5 октября в России и мире отметили День учителя. Кстати, мы установили его на год раньше, чем мировое сообщество – в 1965 г., и в этом году празднику исполнилось ровно 60 лет.
Депутаты и чиновники дружно приветствовали педагогов и рассказывали, как о них заботятся. И есть регионы, в которых это соответствует действительности. Так, в Москве заработная плата учителей, воспитателей и мастеров производственного обучения с 1 сентября была поднята в среднем на 22–24%. И теперь Москва, видимо, вернулась на 1-е место по уровню оплаты педагогического труда, обогнав Чукотку, Ямал и другие наши «северные эмираты». Но в большинстве регионов ситуация, увы, иная.
Начнем со статистики.
Количество учителей в России оценивается по-разному – от 1 миллиона 80 тысяч до 1 миллиона 300 тысяч. Видимо, разные критерии.
Лицо российской школы, понятно, женское.
Собирательный образ российского учителя – это женщина старше 45 лет с высшим образованием и 20-летним стажем работы, которая ведет 5-6 уроков в день и занимается репетиторством. Видимо, по совету известного государственного деятеля она ушла-таки в бизнес, но миллионершей не стала.
Важнейший вопрос – хватает ли нам учителей, имеет два противоположных ответа.
Общероссийский народный фронт еще в 2018 г., опросив 1300 учителей, показал, что острейший дефицит кадров в своих школах отметили:
учителей математики – 44%;
учителей иностранного языка – 39%;
учителей русского языка и литературы – 30%;
учителей начальных классов – 26%.
То же самое показали опросы родителей, проведенные Федеральной службой охраны. Результаты этих опросов были «озвучены» Президентом. Дефицит кадров в своих школах в 2018/2024 гг. отметили, соответственно:
учителей математики – 14,9% / 33,2%;
учителей физики – 16,5% / 24,1%.
Однако официальная статистика продолжает утверждать, что в школе не хватает менее 2% учителей. Как говорят, не важно, кто работает – важно, кто считает.
Если заставить всех учителей работать на 2,5 ставки, то можно будет уволить еще несколько сот педагогов. Но если бы учителя имели нормальную нагрузку, то, по данным Центра непрерывного образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, нам не хватало бы 250 тысяч учителей. А по данным Счетной палаты, если бы они работали на одну ставку, дефицит составил бы 35%, т.е. более полумиллиона. Верьте кому хотите, но учителя и родители над официальной статистикой смеются – сквозь слезы.
Мы всё время слышим, что престиж педагогической профессии повышается, поскольку растет число заявлений в педагогические вузы. И действительно, первое же заседание специально созданной рабочей группы по кадрам в медицине и образовании в Государственной Думе показало, что наши вузы готовят педагогов достаточно.
Однако, по данным министра труда А. Котякова, 25% поступивших на педагогические специальности оставляют вуз досрочно; а на второй год после окончания вуза в школах работают 42%. И далее едва ли не большинство в них не задерживается.
Специальное исследование Общественной палаты показало, что даже для Москвы до повышения зарплаты типична была такая ситуация: выпускник педвуза приходит в школу, работает, получая положенные молодому педагогу дополнительные выплаты и льготы, а затем уходит, быть может, даже на меньшую зарплату. Что уж говорить про другие регионы. Недавно в одной омской школе уволились практически половина учителей, а нагрузка остальных составила до 50 уроков и более.
Кстати, о нагрузке. Средняя нагрузка учителя Омской области в 2012 году составляла 1,3 ставки, т.е. примерно 24 урока в неделю – более или менее нормально. В настоящее время средняя нагрузка по Омской области – 1,9 ставки, а по городу Омску – 2,1 ставки, т.е. 38 уроков в неделю. Как учитель по первой специальности убежден: так работать невозможно – эмоциональное выгорание учителя и снижение качества образования неизбежны.
При принятии бюджета на очередной год нас каждый раз уверяют, что он предусматривает все социальные обязательства и, в частности, исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. №597. Но даже официальная статистика этого не подтверждает. Так, в первом полугодии 2024 г. (последние данные на сайте Росстата) средняя зарплата по стране составляла почти 88 тыс. руб., а заработная плата учителей – только 71 тыс. руб., причем подавляющее большинство такой зарплаты не получали.
Что же касается базовых окладов педагогов, то они в 2023 г. варьировали от 3,5 тыс. в Карачаево-Черкессии до 21 тыс. в Приморском крае. Но и это еще не всё. По данным опроса Высшей школы экономики, 40% учителей вынуждены экономить на всем, кроме еды.
