Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Профессор Катасонов: О золотых резервах современной России

20.11.2025 15:28 Валентин Катасонов, профессор, "Советская Россия" Новости, события - Комментарии
Печать

О золотых резервах современной России я уже писал неоднократно. В данной статье повторю кое-что из сказанного ранее. И раскрою некоторые моменты, которые раньше не затрагивал. Принято считать, что золотые резервы государства – часть международных резервов, которые также называют золотовалютными резервами.


Правовой статус международных резервов одновременно и прост, и сложен. Некоторые считают, что международные резервы и золотовалютные резервы Центробанка – синонимы. Применительно к некоторым странам это справедливо. Но специалисты предпочитают говорить более осторожно: международные, или золотовалютные резервы находятся в управлении денежных властей. Т.е. в управлении Центрального банка, Министерства финансов. И иногда некоторых других организаций (например, в ведении которых находятся суверенные фонды).

В России международные резервы, включая золотые резервы, согласно российским законам, находятся в ведении Банка России и Минфина (действующего по поручению Правительства РФ). К международным резервам, находящимся в ведении Минфина России, относятся золотовалютные активы Фонда национального благосостояния (ФНБ), о чем я подробнее скажу ниже.

Но золотые резервы Российской Федерации не ограничиваются только тем золотом, которое входит в состав международных резервов. Второй частью золотых резервов РФ является то золото, которое находится в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Решения о пополнении и расходовании этой части золотых резервов принимаются Президентом и Правительством РФ.

Банк России регулярно дает информацию о золотых резервах, находящихся на его балансе. Прежде всего в стоимостном выражении (в долларах США – еженедельно). Также в физическом выражении (в тоннах, тройских унциях – ежемесячно). Дополнительно дается информация о доле золота в международных резервах (кроме золота в состав резервов входит иностранная валюта, средства России в специальных правах заимствования и резервная позиция России в Международном валютном фонде).

Вот, например, на 1 сентября нынешнего года объем золота на балансе ЦБ РФ составил в стоимостном выражении 254,971 млрд долларов. В физическом выражении 2326,54 т, или 74,8 млн тройских унций. Также сообщается, что на указанную дату доля золота в международных резервах составила 36,98%.

А спустя месяц, на 1 октября 2025 года стоимость золота выросла до 282,213 миллиарда долларов. Физический объем драгоценного металла составил 2329,65 т, или 74,9 миллиона унций. Доля золота в международных резервах – 39,56%. В физическом выражении прирост на 3,11 т, или на 0,13%. А вот в стоимостном выражении прирост составил 27,24 млрд долларов, или на 10,7%. Таких абсолютных и относительных приростов стоимости золота в международных резервах еще не было в истории Российской Федерации.

Кроме того, нынешняя доля золота в международных резервах РФ – рекордная за последние тридцать с лишним лет. Более высокая была только в самом начале существования Российской Федерации. На 1 января 1993 года показатель составил 56,88%. Правда, столь высокое значение тогда объяснялось не тем, что золота было много (его было всего 267,28 т), а тем, что иностранной валюты в международных резервах почти не осталось.

Как я уже отметил, резервное золото также имеется у Минфина. Это золото в составе Фонда национального благосостояния. Он возник в 2008 году после упразднения ранее существовавшего Стабилизационного фонда. На базе Стабфонда были созданы Резервный фонд и ФНБ. В 2017 году ресурсы Резервного фонда были исчерпаны, он был упразднен, остался только ФНБ. Первоначально в составе ФНБ была лишь иностранная валюта. И лишь с 1 июня 2021 года в состав ФНБ было включено золото в обезличенной форме с долей 20%.

После заморозки российских валютных резервов в конце февраля 2022 года на сумму свыше 300 млрд долларов Минфин принял решение об изменении состава ФНБ. 30 декабря 2022 года Минфин утвердил новую структуру Фонда. Он исключил евро, иены и фунты стерлингов из состава валют Фонда. Одновременно долю юаня было запланировано увеличить до 60%, а долю золота – до 40%.

На середину 2021 года в Фонде находилось 340,6 т золота. В конце 2022 года его объем увеличился до 554,9 т. В конце 2023 года было уже меньше – 359 т. В 2024 году золотой запас ФНБ уменьшился почти на половину, в начале нынешнего года он составил 187,7 т.

Согласно бюджетному правилу, пополнение ФНБ золотом и валютой (китайскими юанями) происходит при превышении цены на нефть и природный газ выше нормативного значения (которое время от времени пересматривается). Последняя закупка золота, по данным Минфина, была произведена в июне текущего года – 74 тонны. С учетом уже имевшегося золота в Фонде к середине года золота было без малого 214 тонн.

При снижении цены ниже нормативной планки, наоборот, золото и валюта продаются из Фонда, а вырученные рубли идут в бюджет РФ. Со второй половины нынешнего года из-за того, что экспортные цены на углеводороды по причине мировой конъюнктуры и антироссийских санкций просели, Минфин начал продавать валюту и золото из ФНБ. В результате серии продаж на 1 сентября 2025 года объем золота в ФНБ снизился до 178,3 т. По данным на 1 октября 2025 года объем золота был уже 173,1 тонны. Это уже в три с лишним раза менье тех объемов, которые были в «золотые» годы ФНБ.

