Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Приговорили рощу золотую
Вторник, 09 Дек 2025
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Приговорили рощу золотую

Печать

В Ростове обостряется борьба против уничтожения уникальной лесопарковой зоны на берегу Дона.


Уже в течение нескольких дней горожане выходят на улицы донской столицы с требованием остановить строительство новой автотрассы, так называемой Западной хорды, и возведения в её районе многоэтажного жилого комплекса, ради которых необходимо вырубить зелёные насаждения в Кумженской роще. Всё это время протестующие беспрепятственно проводили публичные мероприятия, даже получили приглашение на встречу с министром транспорта Ростовской области. Но последняя акция у здания областного правительства против создания на берегу реки «бетонного гетто» закончилась задержанием её участницы.

  К ростовчанке Елене, мирно стоявшей в одиночном пикете с плакатом «Нет — ЖК «Кумжа»! Нет — «Западной хорде»!», подошли полицейские с требованием прекратить «незаконные действия», предъявить документы и проехать с ними для выяснения обстоятельств. Юридически подкованная пикетчица отказалась показывать своё удостоверение личности, прежде чем правоохранители в свою очередь сами не представятся и не объяснят причину претензий по поводу проведения законного мероприятия. В результате словесной дуэли, так и не предоставив оснований для задержания, хрупкую девушку подхватили под руки и поволокли в отделение. На неё составили административный протокол за неповиновение требованиям сотрудника полиции, а состоявшийся следом суд присудил ей штраф в две тысячи рублей.

Сообщается, что на вызов к парламентскому зданию силовики прибыли после жалобы на «проведение несанкционированного пикетирования», поступившей из областного правительства. Видео с показательным задержанием защитницы природы быстро распространилось по соцсетям и вызвало, по меньшей мере, недоумение действиями служителей порядка. По закону одиночные пикеты не предполагают согласования с властями, не требуют получения разрешения. Кроме того, непонятно, зачем властям надо было на глазах у всех демонстрировать удаль, навлекая на себя раздражение общественности. Инцидент только подогрел внимание к и без того болезненной для каждого ростовчанина проблеме уничтожения заповедных природных территорий Дона ради масштабной коммерческой застройки.

Борьба за «лёгкие Ростова» началась несколько лет назад, когда городские власти дали добро на строительство нового жилого микрорайона стоимостью свыше трёхсот миллиардов рублей, в районе Кумженской рощи на месте бывшего прудового хозяйства, которое «не приносит пользы сейчас в экономику», как заявил тогдашний глава донской столицы Алексей Логвиненко. Только ради прокладки магистрали здесь разрешили пустить под топор свыше тысячи многолетних деревьев, а это больше гектара зелёных насаждений. Чтобы приговор привести в исполнение, были внесены, без широкого обсуждения и согласования с общественностью, изменения в карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Ростова-на-Дону. Согласно подкорректированному в нужную власть имущим сторону генплану, природный участок, принадлежащий, как оказалось, некоему частному лицу, был выведен из состава городских лесов в общее пользование.

Ростовчане долгое время пытались остановить глумление над Кумжей, расположившейся «на стрелке», где сходятся реки Дон и Мёртвый Донец. Призывали чиновников не приносить в жертву золотому тельцу один из последних оставшихся зелёных островков в загазованном городе. Особое возмущение вызывал тот факт, что в отданной на заклание роще расположен мемориал, возведённый в память о павших красноармейцах, освобождавших Ростов-на-Дону от фашистов, находится братская могила погибших бойцов. В советское время здесь действовал ещё и военно-исторический музей; теперь вместо его памятных экспонатов разместился ресторан. Когда дело идёт о больших барышах — частникам не до сантиментов, в подобных фактах ярко обнаруживает себя лицемерие насаждаемого сегодня официального патриотизма.

Жители донской столицы пытались достучаться до власти, писали петиции, жаловались в высокие инстанции на городских чиновников, раздающих «самые лакомые кусочки донской земли своим приближённым», на толстосумов, готовых возводить в зелёном массиве дорогостоящие многоэтажные гнёзда, наваривая на них капиталы, собрали тысячи протестных подписей.

В апреле 2023 года депутат фракции КПРФ в Ростовской городской думе Наталья Оськина принесла собранные автографы против уничтожения части Кумженской рощи и изменений границ территориальных зон города на заседание парламента, заявив, что «вырубка гектара зелёных лёгких для Ростова — критична». «Единороссовское» большинство протест горожан не поддержало и проголосовало за внесение поправок в правила землепользования и застройки, изменило тем самым назначение лесного участка и отдало его на уничтожение дровосекам. Против выступила только представительница Компартии.

