Объективно ли расследуются несчастные случаи на производстве?
В ближайшее время открывается очередная сессия Госдумы, и на стол депутатов будут выложены законопроекты из думского портфеля. Надеемся, и долгожданный проект нового Трудового кодекса. Перед началом депутатских каникул мы получили развернутое послание от опытного специалиста по проблемам охраны труда, в течение двадцати лет редактировавшего журнал «Охрана труда и социальное страхование». Он проявил профессиональную заинтересованность, как будет развиваться жизненно острая сфера производства.
«В настоящее время, – пишет он, – группой депутатов от фракции КП РФ в ГД ФС РФ в инициативном порядке внесен на рассмотрение депутатов проект нового Трудового кодекса (ТК) РФ. Он должен заменить существующий ТК РФ, который является Федеральным законом от 30.12.2001 N 197-ФЗ. За более чем за 20 лет его существования в него было внесено свыше сотни различных изменений и дополнений. Процесс «латания дыр» не может быть бесконечным, в этой связи инициатива КП РФ вполне оправданна и закономерна.
Законопроект № 858157-8 – это важный и многоаспектный законодательный акт, который касается значительной части населения страны… Сфера охраны труда является специфичной и в нынешних условиях очень затратной и невыгодной для работодателей. В силу различных причин действующий ТК РФ больше ориентирован на защиту работодателей, чем работников, которые тысячами гибнут и травмируются на производстве, получают профессиональные заболевания от работы во вредных и (или) опасных условиях труда.
Официальная статистика по этому направлению деятельности является лукавой и ориентированной на достижение благостных результатов («нулевого травматизма»). Полагаю, что в настоящее время должна проводиться работа по разъяснению «узких мест» действующего ТК РФ и информированию о преимуществах ТК РФ, проект которого подготовлен депутатами фракции КП РФ».
Автор письма Александр Васильевич Тудос как раз и предложил ознакомиться с его многолетним изучением практики применения «залатанного» донельзя прежнего ТК, и с тем, как расширить «узкие места».
Думается, что будет полезно узнать не только авторам проекта предлагаемого нового Трудового кодекса, но и всем депутатам, которые будут решать судьбу законопроекта.
Многолетние реалии убеждают, что в ходе трудовой деятельности работники получают профессиональные заболевания, с ними происходят несчастные случаи. От смертельных и тяжелых травм, а также профессиональных заболеваний, которые получают работники, а это в большинстве случаев лица трудоспособного возраста, государству наносятся невосполнимые потери.
Ущерб от несчастных случаев и профессиональных заболеваний включает как экономические, так и неэкономические потери. Экономический ущерб включает в себя прямые затраты на медицинскую помощь, реабилитацию, выплаты по страховым случаям, а также косвенные потери из-за снижения производительности труда и утраты трудоспособности. Неэкономический ущерб включает в себя страдания, потерю качества жизни, эмоциональный стресс для пострадавшего и его семьи, а также ущерб для общества в целом.
По данным мониторинга
В 2023 году, по данным мониторинга, подготовленного Минтрудом России, в стране зарегистрировано 31 450 несчастных случаев на производстве и 4643 случаев впервые установленного профессионального заболевания. В структуре несчастных случаев: 420 групповых, в которых пострадали со смертельным исходом 324 человека, 4187 тяжелых несчастных случаев и 1285 несчастных случаев со смертельным исходом.
Напомним, что вопросы охраны труда регулируются законодательством, и в первую очередь Трудовым кодексом (ТК) РФ, который является Федеральным законом от 30.12.2001 №197-ФЗ.
За два с лишним десятилетия существования ТК РФ в него внесено более сотни дополнений и изменений, цель которых «адаптировать» его требования к запросам времени и рыночным условиям труда.
Раздел Х «Охрана труда» существующего ТК РФ устанавливает базовые позиции этого направления деятельности, к которому имеют отношение работники, работодатели, органы государственной власти и другие структуры. При этом следует признать, что далеко не у всех охрана труда пользуется особым почитанием из-за большого количества формальностей, наличия значительного объема требований, многие из которых не вяжутся с практикой. Не зря поговаривают: если пунктуально соблюдать все требования безопасности и охраны труда, то работа производства будет сильно затруднена или даже парализована.
