Предлагая название данной статьи, я не оговорился. Да, сознательно употребил эти слова — «культ труда», ибо хотел обозначить один из величайших и уникальнейших процессов, происходивших в жизни не одного поколения советских людей.
По своей значимости он превосходит многие события нашего недавнего прошлого!
Написать эту статью побудили две причины. Первая. В «Правде» 31 августа 2025 года был опубликован текст В.С. Кожемяко, посвящённый 90-летию трудового подвига Алексея Стаханова. Он, забойщик угольной шахты в Донбассе, вырубил в этот день 1935 года в ночную смену 102 тонны угля, а это 14 раз (!) превышало норму выработки за рабочую смену. И вторая. В эти же дни президент В.В. Путин поздравил шахтёров с их профессиональным праздником, упомянув как выдающееся событие в жизни нашей страны возникновение и развитие стахановского движения.
И ведь за этим событием есть нечто большее, чем необычное достижение, совершённое шахтёром в августе 1935-го. Оно олицетворяло колоссальный сдвиг в жизни трудового народа Страны Советов: формировалась принципиально новая оценка труда, его восприятие, отношение к нему как со стороны самих работников, так и государства.
Первые шаги к созданию культа труда
Этот процесс — формирование нового отношения к труду, его высокой общественной оценки и значимости — начался с первых дней становления нового, советского строя. Что было вполне естественно. Ведь власть передавалась в руки тех, кто создавал общественное богатство, осуществлял своим трудом удовлетворение материальных и духовных потребностей всего общества.
Сразу же начал реализовываться Декрет Совета Народных Комиссаров о 8-часовом рабочем дне: «Рабочее время, определяемое правилами внутреннего распорядка предприятия... не должно превышать 8 рабочих часов в сутки и 48 часов в неделю, включая сюда и время, употребляемое на чистку машин и на приведение в порядок рабочего помещения». Подчеркнём, что это был первый в мире законодательный акт подобного рода. Все остальные переходы на 8-часовой рабочий день в других странах были осуществлены значительно позже!
Это была первая и исходная оценка роли и важности труда в жизни человека, имевшая историческое значение. В последующих декретах устанавливались нормы выработки и оплаты труда, устраняющие диспропорции в вознаграждении за выполняемую работу.
Те декреты освободили созидательные силы народа. Началась кропотливая, хотя и сопровождающаяся многими ошибками и просчётами отладка механизма управления промышленным и сельскохозяйственным производством, в процессе которой постепенно начало формироваться новое, общественное, по сути — социалистическое, отношение к труду, внедрение в сознание людей возможности эффективного сочетания общественных и личных интересов. Эти ростки нового отношения к труду приобрели и объективную основу, так как стал реализовываться принцип «От каждого по его способностям, каждому — по его труду», сущность которого состоит в том, что каждый участник экономических отношений получает материальные блага в соответствии с его вкладом в совокупный общественный продукт. Этот принцип в полной мере стал воплощаться в жизнь после окончания Гражданской войны, в связи с переходом к мирному строительству.
В поиске ответа на установление зависимости меры труда и его оплаты были приняты законодательные акты, регулирующие процесс участия в общественно значимом труде. Таким образом было положено начало приданию труду его истинного предназначения в истории развития нашей страны.
Конечно, на этом пути было много препятствий, немало ошибок и просчётов, немало экспериментов, продиктованных искренним желанием сделать процесс труда возвышающим человека, укрепляющим его достоинство и уважение к нему.
Как это происходило в реальной жизни? Рассмотрим этапы формирования нового отношения к труду.
«От каждого по способностям, каждому по труду»
Этот этап отражает события, происходившие в нашей стране в 1920-е годы, то есть после Гражданской войны, во время восстановления народного хозяйства. Начавшее формироваться и складываться новое отношение к труду строилось на вековых традициях глубокого уважения к любому виду труда. Трудящийся человек, лично зарабатывающий на свою жизнь непосредственной деятельностью, всегда пользовался уважением среди окружающих его людей. И эта традиция всемерно поддерживалась Советской властью, которая направила своё внимание на сохранение и умножение народных традиций. Но была внесена и чётко сформулированная определённость при оценке количества и качества труда: «От каждого по способностям, каждому по труду».