Активисты ходили по судам, пытаясь добиться признания изменений, внесённых в генплан Ростова, недействительными, вступающими в противоречие с областными документами, которые запрещают застройку территорий с охраняемыми природными объектами, в том числе с «местами произрастания краснокнижных видов растений и грибов». Заявляли о необходимости изменения маршрута новой дороги в обход лесопарковой зоны и военного мемориала.

В апреле этого года областной суд отказал в удовлетворении коллективного иска ростовчан, боровшихся за отмену постановлений гордумы, и отдал Кумженскую рощу на растерзание. В знак протеста её защитники покинули судебное заседание ещё до оглашения решения. По словам Натальи Оськиной, являвшейся одним из истцов, в зону отчуждения под строительство западной дороги попадает не только роща с её уникальной флорой и фауной, но и археологический памятник древности «Пруды». Кроме того, будут снесены десятки жилых домов в близлежащих посёлках и изъяты земельные участки по пути маршрута автотрассы. Что и говорить, запах денег сегодняшней «элите» предпочтительней чистого воздуха для ростовчан и исторической памяти.

Власти, пытаясь погасить волну общественного возмущения, дали зарок, что объекты культурного наследия не пострадают, исторический мемориал не будет уничтожен, дорога пройдёт в 100 метрах от него и на высоте порядка двадцати метров. Под опоры шумной эстакады и будут вырублены деревья в приговорённой роще. Взамен пообещали произвести компенсационное озеленение; вместо сгубленных редких пород деревьев высадить новые саженцы, правда, на удалённом участке в Мясниковском районе.

Масштабными строительными планами ростовских чиновников «построить дорожно-транспортную инфраструктуру над аллеей, где похоронены погибшие в годы Великой Отечественной войны бойцы», в мае заинтересовался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. Глава ведомства поручил донским коллегам провести процессуальную проверку хода строительства дороги на предмет выявления возможных признаков преступления, предусмотренного статьёй 293 Уголовного кодекса — «Халатность».

Сами заступники природы продолжили борьбу за «зелёное сердце» Ростова. В начале сентября они подали жалобы и обращения в приёмную президента России, которого попросили инициировать проверку соответствия генплана донской столицы схеме территориального планирования области, потребовать от городской Думы отменить незаконные изменения в документ, остановить строительство скандальной автодороги. Сообщили, что ещё в советское время власти собирались построить новую трассу, чтобы разгрузить разрастающийся город и обеспечить дополнительную транспортную доступность его микрорайонов. Но пройти она должна была вдалеке от заповедных мест, по улицам промышленной зоны донской столицы, где «ещё в 80-х годах жители были переселены для общественных нужд. Однако коммерческие интересы, нарушая закон и здравый смысл, разместили трассу через мемориал и городской лес», — сообщили ростовчане гаранту Конституции.

Они надеются, что будут услышаны в Кремле и глава государства поможет спасти один из последних зелёных оазисов Ростовской области. А тем временем наступление многоэтажных «человейников» в Ростове продолжается по всем направлениям. Чиновники уже положили глаз на Зелёный остров, активно застраивают, несмотря на протесты общественников и аргументы учёных, левый берег Дона. Специалисты объясняют, что застройка в пойме реки может вызвать экологическую катастрофу, наподобие наводнения в Крымске в 2012 году, поскольку территория подвергается паводкам и может быть затоплена, например, в случае аварийного прорыва плотины Цимлянского водохранилища.

Из-за возводимых высоток без учёта рельефа и геологии местности, бездумно прокладываемых дорог, перекрывающих русла, нарушений системы водоотведения поднимается уровень грунтовых вод, затапливаются близлежащие к левобережью населённые пункты, к примеру находящийся в низине Батайск. Поэтому при Советской власти берега Дона не застраивали, а засаживали деревьями, чтобы сдержать затопления. Теперь частникам и властям, выражающим их интересы, нет дела до природного равновесия. Ими было заявлено, что, несмотря на все претензии, они не будут менять маршрут Западной хорды в Ростове.

Горожане, выходящие на пикеты в защиту Кумженской рощи, готовят заявления в прокуратуру по фактам незаконного задержания и превышения должностных полномочий. Активисты намерены обжаловать и решение областного суда в апелляционном порядке. Они настаивают, что многокилометровые эстакады и приближение дороги к захоронениям недопустимы.



Rambler's Top100