Помимо этого, у многих работодателей охрана труда ассоциируется со значительным количеством неудобных непроизводственных расходов (медосмотры, спецодежда и смывающие средства, обучение и т.д.), наличием персональной ответственности за нарушение ее требований. Каждый по-своему чем-то недоволен, но в то же время все осознают, что без охраны труда не обойтись. И здесь главным мерилом отношения к охране труда является количество погибших и пострадавших работников, получивших профессиональное заболевание.
Бизнес должен быть социально ориентированным
В Социальной хартии российского бизнеса, утвержденной Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), отмечается, что именно от отечественного бизнеса зависит устойчивое развитие общества, укрепление экономики, социальный прогресс, рост общественного благосостояния и т.д. То есть бизнес должен быть социально ориентированным, а работники и работодатели должны быть партнерами, заинтересованными друг в друге.
В то же время с огорчением следует признать, что в ныне действующем ТК РФ при заявленном равенстве работника и работодателя последний находится в привилегированном положении по отношению к работнику. Это касается не только приема и увольнения, работника, установления ему размера заработной платы, объема выполняемой работы и т.д., но в особенности это относится к ситуации с расследованием несчастных случаев на производстве.
Дабы не быть голословными, обратимся к нормам ТК РФ и подзаконным нормативным актам, которые регулируют эти направления деятельности.
Комиссию формирует работодатель
Согласно статье 229 ТК РФ, «для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа), уполномоченный по охране труда (при наличии). Комиссию возглавляет работодатель (его представитель)».
Такой порядок формирования комиссии независимо от причины его возникновения касается именно легкого несчастного случая. Основанием для отнесения несчастного случая к разряду легких является медицинское заключение, выданное медицинской организацией, получение которого организует работодатель.
Понятно, что ни работник, ни работодатель не хотели такого происшествия, но оно в силу различных причин стало реальностью. И здесь умудренный опытом работодатель начинает принимать различные меры к тому, чтобы минимизировать для себя ответственность за происшедший несчастный случай, в особенности, если в его возникновении сразу просматривается его вина. Анализ практики показывает, что наиболее часто просматривается смешанная вина, когда в происшедшем несчастье в разных пропорциях виновны и работник, и работодатель.
Работодатель старается для себя
Для того, чтобы защитить себя и избежать возможной ответственности работодатели организуют разбор произошедшего по нескольким направлениям. Пострадавшего «обрабатывают» признать несчастный случай бытовым (полученном не на рабочем месте). Это зачастую срабатывает. Работник осознает, что им были допущены нарушения требований охраны труда и в сложившейся ситуации надеется на материальную помощь, дальнейшее оставление на работе и сострадание работодателя.
Параллельно работодатель в пожарном порядке «наводит порядок» в документации по охране труда и старается любым возможным способом заполучить из медицинской организации заключение о том, что травма, полученная работником в результате несчастного случая, является легкой. При наличии ведомственного лечебного учреждения (муниципального или частного), с которым у работодателя заключен коммерческий договор на проведение медицинских осмотров работников, это становится вполне достижимым, тем более что в первоначальный момент в ряде случаев сложно определить тяжесть травмы. Это дает возможность работодателю «не выносить сор из избы» и оперативно не информировать о происшедшем происшествии государственную инспекцию труда (ГИТ) субъекта РФ, отраслевой профсоюз, прокуратуру и т.д.
Предусмотрительный работодатель, готовя приказ (распоряжение) о назначении состава комиссии по расследованию несчастного случая, помимо лиц, которые обозначены в статье 229 ТК РФ, включает в ее состав дополнительное количество «преданных» ему работников (бухгалтера, представителей кадровой и юридической службы). Это дает ему возможность при возникновении споров и голосовании иметь численное преимущество в членах комиссии, всегда его поддерживающих.
При легком несчастном случае, пока пострадавший находится в медицинском учреждении или на больничном, работодатель использует весь свой административный ресурс для своей защиты и создания предпосылок в виновности в происшедшем несчастном случае именно работника.