Напомню историю этого принципа, сущность которого состоит в том, что каждый участник экономических отношений получает материальные блага в соответствии с его вкладом в совокупный общественный продукт. Фраза приписывается французскому социалисту Анри Сен-Симону, но впервые была опубликована в книге С.-А. Базара «Изложение учения Сен-Симона» (1829—1830). Однако это выражение получило широкое распространение благодаря французскому анархисту и экономисту Пьеру-Жозефу Прудону, который широко использовал её в своих сочинениях. Одновременно этот принцип получил марксистское обоснование и стал одним из основных при обосновании, а затем и строительстве новой жизни.
Актуальность формирования нового отношения к труду диктовалась также и тем, что в связи с начавшейся индустриализацией страны численность рабочего класса стремительно росла. Если фабрично-заводских рабочих в 1921 году насчитывалось всего 1,3 млн человек, то по мере восстановления экономики и открытия новых производств их число стало быстро расти, пополняясь главным образом за счёт крестьян. Его численность выросла до 8,5 млн в 1925 году, а затем до 12,2 млн к 1929 году, причём в крупной промышленности — с 1,79 млн до 3,37 млн. И эту возрастающую массу работников надо было обучить специфическим трудовым функциям, которые требовались в кардинально изменяющихся производственных условиях. И одновременно требовалось побудить их к творческому отношению к трудовому процессу как отвечающему не только интересам государства, но и личным потребностям. Этому способствовало постепенное улучшение материального состояния рабочих. К 1927 году зарплата рабочих составила 90% их зарплаты довоенного уровня, что было большим достижением по сравнению с периодом военного коммунизма, когда доля зарплаты в бюджете снизилась до 20%.
Эти меры по изменению отношения к труду разбудили самостоятельность, привели к поиску и апробации принципиально новых идей и действий, которые свидетельствовали о том, что большинство рабочего класса в своём отношении к Советской власти демонстрировали не только лояльность, но и активную поддержку. Более того, рождались инициативы снизу. Одной из них стал субботник — сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные (откуда и происходит название), начало которому положила его организация 12 апреля 1919 года рабочими станции Москва-Сортировочная по ремонту паровозов.
Читателям «Правды», на наш взгляд, представит интерес протокольная запись организатора мероприятия, председателя коммунистической ячейки И.Е. Буракова: «Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза текущего ремонта. Работа шла дружно и спорилась так, как никогда прежде.
В 6 часов утра мы собрались в служебном вагоне, где, отдохнув и попив чаю, стали обсуждать текущий момент и решили нашу ночную работу, с субботы на воскресенье, продолжать еженедельно — «до полной победы над Колчаком». Затем пропели «Интернационал» и стали расходиться».
В первом коммунистическом субботнике участвовали 15 человек. Из них 13 коммунистов (Е. Апухтин — слесарь, И.Е. Бураков — слесарь, Я.Ф. Горлупин — слесарь, М.А. Кабанов — слесарь, П.С. Кабанов — слесарь, А.В. Каракчеев — слесарь, Я.М. Кондратьев — машинист, В.И. Напёрстков — слесарь, Ф.И. Павлов — котельщик, П.С. Петров — слесарь, А.А. Сливков — машинист, А.И. Усачёв — слесарь, П.И. Шатков — слесарь) и двое сочувствующих (А.В. Кабанова — чернорабочая, В.М. Сидельников — слесарь). [«Коммунистические субботники»… 1950: 181—190].
Этот субботник стал поводом для оценки Лениным проявления героизма в жизни рабочих. В обстановке хозяйственной разрухи, голода, падения производительности труда этот субботник был воспринят им как выражение нового отношения к труду. Впоследствии подобные действия назовут коммунистическими субботниками (воскресниками), которые войдут в повседневную жизнь людей на многие десятилетия существования Советской страны. Их значение высоко оценил Ленин, назвав их рождение проявлением новых отношений в трудовых процессах.
