Говоря о Победе в Великой Отечественной войне, мы не должны забывать о её тяжёлых и трагических последствиях. Есть официальные данные, поражающие количеством потерь, понесённых советским народом. Ведь Победа досталась высокой ценой! Советский Союз понёс колоссальный урон. Было сожжено 1740 городов, свыше 70 тыс. посёлков, сёл и деревень, разрушено 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железных дорог. Разорено и разграблено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов и 2890 машинно-тракторных станций. Резко сократились в стране посевные площади. Если взять в целом, то было потеряно около 30 процентов национального богатства.
Из личных моих воспоминаний
Но наряду с этими официальными данными есть и личностное измерение тех потерь. Скажем, на примере деревни Павловка Брянской области, где я родился и провёл школьные годы. Вот сентябрь 1943 года, месяц освобождения Брянщины. Немцы стремительно отступают, реализуя при этом приказ: оставить после себя выжженное пространство. В один из дней партизаны рекомендовали всем жителям деревни уйти на время в ближайший лес и там пережить возможные бесчинства и зверства отступающих гитлеровцев. И вся деревня (а это женщины, дети и старики) переместилась в лес.
И тревожное ожидание оказалось не напрасным. В первую же ночь с опушки леса мы увидели (до деревни нас разделяло открытое поле), как вспыхнуло пламя от горящих деревенских хат и как факелы перемещались от дома к дому, образовав огромное пространство огня. Слышались выстрелы и автоматные очереди. Женщины рыдали в своём беспомощном положении.
А следующим днём жители, не слыша никаких тревожных звуков, побежали смотреть, что же осталось от деревни. И увидели, что половина её полностью сгорела! Были крики, стоны, бесконечные слёзы. И тут же обсуждение, как выходить из такого положения.
С этого дня я стал свидетелем того, как люди готовились к зиме: рыли землянки, кто-то городил хибарки из чего попало, кто-то поселился у родственников, кто-то стал жить в бане у соседа... Вот в каком убогом состоянии оказалась и наша деревня, и находившиеся вокруг, мгновенно утратив свой довоенный облик ухоженного пространства с его садами, цветниками и палисадниками, с красиво оформленными домами.
Есть ныне и другие, не менее горькие данные. Мы официально знаем, что страна потеряла более 28 млн человек. А для меня эти потери предстают в таком исчислении. Из 125 мужчин и парней нашей деревни, ушедших на фронт или в партизаны, вернулось в деревню только 21, считая и серьёзно искалеченных. Отсюда становится понятным тот факт, что если экономику мы восстановили за 4 года — к 1950-му, то на достижение численности населения в стране ушло 14 лет.
К личной памяти стоит добавить и расстрел венгерскими (у нас их называли мадьярскими) войсками летом 1943 года всех жителей (от детей до стариков) трёх соседних с нами лесных деревень — в знак устрашения и наказания за уничтожение их разведки около одной из этих деревень.
Если к этому добавить и личное горе, связанное с расстрелом моего отца, учителя и участника складывавшегося партизанского движения, в присутствии всей нашей семьи, то картина всеобщих, в том числе и личных потерь, превосходит самые ужасные последствия той страшной войны.
Но их надо было преодолеть, заново выстроить мирное небо над головой, решить огромные экономические и социальные проблемы.
Решающее звено в восстановлении — люди
Война тяжело сказалась на состоянии всех без исключения сторон жизни миллионов советских людей. Государство встало перед необходимостью в самые короткие сроки ликвидировать последствия войны. Надо было обеспечить восстанавливаемые и вновь строившиеся предприятия миллионами работников всех специальностей, при необходимости обучить их, организовать переподготовку и повышение квалификации более чем 15-миллионной армии рабочих, инженерно-технических работников и служащих.
В первые послевоенные годы промышленность, строительство и транспорт пополнялись рабочими и командными кадрами в значительной степени за счёт демобилизуемых из армии, но основным источником пополнения рабочего класса СССР в 1946—1950 годах, как и в прежние годы, было крестьянство. Выходцы из деревни составляли в тот период большинство среди направленных в промышленность, на строительство и транспорт. Если конкретизировать этот процесс, то он выглядел следующим образом.
