Написать эту статью меня заставила та боль, которую испытывают мои односельчане, сталкиваясь с несправедливым отношением к своему нелегкому крестьянскому труду. С приходом весенне–летнего сезона, из года в год, повторяется одна и та же ситуация, о которой я вам и хочу поведать.
Я являюсь жителем Багаевского района и не понаслышке знаю, как нелегок труд земледельца. Наш район знаменит тем, что длительное время труженики села выращивают на своих приусадебных участках знаменитый «багаевский огурец». Но вот беда, если в начале двухтысячных годов, с приходом весны, вся станица становилась белой от того, что накрывались пленкой теплицы, то сейчас половина теплиц уже не используется, и хуже того, металлические основания срезаются и сдаются на металлолом! Теряется продовольственная безопасность страны! Постепенно люди уезжают в город, на постоянное место жительства. В чем же причина?
Ни для кого не секрет, что уровень зарплат в сельской местности ниже, чем в городе. И для того, чтобы хоть как-то повысить свой уровень жизни до человеческого состояния, люди вынуждены помимо основной работы, выращивать на своих приусадебных участках урожай с целью употребления в пищу и продажи излишков. Государство классифицировало их, как владельцы личных подсобных хозяйств – ЛПХ. Такая деятельность владельцев ЛПХ вполне законна, согласно ФЗ №112 от 07.07.2003г. Статья 2, в которой пункт 4 гласит: «Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью». И на определенном этапе нашего исторического развития (с начала 90-х по начало двухтысячных годов) ЛПХ спасли нашу страну от серьезных потрясений. Крестьяне, выращивая свою продукцию, кормили город, а заодно и зарабатывали себе на более или менее достойное существование.
Но время шло, и крупные игроки взглянули на сельское хозяйство, как на способ заработка. Стали вкладываться большие деньги в развитие агрохолдингов, а заодно и лоббироваться их интересы в правительстве РФ, что привело к крупным государственным финансовым вливаниям в этот сектор. Однако возникла другая проблема, резкое увеличение производства отдельных видов сельхозпродукции привело к тому, что предложение стало опережать спрос, и как следствие, падение цены на отдельные виды сельхозтоваров в летний период. Но вот только резкое падение цены происходило не на прилавках магазинов, а в закупочной цене на продукцию, которую выращивают крестьяне. Перекупщики, видя, что крестьяне не могут быстро реализовать выращенные тяжелым трудом овощи, тут же сбивали цены до минимума. Образовалась рыночная мафия, которая диктовала по какой цене необходимо вести закупку, приезжающим из других областей предпринимателям. Для примера, когда в городе, огурцы для потребителя стоили около ста рублей за килограмм, закупочная цена для сельхозпроизводителя составляла 10 – 15 рублей! На справедливые вопросы сельских тружеников, почему такая несправедливая цена, владельцы рынков отвечали: «По чем хочу, по том и закупаю!».
Коллективное обращение сельхозпроизводителей в Администрацию Багаевского района ситуацию не улучшило, потому что, как там ответили, у нас рыночная экономика и у них нет никаких инструментов влияния на этот процесс.
Все эти истории я слышал от своих знакомых, которые сами занимаются выращиванием овощной продукции из года в год. По - человечески сопереживая этим людям, в 2025 году я решил попытаться помочь бедным труженикам, придя в Администрацию с идеей создания цифровой платформы для владельцев ЛПХ всей страны под эгидой государства. Это позволило бы исключить недобросовестных посредников и сделать видимыми ЛПХашников для конечного потребителя. Для реализации этой программы был необходим государственный грант и дальнейшая опека государства. Глава Администрации Багаевского района Черных А.Н. принял мою идею с воодушевлением. Он высказал пожелание, чтобы я и занялся организацией кооперации в Багаевском районе и порекомендовал пройти обучение в «Школе Фермера», которая начинала свою работу в конце сентября 2025 года.