Постепенно формы трудового энтузиазма приобретали и другие облики своего выражения. Так, 16 июля 1925 года состоялся первый полёт дирижабля «Московский химик-резинщик», собранного на средства рабочих химической промышленности завода «Каучук» по проекту, подготовленному в КБ Туполева. В этом эпизоде знаменателен не только сам факт строительства дирижабля, но и искренний почин рабочих сделать для нового общества новаторское, перспективное изделие, которым бы гордились и они, и вся страна. Этот дирижабль пролетел до 1930 года в общей сложности 432 часа 29 минут, а его корпус был потом использован при строительстве дирижабля СССР «В-4».
И это был не единичный акт! Таких действий было множество.
В этот же период была также осуществлена работа по совершенствованию организации труда (разработки учёных А. Гастева, П. Керженцева, С. Струмилина), что было связано с обращением к побудительным мотивам поведения людей. То есть начали формироваться новые трудовые установки.
Таким образом, в 1920-е годы произошли качественные изменения по отношению к труду. Он становился мерилом общественной значимости и социальной активности человека, а также социальной справедливости, когда оценка количества и качества труда и его вознаграждение приобрели практическое воплощение. Их реализация подготовила переход к следующему этапу, когда в полной мере можно говорить о сформированности культа труда.
«Труд есть дело чести, доблести и геройства»
С началом реализации первого пятилетнего плана были внесены кардинальные изменения по отношению к труду. Он приобрёл огромное идейно-нравственное значение, когда труд был определён как «дело чести, славы, доблести и геройства». Этот лозунг прозвучал в Политическом отчёте Центрального Комитета XVI съезду ВКП(б) 27 июня 1930 года и стал на долгие годы не только официальным определением, но и мощным идеологическим средством по формированию сознательного и ответственного отношения к труду.
Говоря об этом феномене, особо подчеркнём, что этот лозунг постепенно становился ЛИЧНЫМ достоянием сознания и поведения многих работников производства. Он олицетворял, с одной стороны, тот факт, что такая оценка труда базировалась на исторических традициях, корни которых опирались на народное признание важности трудовой деятельности человека и характеристики качества всей его жизни, окончательно хороня прежнее отношение к труду как неизбежной обязанности по материальному обеспечению своей жизни и жизни своей семьи.
С другой стороны, этот лозунг находил доброжелательный отклик среди миллионов строителей новых городов, посёлков, предприятий, которые прибывали из сельской местности и искренне желали освоения новой профессии, получения более квалифицированной работы и соответственно более высокого уровня жизни. Таким образом они одобряли возможность получить образование и приобщиться к культурным ценностям. Иначе говоря, люди видели ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ своей трудовой деятельности.
В процессе формирования и воспитания новых качеств трудового поведения использовалось несколько средств, среди которых, наряду с требованиями об обязательном выполнении производственных заданий, начали активно пропагандироваться и поддерживаться различные формы самоорганизации по выполнению и перевыполнению планов и достижению высоких трудовых показателей.
Это усвоение новых норм по отношению к труду ярко проявило себя в таком явлении, как ударничество, которое в начале 1930-х годов олицетворяли работники, демонстрирующие стремление повышать производительность своего труда с осознанным напряжением интеллектуальных и физических сил, ориентированных на превышение установленных норм и сроков, снижение себестоимости продукции, на высокие (ударные) темпы в труде. Эти трудовые усилия и достижения поощрялись, хотя виды стимулирования труда, если исходить из нынешних мерок, были примитивными, но действенными: в условиях дефицита товаров ударники и передовики награждались ботинками, отрезами на платье и другими нужными в повседневной жизни и домашнем хозяйстве вещами. Отметим, что эти способы были более эффективными в тех условиях, чем многие средства поощрения в современной экономике. Об этом свидетельствуют кадры документального кино о рабочих Сталинградского тракторного завода в 1932 году, показывающих признательность и удовлетворённость такими вознаграждениями. Надо видеть лица этих людей, чтобы понять их восприятие происходящих событий!
Ударничество в годы первых пятилеток стало представлять собой одну из форм социалистического соревнования и приобрело широкое распространение, охватив миллионы работников. Первоначально это достигалось путём интенсификации труда, внедрения простейших элементов научной его организации. Ударники были застрельщиками коренных изменений в организации труда, что привело к невиданным и незнаемым историей темпам развития народного хозяйства — за все три довоенные пятилетки было введено в строй около 3 тысяч предприятий, то есть в среднем по одному предприятию в день! Именно в эти годы была создана индустриальная база для выхода СССР на ведущее место в мировом промышленном производстве. Именно в это время было освоено массовое производство продукции и изделий, которые Россия никогда ранее не производила: самолёты, паровозы, автомобили, тракторы, комбайны, турбины, дизели, станки и многое другое, не говоря уже об исходной базе — высококачественных чугуне и стали, синтетическом каучуке, шарикоподшипниках и пр.