Некоторые эксперты утверждают, что уже «сытые» годы для России как экспортера нефти и газа заканчиваются. И что запас золота и юаней в ФНБ может истощиться. Еще в августе Банк России в обнародованном проекте «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики» достаточно откровенно намекнул, что ФНБ может быстро «обнулиться». Т.е. его может постичь судьбы Резервного фонда, который, как я выше отметил, прекратил свое существование в 2017 году.

У некоторых возникает вопрос: какова общая величина золотых резервов России? Не надо ли складывать цифры золота Банка России и цифры золота Минфина? Отвечаю: «Не надо». И это вопрос далеко не формальный. Мало кто знает, что Банк России является агентом по управлению золотовалютными резервами Минфина. И золотовалютные резервы Минфина отражаются в активах Банка России. Такая схема обосновывается тем, что, мол, Банк России обладает большим опытом и компетенцией для управления золотовалютными резервами, чем Минфин, который работает с рублями. Кроме того, якобы активы Банка России (как и любого другого Центробанка) имеют иммунитет от заморозок и экспроприаций. В отличие от активов государственных, в том числе активов минфинов. Заморозка коллективным Западом российских валютных резервов на сумму свыше 300 млрд долларов показала наивность подобных аргументов. Я в свое время даже делал оценки потерь Минфина. Сумма «токсичных валют» в составе ФНБ на начало февраля 2022 года составила 55,6 млрд долл. В одночасье из ликвидной части ФНБ испарилась ровно половина! В ФНБ остались лишь золото и юань. Банк России как агент по управлению активами Минфина без особого афиширования постепенно покрыл убытки Минфина – прежде всего путем перечисления из своей части международных резервов китайских юаней.

Что касается продаж и покупок золота по линии ФНБ, то тут все предельно просто. Путем нажатия кнопки безналичное золото переводится со счета Минфина на счет Банка России и наоборот. А то некоторые наивные люди думают, что, когда Минфин закупает золото для пополнения ФНБ, он закупает его у отечественных золотодобытчиков или еще у кого-то на внутреннем рынке. Нет, Минфин имеет дело с Банком России, который, как я уже многократно писал и говорил, с 1 апреля 2020 года золота почти не закупает. На начало второго квартала 2020 года в золотых резервах РФ, по данным Банка России, находилось золота в объеме 2.299,2 т. А на 1 октября 2025 года объем золота составил 2329,6 т. Получается, что за пять с половиной лет золотой резерв России в составе международных резервов увеличился на жалкие 30 тонн!

И это в стране, которая занимает второе место в мире по объемам добываемого золота. В среднем годовая добыча драгоценного металла превышает 300 тонн. По итогам прошлого года она составила 330 тонн. И это не считая производства драгоценного металла из золотосодержащих отходов и попутной добычи. Даже если исходить из цифры 300 тонн в год, то получается, что за пять с половиной лет в России было произведено драгоценного металла 1650 тонн! Даже если бы Банк России закупал половину произведенного в стране драгоценного металла, то на сегодняшний день золотой резерв Российской Федерации был бы равен примерно 4 тысячам тонн! Т.е. Россия должна была бы занимать не пятое место по величине золотого резерва, как сейчас (после США, Германии, Италии и Франции), а второе – сразу после США. А может быть, даже первое, учитывая, что данные американского Минфина по золотому резерву США (8.133,5 тонны) сильно фальсифицированы.

Золотой резерв России был бы еще больше, если бы закупки драгоценного металла осуществлялись не только внутри страны за рубли, но также на международном рынке за счет иностранной валюты. Прежде всего, за счет той валюты, которая сегодня получила название «токсичной». Это те валютные активы России, которые были заморожены в конце февраля 2022 года – евро, доллар США, британский фунт стерлингов и некоторые другие. Я еще с 2014 года (когда против России были введены первые санкции в связи с Крымом) призывал конвертировать международные резервы в «токсичных» валютах в золото. Сегодня точно известно, что российских валютных резервов было заморожено на сумму 311 млрд долларов.

Давайте представим, что эти валютные резервы были бы конвертированы в начале февраля 2022 года в драгоценный металл. На тот момент 1 тонна золота на мировом рынке стоила 60,73 млн долларов. Следовательно, на сворованные 311 млрд долларов валютных резервов мы могли тогда купить золота в объеме 5.121 т. С учетом уже имевшихся на тот момент запасов золота Россия могла бы и должна была бы накануне СВО иметь золотые резервы не менее 7,5 тыс. тонн.

А с учетом того золота, которое мы могли бы приобрести на внутреннем рынке за последние пять с половиной лет, мы сегодня имели бы золота в международных резервах более 9000 тонн!

Цифры моих расчетов условные, но они позволяют задуматься о том, какие потери мы понесли в этом десятилетии из-за того, что пять с половиной лет назад прекратили накапливать золото в международных резервах, отдавая предпочтение «токсичным» валютам.

В заключение напомню то, что сказал в начале статьи: частью золотого резерва Российской Федерации является также золото, находящееся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Разговор об этой части золотого резерва РФ в одной из следующих статей.