Не задумываясь, я согласился и прошел конкурсный отбор, который составлял около трех человек на место. На открытии школы я выступил с пламенной речью, пояснив, с какой целью туда поступил. Речь вызвала бурный восторг у обучающихся в этой школе фермеров (ИП КФХ), потому что, как оказалось, аналогичные проблемы существуют и в других районах Ростовской области и требуют немедленного решения. Находившаяся на торжественном открытии «Школы Фермера» представитель Минсельхоза и.о. министра сельского хозяйства Ростовской области Горбанева Ольга Павловна, доброжелательно пригласила меня в стены министерства с моими рацпредложениями. Я ликовал, думая, как все просто решается! Но ликовал не долго… Когда я попал в стены Минсельхоза, то дружелюбный тон закончился и меня начали воспитывать… Мне объяснили, что никто для ЛПХашников тепличных условий создавать не будет! Что государству это не выгодно! Если они не смогут конкурировать на рынке сельхозпроизводителей, то это их проблемы. Когда я попытался узнать, кто же та личность, которой невыгодно сделать счастливой жизнь миллионов владельцев ЛПХ и членов их семей, задав вопрос: «А государство – это кто?». То обстоятельного ответа я получить не сумел. Зато мне дали понять, что в планах государства (некоторых государственных чиновников, которых мы величаем слугами народа) заставить платить налоги владельцев ЛПХ, потому что они продают выращенные излишки овощной продукции и на эти доходы жируют. На этот аргумент я предоставил свои исследования, которые говорят о том, что на доходы, которые получают сельские труженики с земельного участка площадью 16 соток, доставшихся в наследство с советских времен, много не заработаешь. Поэтому люди разочаровываются, понимая, что, занимаясь неблагодарным тяжелым крестьянским трудом, на достойную жизнь заработать невозможно. И уезжают в город. Село вымирает! Это уже наша общегосударственная проблема! И теперь стала нашей реальностью крылатая фраза из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика»: Кто не работает, тот ест! Потому что работать охранником в городе, ничего не производя, выгоднее, чем работать на земле! Кроме мозолей ничего не заработаешь!
Хочется отметить еще одну проблему. Если рассматривать сельское хозяйство, как бизнес, то это не про здоровье. Те, кто выращивают сельхозпродукцию на продажу знают, что без изрядной доли химии (удобрения, гербициды, пестициды), хорошего урожая не получится. В тоже время, химия – это вред для здоровья! Не поэтому ли у нас здоровых людей все меньше и меньше, а больных – все больше и больше? Вот и встает каждый год перед крестьянином вопрос: хочешь заработать – химии не жалей. Заботишься о здоровье людей, значит разоришься. И чем порядочнее человек, тем он менее успешен. Потому что качественная продукция должна дорого стоить. А на это, у большинства людей, денег не хватает.
И тогда возникает справедливый вопрос: «А той ли дорогой мы идем, товарищи?». Существующие товарно-денежные отношения делают всех нас конкурентами! Мы живем по принципу: человек – человеку волк! А отравить конкурента не зазорно?! Мы бьемся, чтобы заработать на достойную жизнь, а в итоге все живем несчастливо. Наша страна вымирает, а мы продолжаем спокойно к этому относиться.
В «Школе Фермера» я познакомился с замечательными людьми, фермерами, которые любят свое дело, свою землю и свою страну. Обучение проходило на базе университета ДонГАУ. Все делились своим опытом и это очень расширило мой кругозор. Приведу еще один вопиющий пример. Одним из учеников в «Школе Фермера» был Бондарев Михаил Александрович, очень хороший человек, с душой относящийся к своему делу (я уверен, что со временем Михаил сможет стать Министром сельского хозяйства, если не России, то Ростовской области однозначно). Выращивая качественную продукцию на своих полях, которые находятся в Зимовниковском районе, он попытался поставлять свою продукцию в школы и детские сады своего района. Но получил отказ, поскольку существующая система закупок подразумевает под собой торги, на которых получает право поставлять продукцию тот, кто выставит цену дешевле всего. А как вы уже поняли, дешевое, это скорее всего низкокачественное! Мы нормальные люди? Деньги нам ценнее, чем здоровье наших родных и близких?