Вместе с тем изменение отношения к труду и воспитание качеств сознательного работника не были однозначными и прямолинейными, так как люди, реализующие производственные задания, придерживались и исповедовали различные жизненные установки. В связи с этим правдивы заметки И. Эренбурга о реальных тружениках, которые строили в Заполярье первую в мире электростанцию за полярным кругом — Нивскую ГЭС-2 (в 1934 году 30 июня она дала ток). Писатель отмечал, что работали люди с самыми разными намерениями, но объединённые одной целью, в которую они верили: «Их называли «ударниками». Одни из них надрывались, чтобы получить леденцы к чаю или отрез на штаны. Других подгоняло честолюбие: они не хотели остаться позади. Третьи работали так, как обычно играют в железку: это был свой, строительный азарт. Четвёртые мечтали выйти в люди: стать обер-мастером, попасть на курсы в Свердловск, променять кирку или кувалду на портфель красного директора. Пятые боготворили завод. Машины для них были живыми. Они звали домну «Домной Ивановной». Они звали мартеновскую печь «дядей Мартыном». Шестые верили, что стоит достроить этот завод, как людям сразу станет легче: будут рельсы, а по рельсам понесутся сахар, чай, сукно и сапоги. Ударников было много — чистых и нечистых. Но все они работали скорее, нежели могли. Они работали скорее, нежели могут работать люди. Так, на кладке огнеупорного кирпича французские специалисты говорили: «Человек может положить в день полтонны». Каменщик Щёголев выслушал переводчицу и ничего не сказал. Его бригада вышла на работу в шесть утра. Щёголевцы работали до ночи. Они не курили, чтобы не потерять ни минуты. Когда они сдали работу, на человека вышло по полторы тонны».
Вместе с тем роман Эренбурга «День второй» был обнажённо правдив. Отдавая дань официальной концепции ударного труда, он писал: «У людей были воля и отчаянье — они выдержали. Звери отступили. Лошади тяжело дышали, забираясь в прожорливую глину; они потели злым потом и падали. Десятник Скворцов привёз сюда легавого кобеля. Кобель тщетно нюхал землю. По ночам кобель выл от голода и от тоски… Люди не просыпались: они спали сном праведника и камней. Кобель скоро сдох. Крысы попытались пристроиться, но и крысы не выдержали суровой жизни. Только насекомые не изменили человеку. Они шли с ним и в тайгу. Густыми ордами двигались вши, бодро неслись блохи, ползли деловитые клопы. Таракан, догадавшись, что не найти ему здесь иного прокорма, начал кусать человека. В бараке №28, как и в других бараках, люди выкидывали из тюфяков сено и забирались в полосатые мешки. Начесанные бока горели. Но люди не звери: они умели жить молча. Днём они рыли землю или клали кирпичи. Ночью они спали».
И вот вывод писателя: «Несмотря на непомерные трудности, люди массово проявили качества труженика, терпеливого строителя в годы первых пятилеток, когда неимоверными усилиями были построены сотни и тысячи предприятий, ставших основой индустриальной мощи страны и создавших базу для сопротивления немецкому фашизму».
А далее — ещё больше!
Во второй пятилетке формирование отношения к труду как делу чести, доблести и геройства продолжилось на новом этапе, который называют стахановским. Этому способствовал и поворот в официальной политике. Первоначальный ключевой лозунг первых пятилеток «Техника решает всё» начал сменяться на «Кадры решают всё».
Его суть заключалась в том, что каждая отрасль народного хозяйства должна иметь свои ориентиры по росту производительности труда не только за счёт совершенствования организации труда, изменения технологии и применения новой техники, но и кардинального изменения отношения людей к процессу и результатам своего труда.