Произошла масштабная мобилизация населения на восстановление сгоревших городов, разрушенных заводов, выведенных из строя шахт, утративших свои возможности морских портов. Наряду с традиционными методами комплектования рабочей силы одним из эффективных источников пополнения рабочих стал организованный набор (оргнабор), практиковавшийся до войны и с новой силой возобновлённый в 1945 году. Он комплектовался из увольняющихся красноармейцев, частично из населения сгоревших сёл и деревень, частично из желающих сменить свой образ жизни. Но постепенно более рациональным и эффективным путём пополнения рабочего класса стало привлечение рабочей силы самими предприятиями из приглашаемых со всей страны работников под определённые гарантии. В основном — с жильём в общежитиях, а также за счёт местного населения, имевшего крышу над головой и намеренного трудиться не временно, а в соответствии с договором постоянно. В 1950 году в промышленность самими предприятиями было принято уже 79% новых рабочих, в то время как оргнабор дал только 14%. В строительстве оргнабор играл большую роль, чем в промышленности, поставляя 36% всех новых рабочих кадров, однако и здесь набор самими предприятиями был преобладающим — 52%.
Заметную лепту внесли проводившиеся по инициативе комсомольских организаций массовые общественные призывы молодёжи на стройки и предприятия. Так, в начале апреля 1946 года на пленуме ЦК ВЛКСМ главной задачей комсомола было провозглашено первостепенное участие в восстановлении народного хозяйства. И призыв был реализован! Число привлечённых к этой деятельности не только среди комсомольцев, но и всей молодёжи исчислялось сотнями тысяч участвующих в восстановлении многочисленных объектов. И несмотря на то, что это участие, по воспоминаниям работников тех лет, было очень стеснено как в производственном отношении (большинство работ выполнялось посредством ручного труда), так и в обустройстве повседневной жизни (жизнь в палатках, бараках, при скудном питании), созидательный порыв преобладал при широко распространённой убеждённости, что эти недостатки временны, что они будут устранены ради лучшего завтра.
А так как требовались не только рабочие руки сами по себе, но в первую очередь квалифицированные кадры, были предприняты беспрецедентные меры по привлечению подростков на учёбу в ремесленные училища и школы фабрично-заводского обучения, которые вскоре стали активными, реальными участниками восстановительных работ. В целом эта система подготовки трудовых резервов за пять послевоенных лет дала промышленности, строительству и транспорту около 3,4 млн молодых рабочих. Была восстановлена и расширена учебно-производственная база учебных заведений. К началу 1948 года в стране действовало 4197 учебных заведений трудовых резервов с 1024 тыс. учащихся.
Приведу и значительную личную ремарку. С 8 лет в летний период я ежедневно выходил на работу в 6 утра — вместе со взрослыми. Пахал, косил, возил грузы, работал на молотилке, в том числе и в ночное время. Это считалось нормальным, хотя я был сыном учительницы, то есть формально не считался колхозником. Но ведь также поступали все мои сверстники, а я был частью их сообщества.
Хотелось сказать, что в основе колоссальных усилий советских людей лежала убеждённость, уверенность и надежда, что будем жить лучше, несмотря ни на какие трудности. В этом осознании сошлись цели и государства, и большинства народа, хотя трудности возникали немалые. Достаточно вспомнить хотя бы неурожай и голод 1946 года, а также неизбежные социальные издержки — спекуляция, бандитизм, нищенство...
Пути реализации намеченных планов
Основная цель хозяйственно-экономической политики была сформулирована И.В. Сталиным на предвыборном собрании 9 февраля 1946 года: «Восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах». В соответствии с этим начался ускоренный перевод военно ориентированного производства на гражданские рельсы, приоритетное развитие ключевых мирно ориентированных звеньев народного хозяйства, особенно таких отраслей, как авиационная и станкостроительная промышленность, автомобилестроение, электроэнергетика. Миллионы людей ежедневно выходили на выполнение текущих заданий, которые были связаны с оперативным и неотложным решением производственных задач.
Но нужна была не только рутинная повседневная работа. Людей всегда вдохновляли великие дела и их ЛИЧНАЯ причастность к ним. И государство предложило целый комплекс грандиозных преобразований, которые вошли в историю как «великие стройки коммунизма».
Одной из таких строек стал так называемый «Сталинский план преобразования природы», нацеленный на создание лесных полос в степных районах. Оценивая этот план, можно сказать, что это была научно обоснованная комплексная программа регулирования природы, рассчитанная на период 1949—1965 годов. Она предусматривала создание восьми крупных лесных полос в степных и лесостепных районах общей протяжённостью свыше 5300 километров.