Однако в проекте «Стратегии развития образования» читаем: «С 2011 года рост благосостояния учителей стал государственным приоритетом. Было принято решение о повышении средних заработных плат учителей на 30% и устойчивом поддержании их на уровне средней заработной платы по экономике того региона, где учителя работают» (п. 18). И действительно, самая высокая зарплата у учителей в пересчёте на нагрузку была именно в 2012 году. Однако после этого:
во-первых, вместо средней зарплаты по экономике ее стали сравнивать с т.н. СДТД (средним доходом от трудовой деятельности), который ниже средней зарплаты на 20–25% (например, в Омской области в 2024 г. средняя зарплата составляла около 65 тысяч рублей, а СДТД – около 50 тысяч);
во-вторых, рост учительской зарплаты периодически, особенно в последние годы, отставал даже от официальной инфляции, в которую верят только официальные лица;
в-третьих, еще более он отставал от роста средней зарплаты по стране, в особенности в 2020-х годах;
в-четвертых, как уже отмечалось, при этом значительно выросла нагрузка учителя. Всё больше учителей ведут по 40 уроков в неделю, а некоторые – по 50. В советский период такое не могло присниться и в кошмарном сне.
Обо всём этом в проекте Стратегии – ни слова!
Но человек жив не хлебом единым, и статус учителя складывается не только из его материального положения, но включает отношение к нему общества, родителей и учеников.
Приведу данные еще одного опроса Высшей школы экономики, в который мне не хочется верить. Согласно опросу, 70% всех учителей приходилось сталкиваться с травлей – прежде всего, со стороны учеников, родителей и даже коллег.
При этом травля связана с материальным положением педагога: учителя с тяжелым материальным положением подвергаются ей в два раза чаще.
Проект Стратегии предлагает нам более чем скромные меры по повышению статуса учителя. Цитирую: будут «введены единые подходы к системе оплаты труда педагогических работников (структура, принципы формирования базовой части, компенсационных и стимулирующих выплат), сокращающие меж- и внутри региональные диспропорции» (п. 53.2).
Сокращение внутри- и межрегиональных различий – задача, конечно, важная: в настоящее время разница в оплате учительского труда по регионам составляет 5,5 раз. Однако пять лет вводить единые подходы к оплате педагогического труда – это, мягко говоря, скорость черепахи. Похоже, авторы стратегии то ли забыли, то ли пытаются пересмотреть прямые обещания Президента: пилотный проект по оплате труда педагогов в 2026 году и новые системы оплаты – в 2027-м! При этом Президент на заседании Госсовета 27.12.2023 требовал от правительства найти на эти цели значительные средства. Цитирую: «…нужно совершенствовать, делать более справедливыми механизмы оплаты труда педагогов. И прежде всего заметно увеличить доходы учителей в тех регионах, где сейчас они существенно ниже, чем в среднем по стране. […] Я прошу Правительство предложить системные решения проблемы оплаты труда учителя».
Причина такой «скромности» – скорее всего, в нежелании выделять бюджетные деньги. Мы прекрасно понимаем, в каком положении находится страна. Но, как говорит Президент России, вопрос часто не в нехватке денег, а в выстраивании приоритетов.
По доле государственных расходов на образование Россия в 2012 г. занимала 98-е место в мире, в 2018 г. – 120-е место, в 2022 г. – 84-е место. Разве это достойно великой страны? И разве образование – это не один из важнейших факторов национальной безопасности?
Полагаю, решение вопроса можно найти двумя путями, но оба требуют финансовых вложений. Один путь предложен в проекте федерального закона «Об образовании для всех, в течение всей жизни». Мы предлагаем, чтобы средняя зарплата учителя была не ниже средней по региону и по стране при работе на одну ставку. Обращаю внимание: не только по региону, но и по стране, чтобы уменьшить неравенство в оплате учительского труда.
Второй путь был предложен Председателем Государственной Думы и министром просвещения Ольгой Васильевой еще в 2019 г. и единогласно одобрен депутатами. Согласно Постановлению Госдумы от 23 июля 2019 года, базовый оклад учителя за 18 часов (одну ставку) должен составлять не менее 70% от средней зарплаты по региону. Давайте при принятии очередного бюджета будем хотя бы двигаться в этом направлении.
Но закончить я хочу на мажорной ноте.
Исследование Фонда «Общественное мнение» от 29 сентября – 1 октября 2023 г. показало, что 45% граждан страны оценивают качество современного российского школьного образования как плохое, но при этом лишь 7% низко оценивают работу российского учителя, а 43% – на отлично и хорошо. Наверное, потому, что большинство учителей не стали сторонниками т.н. образовательных услуг, но действуют по принципу, который сформулировал учитель и поэт Герман Крупин:
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймёт,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!