Напомню, как возникло это движение. В 1935 году забойщик шахты «Центральная-Ирмино» (Донбасс) А.Г. Стаханов в ночь с 30 на 31 августа за смену (5 ч. 45 мин.) добыл 102 тонны угля при норме в 7 тонн, а впоследствии, 19 сентября, — 227 тонн. Этот почин по значительному превышению норм выработки стал распространяться и пропагандироваться в других отраслях экономики. Люди были впечатлены такими достижениями. И многие были настроены на такие же рекорды на своём рабочем месте, искренне желая и стремясь продемонстрировать свои личные профессиональные способности.
Именно в эти годы произошло появление высоких достижений в каждой отрасли народного хозяйства. Так, Н.И. Сметанин достиг высоких показателей эффективности труда в обувной промышленности, машинист П.Ф. Кривонос — на железнодорожном транспорте, кузнец А.Х. Бусыгин — в машиностроении, трактористка П.Н. Ангелина — в сельском хозяйстве. В текстильной промышленности отличились ткачихи Е.В. и М.И. Виноградовы, одну из которых — Евдокию — в заграничной прессе и зарубежной советской пропаганде называли «первой работницей Советской страны» и даже «Miss U.S.S.R.».
Основными критериями формирования нового отношения к труду служили не только изменения в организации производства и новое оборудование, но и воля, стремление тружеников производства к новым совершениям, что получило государственную поддержку в виде различных методов по стимулированию таких усилий. Этот почин был официально одобрен, получил мощную пропагандистскую поддержку. Не только стахановцы, но и все без исключения работники, предлагающие меры по совершенствованию производственной деятельности, награждались денежными премиями, транспортными средствами, памятными поездками в столицу. Именно в эти годы было создано Всесоюзное общество рационализаторов и изобретателей (1932 г.), которое объединило миллионы рабочих и инженерно-технических работников. С их деятельностью связаны как создание прорывных технологий, так и постоянное, повседневное трудовое творчество. В целом их авторитет был высок, хотя на ряде производств рабочие выражали недовольство по отношению к конкретным коллегам, потому что после их достижений шёл пересмотр норм выработки и, соответственно, увеличение интенсивности работы.
Для стимулирования успешного и производительного труда осуществлялась политика предоставления социальных благ как в виде вознаграждения за трудовые достижения в зависимости от результатов работы, так и через общественные фонды потребления с учётом степени нуждаемости отдельных групп населения. Что касается оплаты труда, то в 1940 году, согласно официальной статистике, «зарплата в доходах рабочих семей в среднем составляла 71,3%, а выплаты и льготы из общественных фондов потребления — 14,5%. Доля последних имела тенденцию к возрастанию».
Из этих фондов покрывались расходы на образование, здравоохранение, выплату пенсий, стипендий и пособий, иные социальные цели. Средства на пополнение фондов распределялись централизованно — из бюджета государства, в который предприятия отчисляли всю прибыль. В результате большинство населения наглядно убеждалось, что труд и его достижения поддерживались, вознаграждались и всемерно поощрялись, что сопровождалось ростом их авторитета, признательности, официальной и общественной благодарности. Причём различия в жизненных условиях рабочих, колхозников, интеллигенции, руководителей разного уровня были относительно невелики, хотя для некоторых категорий работников устанавливались привилегии.
В повышении значимости и исключительной ценности трудовых достижений, в росте производительности труда огромную, можно сказать, пионерную роль сыграло использование такой формы поощрения, как государственные награды. Так, Постановлением ЦИК СССР от 25 ноября 1935 года был учреждён орден «Знак Почёта» — для награждения за высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной общественно полезной деятельности, а также за проявления гражданской доблести. Им массово награждались за ударничество и стахановское новаторство.
Затем последовали и другие государственные поощрения за трудовые успехи: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1938 года было учреждено звание Героя Социалистического Труда. В этом же году была введена медаль «За трудовое отличие», которая присуждалась людям, отличившимся упорным трудом и высокими показателями в работе.
Инициативе нужна поддержка
Необходимо отметить и то, что в этот период руководители на всех уровнях — от высших органов власти до низовой производственной ячейки — в своём большинстве были ориентированы на поддержку такого рода инициатив, что служило дополнительным стимулом для активного участия в преобразовании и совершенствовании тех производственных процессов, в которые работники были вовлечены.