Этот план не имел прецедентов в мировом опыте по таким масштабам. В соответствии с ним были посажены лесные полосы для преграждения пути суховеям и изменения климата на площади 120 миллионов гектаров.
Особо надо отметить его значительное мобилизующее значение и влияние на общественное сознание не только участников выполнения этого плана, но и на всех советских людей. Он вдохновлял многих, укреплял веру в ожидаемое благополучие. Очень жаль, что со смертью Сталина в 1953 году выполнение плана было свёрнуто. Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, ряд созданных лесозащитных станций ликвидированы. Но благодарная память об этом событии и до сих пор сказывается в жизни миллионов людей, живущих под защитой уцелевших полос, чьё влияние продолжает действовать и поныне.
К числу «великих строек коммунизма» было отнесено строительство Сталинградской (Волжской) ГЭС, возможность сооружения которой рассматривалась ещё в начале 1930-х годов в рамках плана «Большая Волга», предусматривавшего регулирование Волги каскадом гидроузлов. Одна за другой последовали Куйбышевская, Каховская, Цимлянская ГЭС.
Не менее впечатляющими и грандиозными по замыслу и последствиям стали строительство Главного Туркменского канала Аму-Дарья — Красноводск, а также возведение и открытие в июле 1952 года Волго-Донского судоходного канала протяжённостью 101 км.
Наряду с этими народнохозяйственными планами к мобилизующим и побуждающим социальную энергию мерам можно отнести действия, которые были нацелены на понимание советскими людьми принципиально иного положения страны в мире, на восприятие и поддержку новых задач по укреплению обороноспособности страны.
Для воздействия на мировоззрение советских людей большую роль сыграла демонстрация успехов Атомного проекта, показавшего возможности ядерного оружия и создавшего новый облик военного могущества страны. Сообщение ТАСС в 1949 году об испытании этого средства военной мощи способствовало дальнейшему укреплению представлений советских людей о Советском Союзе как ведущей мировой державе. Эта демонстрация силы советского оружия вселяла убеждённость, что Советская страна продолжает сохранять своё место и роль в мировом сообществе, что было доказано в прошедшей напряжённой и кровопролитной войне.
Эта нацеленность на достижение успехов воодушевляла советских людей, появлялась и в таких мирных актах, как пуск первой в мире атомной электростанции в Обнинске 26 июня 1954 года. После открытия она с успехом проработала 48 лет.
На сознание людей оказывали влияние акции и менее значительного размера, но получившие большое общественное звучание. К ним относится строительство высотных зданий (так называемых сталинских высоток) в Москве, что вызвало много вопросов и сомнений. Но по прошествии многих лет они стали градостроительными ориентирами и гордостью москвичей. И не только их: сегодняшний облик столицы невозможно представить без этих сооружений.
Социальные ожидания и надежды
Огромные преобразования были осуществлены не только в экономике.
Большинство людей были полны ожиданий если не коренного, то существенного улучшения своего, в первую очередь материального положения.
Напомню, что участие народа в снабжении в 1941—1945 годах воюющей Красной Армии во многом обеспечивалось сокращением личных доходов: по подсчётам экспертов, каждый третий рубль в бюджете страны был почерпнут из кармана советских граждан. Военный бюджет пополнялся как за счёт прямых налогов и вычетов из лично заработанных денег, так и подпиской на облигации государственного займа. Были и другие многочисленные сборы и пожертвования, которые воспринимались большинством людей как необходимые жертвы во имя великого дела.
Поэтому вполне естественно люди ожидали уменьшения личных затрат на государственные нужды и увеличения доходов в своём семейном или личном бюджете. И это было тоже учтено политической властью. Были сняты практически все ограничения военного времени. В 1947 году была отменена карточная система. Налоги были в значительной мере сокращены, запрещены обязательные внеурочные работы, восстановлены отпуска. Началась выплата компенсаций за неиспользованные в годы войны трудовые отпуска, сокращена доля заработной платы, затрачиваемая на облигации государственного займа. Особую признательность людей получило регулярное снижение цен на продукты питания и товары широкого потребления, которое проводилось с 1949 по 1954 год. Эта мера постоянно вспоминается ныне как одна из самых эффективных в заботе о народе.
