», эмигрантское духовенство - «мученики». А советская эпоха преподносится как сплошная «тьма и проклятие». Всё, что ценно, якобы было уничтожено революцией, а сама революция - не итог народной борьбы, а происки «внешних сил». Методы - всё те же, что в 1990-х: десталинизация, десоветизация, «демифологизация Победы». Но если ранее это подавалось от имени «либерализма», то теперь - под флагом «традиционных ценностей».
Между тем риторика «Спаса» дословно воспроизводит штампы «холодной войны». И это неудивительно: идейные истоки многих его деятелей восходят к РПЦЗ. Даже после формального «воссоединения» с Московским патриархатом в 2007 году РПЦЗ сохранила собственную автономную сеть, центр управления в США и специфическую идеологию. Её представители активно проникают в российское информационное пространство, продвигая установки, заимствованные из белоэмигрантской пропаганды.
А вот и наглядный пример того, как белоэмигрантская проповедь становится идеологическим оружием. Всё, о чём мы говорили выше, воплотилось в судьбе одного «архипастыря» - давнего врага Советской власти, служившего и на фронтах, и в эфире. Тот самый князь Шаховской - белогвардеец, духовник франкистов, проповедник «меча Господня» в руках гитлеровской армии, о котором мы упоминали, после службы у нацистов всплыл уже в Соединённых Штатах всё с той же идеологической задачей.
На новой родине Иоанн (Шаховской), архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский, становится активным участником идеологической войны против СССР. На протяжении почти сорока лет он вёл рубрику «Беседы с русским народом» на радиостанции «Голос Америки» - главном рупоре «холодной войны», финансируемом правительством США и координируемом структурами, связанными с ЦРУ.
Эту деятельность Шаховского хотят представить как безобидное пастырство. Однако рассекреченные документы ЦРУ, в частности «Отчёт о первых шести месяцах вещания радиостанции «Радио Освобождение» (CIA Reading Room, № 06760840), наглядно показывают иное. В нём зафиксировано обращение Шаховского к солдатам и офицерам Советской Армии: под видом духовной проповеди - попытка деморализовать бойцов, подорвать доверие к командованию и государству.
Это не душепопечение, а инструмент идеологической войны. Его программы, выходившие на русском языке, были тщательно срежиссированы ЦРУ. Под религиозным прикрытием велась системная атака на Советскую Армию, на веру в правоту Победы, на само существование социалистического государства.
Таким образом, «меч Господень», которым благословляли вермахт, оказался позже в руках другого агрессора - США. Под тем же флагом «духовного спасения», с теми же цитатами старцев, образами вины и расплаты. РПЦЗ была превращена в оружие против собственного народа. Этим самым мечом, как точно заметил Александр Зиновьев, «метили в коммунизм, а попали в Россию». И вина за это лежит в том числе и на пастырях, вставших на службу империалистам.
В разгар СВО их идейные наследники снова служат тем же силам. Под прикрытием церковной риторики в общественное сознание вбрасываются нарративы, подменяющие правду о советском периоде демонизацией и покаянной истерией. Это не просто атака на историческую память, это идеологическая подрывная работа, направленная на делегитимацию самого государства, его истории, его Победы, его суверенитета. Последователи тех, кто вчера благословлял фашистские армии и вещал с радиостанций ЦРУ, сегодня действуют в эфире «Спаса» в роли «духовных экспертов».
XIX съезд КПРФ в резолюции «Русофобия и антисоветизм — враги созидания, справедливости и будущности России» отметил: «…Русофобия, начиная с атак на образ Ленина и памятники советского времени, ведёт только в одном направлении — к развалу государственности России. Антисоветизм есть идеология деградации, которая служит оправданием выстрелов в спину народу, ведущему сражение с неонацизмом и бандеровщиной…»
Красные флаги и Знамя Победы вновь реют над позициями героев Донбасса, а образы Ленина и Сталина - на шевронах бойцов. Это не «призраки прошлого», а живые знамёна борьбы за будущее России. И в этот момент они получают удар в спину.
5 июня 2025 года Архиерейский синод Русской православной церкви за границей (РПЦЗ), базирующийся в США, выступил с резким политическим заявлением, в котором осуждается пересмотр оценки советского периода в России, восстановление памятников Сталину и Дзержинскому, реставрация Мавзолея и отказ от реабилитации ряда лиц, осуждённых в СССР. Под видом «духовной озабоченности» развёрнута фронтальная атака на историческую правду. Сегодня, в период войны с неонацизмом, вооружённым и направляемым Западом, такие заявления от РПЦЗ, десятилетиями сотрудничавшей с ЦРУ, нельзя воспринимать иначе как враждебную пропаганду, направленную на деморализацию общества и подрыв национального единства.
При этом 16 июля на сайте РИА «Новости» появилась статья без подписи — а значит, редакционная, — в которой, к нашему удивлению, всплыло «пророчество» афонского старца Аристоклия, уже звучавшее в 1941 году на страницах фашистской газеты «Новое слово». Тогда его огласил архимандрит Шаховской: «Господь через немцев освободит Россию от безбожной власти». Немцы, дескать, несли «духовное освобождение», открывали храмы, а «миллионы» советских граждан встречали их как избавителей. Тогда это было оправданием нападения вермахта, сегодня — позиция крупного госСМИ.
После волны критики РИА быстро отредактировало материал, вымарав всё, что касалось немцев и оккупации. Но сказанное уже прозвучало, и в год 80-летия Великой Победы такие тексты - не просто «ошибочка», особенно восторги по поводу «Открытия храмов немцами». В 1941 году в оккупированном Пскове под контролем немцев действовала Псковская духовная миссия, формально- «для возрождения православия». Следствие по делу её главы, протопресвитера Кирилла Зайца, зафиксировало: миссия занималась «усмирением масс». Лишь немногие, как священник Фёдор Пузанов, отказались служить захватчикам, помогали партизанам и были награждены Советской властью. Это и есть идеологическая диверсия, замаскированная под «духовную заботу».
Пора говорить прямо: РПЦЗ - это не просто зарубежная юрисдикция. Это структура, чья деятельность вызывает вопросы с точки зрения интересов национальной безопасности. Необходимо ставить вопрос о её правовом статусе в России, о признании её деятельности иноагентской, а её каналов влияния - частью информационной войны. Если страна серьёзно относится к своему суверенитету, подобная подрывная работа под видом «пастырства» не может оставаться без ответа.
Выпустив фильм «Мумия», телеканал «Спас» не спасает, а разрушает - и правду, и доверие, и общественное единство, а духовность подменяет политическим подстрекательством. Он использует веру как декорацию, транслируя старые эмигрантские нарративы — те самые, что благословляли и гитлеровскую армию, и пропаганду времён ЦРУ. Он наносит удар в спину тем, кто сражается за будущее России.
Современные коммунисты не раз доказывали, что уважают миллионы верующих. Ленин подчёркивал: «Мы против угнетения, а не против веры». Более того, в статье «Об отношении рабочей партии к религии» он писал: «Мы должны не только допускать, но сугубо привлекать всех рабочих, сохраняющих веру в бога, в социал-демократическую партию… Мы безусловно против малейшего оскорбления их религиозных убеждений, но мы привлекаем их для воспитания в духе нашей программы».
Общая задача патриотов России: не позволить по чьей-то указке — телеканала «Спас» или «вашингтонского обкома» — переписать историю нашей страны.