Можно, на наш взгляд, утверждать, что именно в 1930-е годы сложилась иерархия в награждении и поощрении отличившихся в труде. Сначала заслуги передовиков отмечались на уровне коллектива, бригады, завода. Потом, после получения благодарностей и грамот на своём производстве, эти люди, становясь широко известными, последовательно отмечались на уровне района, области и республики, а затем награждались на уровне всей страны.
Эта политика поощрений имела большой эффект, хотя она сопровождалась иногда различными поисками и вариациями, не всегда эффективными. Трудовые усилия вознаграждались в основном не только оплатой труда, овладением профессией, поощрением рационализаторских предложений, но и созданием атмосферы величия и общественной значимости личного труда для всего общества.
Это отношение к труду сыграло колоссальную роль в Великой Отечественной войне, когда вся страна начала жить «по законам военного времени». Были приняты указы о военном положении, трудовой мобилизации, об увеличении рабочего дня и отмены отпусков, об усилении контроля за трудовой дисциплиной. С самого начала войны рабочий день был продлён до 10, даже до 12 часов, а нередко и более. Такого понятия, как отпуск или выходной, не существовало. И даже несмотря на такие нормы, в стране получили развитие новые формы общественно-трудовой активности. В их числе: стахановская фронтовая вахта, движение женщин-производственниц за переход на «мужские» профессии. Родились и такие эффективные формы соревнования, как фронтовое комсомольско-молодёжное движение, совмещение профессий, овладение новыми профессиями, соревнования кадровых рабочих в обучении новичков. Развернулось движение «двухсотников» и «трёхсотников», выполнявших по 2—3 нормы.
Всё это позволяет сделать вывод, что сформированное в годы первых пятилеток отношение к труду как общественно и в то же время лично значимому в полной мере проявило себя, когда на первый план вышли задачи победы над таким опасным врагом, как германский фашизм. Были использованы и даже приумножены усилия не только взрослого населения, но и молодёжи, подростков. Труженики тыла, в большинстве своём состоящие из людей старшего возраста, женщин и подростков, сумели в кратчайшие сроки, невзирая на голод, болезни, бытовые условия, перестроить экономику и своим самоотверженным трудом способствовать победе.
Этот подвиг не остался незамеченным. За годы войны звания «Герой Социалистического Труда» были удостоены 199 тружеников тыла, 204 тыс. рабочих, колхозников и интеллигенции были награждены орденами и медалями. После войны была учреждена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», которой были награждены 16 млн 96 тыс. 750 человек. Такова была признательность государства за те неимоверные усилия советских людей, которые они проявили в те годы.
Годы массового энтузиазма позади?
Новый импульс по созданию величия труда произошёл в 1950—1970 годы, когда советские люди стали участвовать в решении народно-хозяйственных задач стратегического значения.
Одной из таких крупнейших акций стало освоение целины. Уже в 1954—1955 годах свыше 350 тыс. молодых людей отправились по комсомольским путёвкам в целинные районы. Только в Казахстане в эти годы обосновалось 20 тыс. семей из разных регионов СССР, насчитывавших 40 тыс. трудоспособных. В целом население Казахстана за период с 1954 по 1959 год выросло на 2 млн человек. Участие в освоении целины приобрело характер всенародной признательности этим людям. Слово «целинник» стало высокой оценкой человека, обретало ореол мужества, чести, славы. Этому способствовало и создание атмосферы уважения, вплоть до создания популярных песен о жизни и работе целинников.
В целом это был самоотверженный труд, имевший большое нравственное признание как всего общества, так и самих новых жителей целины. Тысячи целинников были награждены орденами и медалями, званиями Героя Социалистического Труда, что стало данью людям, самозабвенно работавшим ради достижения большой цели — обеспечения страны продовольствием.
Практически одновременно началась череда общесоюзных акций, которые повлияли на дальнейшее укрепление смыслов труда, на деле став мерилом достоинства большинства людей. Это связано с многолетним процессом освоения Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера, которые послужили укреплению торжества трудовых усилий миллионов молодых людей.