В результате реализации комплекса мер по повышению благосостояния в 4 раза выросла покупательная способность рубля, в 4 раза возросла реальная заработная плата за 8 лет после окончания войны, что привело к заметному повышению жизненного уровня. Эти меры принесли людям удовлетворение, служили укреплению контактов народа и власти, вселяли надежды, что годы военных ограничений окончательно уйдут в прошлое, а наступающие перемены в жизни приведут только к улучшению положения.
В особенно трудной ситуации находились крестьяне. Доля оплаты труда в колхозе в общих доходах крестьянской семьи была невелика — не более 20%. Продукты питания колхозники получали в основном из личного подсобного хозяйства, а деньги — от продажи продуктов горожанам. Подсобные хозяйства колхозников, приусадебные участки облагались хотя и меньшими, но по-прежнему высокими налогами. С каждого двора нужно было поставить государству 75 кг мяса, 310 л молока, 75 штук яиц, 3 кг шерсти в год. Налогом облагалось каждое фруктовое дерево.
Говоря о проблемах повседневной жизни, особо упомянем проблему здравоохранения. Ведь война изменила характер заболеваемости людей, медицинскую сеть приходилось восстанавливать с учётом этого. По сравнению с 1940 годом к началу 50-х годов на 35,4% увеличилась коечная сеть в хирургических больницах, на 70% — в терапевтических, вдвое — в туберкулёзных и кожно-венерологических, на 30% — в инфекционных, более чем в 10 раз — в онкологических. Существенно увеличилась также сеть родильных домов, гинекологических и глазных лечебниц.
Одновременно росла забота о сохранении и профилактике здоровья С 1945 по 1950 год были восстановлены все разрушенные санатории, а также появились 232 новые здравницы для взрослых и детей.
Кардинальные изменения в сфере образования
Характеризуя первые послевоенные годы, нужно сказать, что, несмотря на крайне напряжённую экономическую и финансовую ситуацию, на развитие науки, образования, культуры были выделены значительные средства, превосходящие довоенный уровень. В результате с 1946 по 1950 год в стране было построено и введено в действие (включая восстановленные из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн ученических мест. Из них на 1,3 млн мест было построено в сельской местности — на средства колхозов. Школы, клубы, библиотеки строились в основном или за счёт самообложения колхозников, или методом «народной стройки». В результате в начальных, семилетних и средних школах, техникумах и других учебных заведениях в 1950 году обучалось 20,6 млн человек.
Новая ступень повышения интеллектуального уровня народа знаменовал переход в 1949 году на обязательное семилетнее обучение, что послужило мощному приросту грамотности народа, а соответственно и росту профессионализма, увеличению возможностей для творческой деятельности.
Стремительными темпами развивались и другие уровни образования — среднеспециальное и высшее. Так как восстановление разрушенной войной экономики и обеспечение опережающего развития промышленности было неотложной задачей, то одной из острейших проблем стала подготовка квалифицированных кадров с высшим и средним специальным образованием. В силу этой потребности в центре и регионах страны открывались высшие учебные заведения. Росло и число студентов. Если в 1946 году на первый курс было принято 205 тыс. человек (каждый пятый из них был демобилизованным фронтовиком), то в 1951 году к занятиям приступили уже 350 тыс. первокурсников.
Всего к началу 1950-х годов в СССР действовало 800 вузов и более 3 тыс. техникумов, в которых обучалось свыше 3 млн студентов. За период с 1946 по 1950 год высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов, или в среднем за год 130,4 тыс. человек (для сравнения — 109,4 тыс. в 1939—1940 гг.). Одновременно быстрое развитие получило вечернее и заочное высшее образование.
Были выделены огромные средства и на науку. В 1946 году расходы на её развитие увеличились в 2,5 раза. Во второй половине 40-х годов возникли принципиально новые научно-исследовательские институты: Институт прикладной математики, Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной физики, Институт атомной энергии и многие другие. За короткий период восстановлены разрушенные и созданы новые научные центры — Дагестанский, Якутский, Башкирский, Восточно-Сибирский. Огромное внимание было уделено созданию научных учреждений в союзных республиках. Так, в 1946 году были созданы Академии наук в Казахской, Латвийской, Эстонской и Литовской ССР, в 1951 году — в Таджикской и Туркменской ССР, в 1954 году — в Киргизской ССР.