Узаконенная лазейка
Статья 228.1 ТК РФ предусматривает, что «о несчастных случаях, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (его представитель) в течение трех календарных дней после получения сведений об этом направляет извещение по установленной форме в соответствующие территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственную инспекцию труда) территориальное объединение организаций профсоюзов… а также в исполнительный орган страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя».
При этом указанная статья не предусматривает необходимости направления извещения в прокуратуру и предъявления пояснений о причинах перехода легкого несчастного случая в категорию тяжелых.
Установленный действующим ТК РФ механизм расследования легкого несчастного случая, а также тяжелого несчастного случая, который первоначально был признан легким, дает работодателю ряд возможностей и преимуществ для своей защиты и возложении вины в происшедшем несчастном случае на работника или «стрелочников» из числа подчиненных ему должностных лиц (звеньевых, бригадиров, мастеров и т.д.).
Работодатель всегда на коне
Помимо легких несчастных случаев на предприятиях различных видов экономической деятельности, имеют место тяжелые, смертельные и групповые несчастные случаи.
В соответствии с ТК РФ, «при расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными – представители исполнительного органа страховщика по месту регистрации работодателя в качестве страхователя».
Приказ (распоряжение) о составе комиссии в очередной раз издает работодатель. Здесь уместно отметить, что быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Вся работа по получению работодателем медицинского заключения о том, что травма является тяжелой, сбору информации о должностных лицах различных структур, которые должны принять участие в расследовании тяжелого, смертельного или группового несчастного случая, и подготовки приказа о назначении комиссии по расследованию несчастного случая требует времени.
ГИТ становится заложником ситуации
При этом согласно ТК РФ, комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственной инспекции труда субъекта РФ).
При этом ТК РФ не раскрывает ситуацию, когда может быть сделано исключение из общего правила о возглавлении комиссии представителем государственной инспекции труда. Это дает возможность работодателю при определенных условиях совозглавлять комиссии по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая.
Несмотря на то, что, согласно ТК РФ, комиссию по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая должен возглавлять и организовывать ее работу государственный инспектор труда ГИТ субъекта РФ, в реальности основная нагрузка ложится на работодателя. В порядке примера можно остановиться на ситуации по Республике Коми. Ее территория (416 774 кв. км) примерно в 1,16 раза больше, чем территория Германии (357 022 кв. км). Таких регионов в нашей стране, которые имеют значительную территорию, много. ГИТ Республики Коми представлена только в 4-х городах, при наличии в субъекте 14 муниципальных районов и 7 городских округов. В такой ситуации сложно рассчитывать, что государственный инспектор труда сможет оперативно прибыть на место несчастного случая.
Вольно или невольно получается так, что инспектору ГИТ к моменту его прибытия на предприятие для расследования несчастного случая уже будет подготовлен пакет необходимых документов и Акт о несчастном случае. Учитывая сжатые сроки расследования, инспектору ГИТ зачастую ничего не остается делать, как соглашаться с содержанием уже подготовленных документов.
Наивно полагать, что работодатель после возникновения несчастного случая ничего не будет делать по своей защите, а сосредоточится только на ожидании приезда инспектора ГИТ, который «накопает» ему массу недостатков и нарушений.
Действующий механизм расследования предоставляет работодателю возможность за счет административного ресурса провести работу с пострадавшим и очевидцами, взяв от них нужные объяснения, оформив выгодный протокол осмотра места несчастного случая, без должной фиксации в нем нарушений требований охраны труда и т.д.
Личное участие пострадавшего – красивый лозунг
Статья 229 ТК РФ предусматривает: «Каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим». Однако он в это время, как правило, находится на излечении в медицинской организации и реально не может этого сделать. Его родственники, в особенности при тяжелом или смертельном несчастном случае, шокированы происшедшим несчастьем (похороны, уход за пострадавшим) и тоже не могут эффективно участвовать в работе комиссии.
Все это создает условия, при которых работодатель играет важную роль в расследовании происходящих несчастных случаев и имеет возможность переложить свою вину на пострадавшего работника или других лиц.