Эта эпоха началась в мае 1956 года после обращения ЦК КПСС и Совмина СССР к молодёжи с призывом отправляться на стройки в восточных регионах страны. Обращение нашло большой отклик: миллионы молодых людей по комсомольским путёвкам пожелали поехать в Сибирь и на Дальний Восток. Именно их руками были построены многие города, проложены железнодорожные магистрали, воздвигнуты Красноярская, Усть-Илимская, Саяно-Шушенская ГЭС, Норильский горно-металлургический комбинат, Красноярский алюминиевый завод и т.д. Практически одновременно происходило освоение нефтяных и газовых богатств Западной Сибири.
Но эти статистические данные не в полной мере отражают огромное общественное признание труда тех, кто принял такое решение в своей личной жизни — быть целинником, поехать трудиться по комсомольской путёвке в Сибирь или на Крайний Север было почётно, становилось важной страницей в личной биографии этих людей, обладало идейно-нравственной поддержкой и общественным уважением.
Таким образом, реализация этих стратегических замыслов имела не только экономическое, но и социально-нравственное значение. Она продолжала возвеличивать труд, а его участников считать образцами активной жизненной позиции. Слова «целинник», «комсомольская путёвка» стали для миллионов людей предметом гордости и признательности общества за трудовые свершения
Вместе с тем не оставались в стороне и те, кто продолжал трудиться на прежних, традиционных местах работы. Для них плодотворной попыткой поднять авторитет и значимость труда на сложившихся предприятиях и организациях стало движение за коммунистическое отношение к труду.
Это новое движение и новое название отражало более высокий уровень организации труда по сравнению с ударничеством и стахановским движением первых пятилеток. Члены бригад коммунистического труда брали на себя обязательства: работать высокопроизводительно, организованно, экономично, настойчиво внедрять новую технику и технологию; применять у себя всё передовое, прогрессивное; неустанно совершенствовать свою производственную квалификацию, овладевать марксистско-ленинской теорией, повышать общеобразовательный уровень; воспитывать в себе лучшие качества человека нового общества. Быть всесторонне, духовно и физически развитым, примером в быту, поведении, отношении к общественному долгу. Этот почин стал стремительно развиваться, получил общественное одобрение и признание. Быть участником этого движения было почётно, им гордились, стремились соответствовать. И главное — быть примером не только в труде, но и в общественной и повседневной жизни. По данным Всесоюзного совещания передовиков соревнования за звание бригад и ударников коммунистического труда, проведённого в мае 1960 года, в соревновании участвовали более 5 млн рабочих, служащих и колхозников, свыше 4 тыс. бригад, участков, смен и цехов. Более 100 тыс. рабочих были удостоены этого звания.
К сожалению, это движение вскоре угасло. На наш взгляд — из-за бюрократического, насаждаемого сверху подхода. Вместе с тем, если подвести итог роли и значению труда в жизни советских людей за все годы существования СССР, можно сказать, что этот труд превратил страну в ведущую державу мира. Термин «советский(ая, ое)» стал символом впечатляющих достижений, достойного образа жизни, передового опыта, особенно стран, освободившихся от колониальной зависимости.
А что же теперь? Авторитет труда стал падать. На первое место вместо культа труда стал выходить культ потребления. Многие годы, особенно начиная с первых пятилеток и до краха Советского Союза, именно труд был мерилом ценности и значимости человека, который был смыслом и основой жизни большинства советских людей. Как в официальной обстановке, так и в личной жизни советский человек в первую очередь говорил о своей работе, профессии, о своих достижениях на производстве, о том, какие возможности ему представил трудовой коллектив для удовлетворения потребностей в жилье, для отдыха своего и своих детей. К этому нередко добавлялось, что он читал, какие кино и/или театральные спектакли смотрел, есть ли личная библиотека, сколько и каких газет и журналов выписывает и пр.
В настоящее время для многих россиян преобладающим стал другой принцип представления о себе: сколько зарабатывает, сколько и что потребляет, чем владеет, каков его капитал (сбережения), какие есть возможности для зарубежного отдыха и такие характеристики, как демонстрация одежды...
Неужели всё это утвердится на будущее? Неужели обществу нашему прозябать в таком состоянии? И до каких же пор?
Есть серьёзные поводы задуматься об этом. Задуматься и что-то решительно менять в нынешнем нашем состоянии. Сможем ли?