Культура — особый объект внимания
Особое внимание было уделено сфере культуры и прежде всего восстановлению и налаживанию работы массовых учреждений культуры. В результате проведённых в годы первой послевоенной пятилетки мероприятий вся сеть культурно-просветительских учреждений была восстановлена и даже расширена. В 1950 году в СССР имелось 125,4 тыс. клубов, дворцов и домов культуры, изб-читален (118 тыс. в 1940 году). Число всех библиотек в начале 1951 года составило 351 тыс. Они располагали 714 млн книг (в 1941 году насчитывалось 277 тыс. с фондом 527 млн книг).
Была полностью восстановлена сеть музеев. Заново создавались разрушенные фашистами музей-усадьба Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, музеи П.И. Чайковского в Клину и Н.А. Римского-Корсакова в Тихвине, дом-музей А.С. Пушкина в селе Михайловском, музей М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, музей И.С. Никитина в Воронеже, памятные места Н.В. Гоголя и Т.Г. Шевченко на Украине и др. Открылись новые музеи: в Москве — музей-усадьба художника В.М. Васнецова; в Ленинграде — музей истории Ленинграда и многие другие. В 1950 году в стране насчитывалось 937 музеев, которые посетили 27 млн человек!
Развивалось книжное дело, увеличивались тиражи газет и журналов. В 1950 году в СССР выходили около 8 тыс. газет с годовым тиражом 7 млрд экземпляров, 1408 журналов с годовым тиражом 181 млн экземпляров.
В конце четвёртой пятилетки в СССР работало свыше 200 центральных, республиканских, краевых и областных издательств. Из них около 80 выпускали литературу на языках народов СССР. Миллионными тиражами печатались произведения русских и зарубежных классиков. В 1950 году тираж изданных книг составил 821 млн экземпляров — почти в 2 раза больше, чем в 1940-м.
Укреплению уверенности в будущем добавляли и другие действия гуманитарного плана. Перспективной и оправдавшей себя акцией стало осуществление такого решения, которое сближало отечественную культуру с мировой: это учреждение в 1946 году Государственного издательства иностранной литературы.
Была полностью восстановлена сеть театров и построены новые театральные здания: Новосибирский театр оперы и балета, театры в Калинине и Брянске; началось строительство драматических театров в Севастополе, Сталинграде, Нижнем Тагиле и оперных театров в Казани, Челябинске и других городах. Значительно расширилась киносеть. В 1950 году работало 42 тыс. киноустановок, в том числе более 32 тыс. в сельской местности.
Крупнейшей акцией, новым словом в культурной политике стало создание Всесоюзного общества по распространению научных и политических знаний (общество «Знание») во главе с президентом Академии наук СССР Н.И. Вавиловым. Учреждение этого Общества решало несколько взаимосвязанных задач. Это был новый, более высокий уровень приобщения народных масс к ценностям науки и культуры, который привёл к тому, что началась масштабная пропаганда знаний в большинстве трудовых организаций страны. При всех недостатках организации этой деятельности она стала нормой потребления полезной информации для широких слоёв населения, для большинства трудовых коллективов. Эта новая форма деятельности мобилизовывала и самих учёных, ставила перед ними задачу доведения знаний до всех категорий людей. А это требовало умения разговаривать с народом языком, понятным ему. И это повышало гражданскую ответственность учёных за свою научную деятельность. Жизненность и перспективность такой нормы общения с народом быстро вошли в жизнь, взаимно обогащая участников и позволяя людям считать науку своей, народной.
Что касается литературы и искусства, то в эти годы были образованы новые учреждения художественной культуры. В 1947 году была образована Академия художеств СССР во главе с художником Александром Герасимовым.
В эти послевоенные годы в советской литературе были созданы произведения, сыгравшие большое мировоззренческое и художественное значение. Так как мощный импульс развитию литературы дала война, то она в произведениях писателей была центральной. Героическому подвигу советских людей в годы войны были посвящены «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Весна на Одере» и «Звезда» Э. Казакевича, «Знаменосцы» О. Гончара, «Белая берёза» М. Бубеннова, «Далеко от Москвы» В. Ажаева и др. Классикой тех лет стал роман А. Фадеева «Молодая гвардия» — о комсомольцах-подпольщиках Донбасса.
Участие советского народа в партизанской борьбе с врагом было отражено в произведениях руководителей и участников партизанского движения: С. Ковпака «От Путивля до Карпат», А. Фёдорова «Подпольный райком действует», П. Вершигоры «Люди с чистой совестью», А. Медведева «Это было под Ровно» и других.