Сложность ситуации
Объективности ради, следует отметить, что ТК РФ предоставляет государственному инспектору труда право не согласиться с предложенными материалами расследования и начать собственную проверку всех обстоятельств происшедшего несчастного случая. Но это, как говорится, себе дороже, ибо это прямой путь к конфликту с конкретным работодателем. И это при том, что многие из них имеют солидный авторитет и поддержку в различных структурах.
Принципиальность инспектора ГИТ и его стремление не согласиться с материалами, подготовленными работодателем, создаёт ему ряд сложностей, ему не будут созданы условия для нормальной работы. Помимо работодателя, принципиальностью инспектора ГИТ может быть недовольно и его собственное начальство
Правоохранительные структуры вне игры
Жизнь и здоровье человека, и в особенности работника, создающего материальные блага, – бесспорный приоритет. При этом ТК РФ не предписывает представителям правоохранительных структур (полиции, Следственного комитета и прокуратуры) выезжать на смертельный, тяжелый или групповой несчастный случай, инициировать проверку на наличие в организме пострадавшего и других работников алкоголя или наркотических средств, квалифицировано оформлять первоначальный пакет документов.
Если бомж украдет в магазине бутылку вина, то полиция сразу же отреагирует, а тяжелый или смертельный несчастный случай остается без ее внимания. И это при том, что в каждом административном районе имеется свое подразделение прокуратуры, Следственного комитета и внутренних дел. В деревнях в целях оперативного реагирования на различные происшествия живут и работают участковые уполномоченные полиции.
Владимир Маяковский в своем стихотворении «Послушайте» отметил: «Ведь, если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?»
Применительно к нашей ситуации получается, что кому-то выгодно, чтобы в расследовании тяжелого, смертельного или группового несчастного случая основная роль отводилась работодателю и инспектору ГИТ, а не представителям органов дознания или предварительного следствия.
Последнее слово за работодателем
Согласно статье 230 ТК РФ: «По каждому несчастному случаю… оформляется Акт о несчастном случае на производстве по установленной форме».
После завершения расследования Акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Опять наблюдается смещение центра тяжести. Государственный инспектор труда ГИТ, как представитель государства, который возглавлял комиссию по расследованию тяжелого, смертельного или группового несчастного случая, оказывается на вторых ролях, он только подписывает Акт, как член комиссии, а утверждает его, особо отметим, работодатель. То есть работодатель ставит последнюю точку по итогам расследования.
Невольно напрашивается вопрос: «Будет ли работодатель утверждать себе приговор, если в Акте о несчастном случае будет указано, что именно он виновник происшедшего несчастья?»
Такой вывод комиссия, конечно, не сделает, а работодатель такой Акт о несчастном случае не утвердит.
Для этого используются обтекаемые дипломатические формулировки, которые являются, если так можно выразиться, результатом торга или, как сегодня стало модно говорить, сделки между работодателем и председателем комиссии – государственным инспектором труда.
После завершения расследования работодатель (его представитель) в течение трех календарных дней «обязан выдать один экземпляр утвержденного им Акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию».
Пострадавший работник или его законный представитель имеют право обраться в суд с обжалованием результатов расследования и его выводов. Однако это по нынешним временам требует денег, юридической и профессиональной подготовки, чего у многих представителей рабочих профессий нет. В то же время следует подчеркнуть: именно они чаще всего являются жертвами несчастного случая. Вот и получается, что доказывать свою правоту и защищать свои законные права работнику, а тем более членам его семьи, в случае его гибели крайне сложно.
Резюмируя, можно сделать вывод, что установленный ТК РФ механизм расследования несчастных случаев на производстве, в особенности тяжелых, смертельных и групповых, требует широкого обсуждения и совершенствования.
А.В. ТУДОС
От редакции газеты "Советская Россия":
В данной статье рассмотрена лишь одна сторона большой системной проблемы – несчастные случаи на производстве. Разработанный фракцией КПРФ Трудовой кодекс охватывает многие другие стороны отношений между работниками и работодателями. Было бы полезно рассмотреть в дискуссионном порядке за круглым столом и другие аспекты «узких мест» во взаимоотношениях двух сторон. Газета готова достаточно полно освящать такого рода дискуссии, прежде чем новый Трудовой кодекс будет принят.