В 2024 году, Михаил вырастил на своих полях замечательный урожай капусты. И, казалось бы, что нужно радоваться этому, но не тут-то было! Он не смог реализовать свою продукцию и вынужден был 100 тонн капусты пустить на откорм скоту и выбросить на свалку. При этом, понеся огромные убытки! А знаете почему? Потому, что у нас отсутствует плановое ведение хозяйства! Бесконечное наращивание объема производства агрокомплексами ради получения прибыли, привело к тому, что у нас произошло перепроизводство по многим овощным культурам! И как следствие, падение оптовой цены реализации для фермеров и владельцев ЛПХ. Как итог, малые формы хозяйствования (МФХ) перестали зарабатывать. Не поэтому ли в 2024 году прекратили свою деятельность более 400 фермерских хозяйств в Ростовской области и более 500 в Краснодарском крае? После распада СССР, государство самоустранилось от планирования экономической деятельности, считая, что бизнес сам все порешает. Но практика показала, что это приводит к экономическим кризисам! И более того, Правительство РФ стало ежегодно выделять огромные суммы на поддержку сельского хозяйства. Так, «в 2024 году, сумма господдержки на три госпрограммы, касающиеся агропромышленного комплекса (АПК), составила рекордные 665 млрд. руб.» Однако возникает вопрос, а на что идут эти деньги, если фермеры разоряются и их число с каждым годом сокращается? Часть из этих средств идет на выделение государственных грантов. Одним из условий для получения гранта от Минсельхоза, является ежегодное увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции на 7%. И опять напрашивается очередной вопрос: зачем постоянно наращивать производство, если в ситуации, когда при ежегодном сокращении населения нашей страны, уже на данном этапе идет перепроизводство? Получается, что Минсельхоз реальной картиной не владеет и этим сам создает кризисную ситуацию в сельском хозяйстве? Ведь при падении цены реализации сельскохозяйственной продукции для фермеров и владельцев ЛПХ, сокращаются и их доходы. В итоге, у них нет денег, чтобы закупать новую технику! А это, в свою очередь, приводит к проблемам в сельхозмашиностроении. Заводы не могут реализовать свою продукцию, и вынуждены сокращать производство. При этом, либо переводя персонал на четырехдневную рабочую неделю, снижая их доходы, либо вообще увольнять, пополняя ряды безработных!
Сначала у меня возник соблазн, обвинить во всех бедах Минсельхоз Ростовской области и сделать из них крайних, но… Когда я находился в стенах Министерства, то наше общение с начальником отдела проходило с 18.00 до 20.00 часов. После окончания беседы, я поехал домой, а вот сотрудники Министерства, продолжили свою работу! На проходной я разговорился с охранником и спросил у него: «И часто они так?». Он ответил, что постоянно! А когда нужно срочно сделать отчеты для Москвы, то все задерживаются до полуночи! За месяц до этого случая, один из сотрудников Минсельхоза, мне рассказывал, что очень часто им приходится работать по выходным, так как завалены разными отчетами. Но за переработку в выходные, деньги им не платят, объясняя это тем, что раз они не успевают делать все в рабочее время, то значит плохо работают! Но на этом все не заканчивалось. В стенах Министерства была задумана реорганизация: из трех отделов планировалось оставить два, перераспределив нагрузку сокращенного отдела на оставшиеся. При этом не увеличивая зарплату! И опять возникает справедливый вопрос: а мы точно правильной дорогой идем? Почему молодые парни и женщины должны работать по семь дней в неделю, обделяя своих детей и вторых половин своим вниманием и заботой?! Так и распадаются семьи! А в кабинетах министерств и ведомств работают озлобленные такой жизнью чиновники!
И тогда на повестке дня другие вопросы: а кому на Руси жить хорошо? Что мы делаем не так, что наша жизнь превращается в ад? Не своими ли руками мы создаем такую реальность? Ответы на эти вопросы предлагаю найти сообща.