Живопись тоже приобрела второе дыхание. В эти годы были созданы такие живописные произведения, как картины Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле», Юрия Непринцева «Отдых после боя», Александра Лактионова «Письмо с фронта», Аркадия Пластова «Сенокос» и «Жатва». Были организованы поиск вывезенных за пределы страны культурных ценностей и их возвращение.
Однако в сфере духовной жизни происходили не только положительные события, особенно во взаимоотношениях политической власти с интеллигенцией. В реально сложившейся ситуации они приобрели противоречивое, парадоксальное выражение. Если в отношении рядового народа политика строилась достаточно последовательно, то по отношению к интеллигенции она велась таким образом, что её можно образно выразить посредством такого слова, как кентавристичность: действия взаимоисключающего характера. Это особенно наглядно проявилось во взаимодействии с художественной и научной интеллигенцией.
Международный облик Советского Союза
Что касается международных отношений, то в 1946 году была создана Организация Объединённых Наций, одним из учредителей которой стал СССР. Влияние авторитета СССР было исключительно высоко в мире, особенно в Европе, где видное место в управлении странами заняли организации коммунистической и социалистической ориентации. В этот период коммунисты имели большое влияние в странах Восточной Европы, что способствовало становлению в них демократических и социалистических отношений.
Однако период сотрудничества стран антифашистской коалиции вскоре сменился конфронтацией. В марте 1946 года в Фултоне У. Черчилль призвал западные державы к совместной борьбе против мирового коммунизма. Этой речью было обозначено начало противостояния между прежними союзниками — СССР и США вкупе с Великобританией и странами Западной Европы. Эта речь дала толчок для формирования антисоветской политики, в рамках которой создавался образ врага, что явилось социально-политической основой «холодной войны». «Холодная война» — это политическая, экономическая, идеологическая конфронтация между двумя системами, «балансирование на грани войны». Такое противостояние постепенно нарастало и набирало обороты.
В 1947 году в США была взята на вооружение «доктрина Трумэна», которой провозглашались задачи борьбы с коммунизмом во всём мире, «сдерживания коммунистического наступления» и «отбрасывания коммунизма в границы СССР». Все революции и общественные движения рассматривались как результат коммунистической агрессии. Именно под давлением США из правительств западноевропейских стран были удалены коммунисты.
Одновременно США стали проводить политику атомного шантажа. На первый план вышла доктрина Г. Гувера: «Пока мы, и только мы имеем атомную бомбу, мы можем всему миру диктовать нашу политику». Начиная с 1945 года разрабатывались планы нанесения ядерного удара по СССР, а вокруг Советского Союза были созданы американские военные базы.
Наращивание ядерного потенциала привело к тому, что уже в 1949 году в США имелся план ядерной войны против СССР, который преду-сматривал нанесение этим оружием удара по 100 городам. Но в том же 1949 году в СССР произошло испытание атомной бомбы, что послужило серьёзным предупреждением попыткам разговаривать с Советской страной языком силы и угроз. Создание у нас атомного оружия стало определённым элементом равновесия.
В политике противостояния СССР значительную и всё возрастающую роль стал играть образованный в 1949 году Североатлантический блок НАТО. Подчеркнём, что на этот вызов Советский Союз ответил в мае 1955 года — образовав Варшавский военно-политический договор, включавший СССР и восточноевропейские страны. Значительный вклад в укрепление международных связей внесли меры по укреплению экономического влияния СССР. В 1949 году был образован Совет Экономической Взаимопомощи. Его целью стало совместное решение проблем, стоящих перед СССР и восточноевропейскими странами, приступившими к социалистическому строительству.
Надо отметить и прямое или косвенное влияние авторитета СССР на становление новых независимых стран. Именно в этот период состоялось появление новых, социалистических и демократических государств. В 1945 году была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам, существование которой сопровождалось сначала войной с французами (1945—1954 гг.), а затем с американцами (1964—1975 гг.). В 1948 году было образовано социалистическое государство Корейская Народно-Демократическая Республика. В 1949 году произошло возникновение социалистического Китая. В их становление большой вклад был внесён СССР. И не только технической и финансовой помощью, но и кадрами, которые обеспечивали наиболее уязвимые или перспективные сферы экономики.
Таким образом, по имеющейся информации общественному сознанию советских людей льстило признание роли СССР как ведущей мировой державы, её растущей мощи и влияния. Это способствовало гордости за свою страну, желанию ещё больше содействовать решению экономических, в том числе и оборонных, проблем.
Определённое влияние оказывали усилия Советского государства по налаживанию культурных связей с окружающим миром. 16 ноября 1945 года было создано ЮНЕСКО — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Цели, декларируемые этой организацией, — содействие по укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, всех народов, без различия расы, пола, языка или религии.
Издержки, просчёты, провалы
А всё ли было так радужно на этом в целом успешном и плодотворном пути по строительству нового общества?
С одной стороны, чувству демократизации способствовали всеобщие выборы в Верховный Совет СССР и аналогичные выборы в республиках, краях, областях, городах и районах, а также в сельской местности. Как свидетель тех выборов, могу сказать, что это был праздник, который далеко вышел за рамки обычных общественных событий. По сути, его проведение означало: мы начинаем обновлённую жизнь и в стране, и в жизни всех советских людей. Поэтому мобилизующая роль этого события вышла за рамки обычного мероприятия и породила большие надежды на успешную совместную деятельность народа и власти.
Однако политическая жизнь характеризовалась и негативными событиями, отражавшими соперничество в высших кругах партийного руководства. Наиболее предметно это проявилось в так называемом «Ленинградском деле», когда были репрессированы видные деятели большевистской партии, такие как Вознесенский, Кузнецов и др. Если разобраться в сути этого процесса, то речь шла о стратегии дальнейшего развития страны, что можно было осуществить в рамках внутрипартийной дискуссии, не превращая её в средство расправы над людьми, имевшими заслуги перед страной и доказавшими свою приверженность социалистическим идеям во время нахождения на высших должностях в государстве и партии, в том числе и во время Великой Отечественной войны.
Были и другие действия, которым приписывалась политическая окраска, как это было в кампании по борьбе с «безродным космополитизмом» (выражение А. Жданова), ликвидация Еврейского антифашистского комитета, «дело кремлёвских врачей».
Особенно следует отметить ряд актов, которые подрывали принципы взаимного доверия между партией и народом. Произошло усиление политического и идеологического контроля над культурой, проявившееся в неоправданных атаках на творчество писателей (Ахматова, Зощенко), кинорежиссёров, композиторов, театральных критиков, что нашло отражение в постановлениях ЦК ВКП(б) 1946—1948 годов «О журналах «Звезда» и «Ленинград», «О репертуаре драматических театров и средствах по его улучшению», «О кинофильме «Большая жизнь», «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», «Об упаднических настроениях в советской музыке». Несколько позже были обвинены в формализме композиторы Шостакович и Прокофьев. Были организованы гонения на кинорежиссёров. Скажем, Л.Д. Лукову, С.И. Юткевичу, А.П. Довженко, В.И. Пудовкину приписывались «безыдейность» и «аполитичность». C.М. Эйзенштейна раскритиковали за вторую серию фильма «Иван Грозный». Был запрещён к показу кинофильм «Большая жизнь».
Не избежала перекосов и зигзагов наука. Разгрому подверглись такие отрасли научного знания, как генетика и кибернетика. Генетика на августовской сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук 1948 года была объявлена «лженаукой». Исследования в ряде направлений биологии — физиологии растений, теории эволюции, экологии, селекции на основе хромосомной теории наследственности — были прекращены.
Общие выводы
Таким образом, анализ событий в 1946—1950 годах показывает, что в этот период времени большинство советских людей осознавали и разделяли важность выполняемых работ по восстановлению народного хозяйства. Они всемерно поддержали программу послевоенной пятилетки, в которой достаточно чётко формулировались цели не только возвращения к довоенному уровню развития экономики и культуры, но и ставились новые задачи, особенно по удовлетворению повседневных нужд и забот работающего населения.
В целом в этот период времени перенастройка от требований военного договора к восстановлению утраченных рубежей в экономической и социальной жизни, к мирному строительству происходила в чрезвычайно стеснённых условиях. На этом пути были и впечатляющие достижения, которыми вправе гордиться народ, и некоторые ошибки. Но в целом страна получила новый мощный импульс для дальнейшего развития, сделала очередной шаг по дальнейшему превращению социализма во влиятельную силу в мировом масштабе.