Последние несколько месяцев россияне выслушивали обещания Минздрава совершить в российском здравоохранении чудо: насытить отрасль деньгами, повысить качество и доступность медуслуг. Однако вчера выяснилось, что все эти обещания светлого медицинского будущего не имеют финансового обеспечения. Минфин фактически отказался финансировать новую программу Минздрава по развитию здравоохранения до 2020 года и обвинил ведомство Вероники Скворцовой в неспособности уложиться в выделенные бюджетом ресурсы.
Чтобы совершить обещанное чудо в российском здравоохранении, Минздраву нужны деньги. Вчера глава ведомства Вероника Скворцова обратилась к правительству с просьбой увеличить бюджетное финансирование отрасли. Речь идет о финансировании амбициозной программы Минздрава «Развитие здравоохранения» до 2020 года, которая направлена на выполнение указа президента Владимира Путина по совершенствованию политики в сфере здравоохранения, на улучшение здоровья населения и показателей деятельности медучреждений. В программе Минздрава запланировано увеличение доли здравоохранения в ВВП РФ с текущих 3,7 до 5,5%.
Как рассказала вчера Скворцова, есть два варианта финансирования развития здравоохранения в РФ – бюджетный и модернизационный. Бюджетный предполагает планомерное сокращение госрасходов на медицину по отношению к ВВП. Скворцова ссылается на такие цифры: в 2013 году на развитие здравоохранения будет выделено 2,32 трлн. руб., или 3,4% ВВП; в 2015-м – 2,48 трлн. руб., или 3% ВВП; в 2020 году – 3,4 трлн. руб., или 2,5% ВВП. Модернизационный сценарий, наоборот, предполагает повышение госрасходов на здравоохранение в 2015 году до 3 трлн. руб., а в 2020 году – уже до 6,5 трлн. руб.
«Бюджетный сценарий содержит существенные риски недостижения к 2018 году показателей, установленных указом президента. Снижение финансирования скажется на уровне доступности и качества медпомощи», – предупредила Скворцова. Она объяснила разницу между этими сценариями: «Различие реализации госпрограммы по бюджетному или модернизационному сценарию состоит в числе сохраненных жизней – к 2020 году различие составляет 1 миллион 100 тысяч жизней россиян».
Фактически Скворцова поставила перед властями вопрос о том, насколько им важно улучшение ситуации в здравоохранении. Ответ Минфина оказался однозначным и неутешительным. «Нам нужно бюджетный сценарий взять за базу, подкорректировать показатели программы с учетом необходимости реализации задач, поставленных в указах президента, и на нем базироваться», – заявил министр финансов Антон Силуанов.
Более того, Силуанов обвинил Минздрав в том, что ведомство даже не пытается обеспечить показатели своей программы исходя из уже выделенных ресурсов. Вместо этого Минздрав просит дополнительных денег. Выходит, что если дополнительных денег найдено не будет, «то, по сути, министерство говорит о чем? О том, что мы расписываемся в невозможности выполнения указа президента и показателей программы», резюмирует Силуанов.
Минфин не готов отказываться от своей политики экономии на здравоохранении, которую он планомерно реализует уже не первый год. Так, например, по данным Всемирной организации здравоохранения, если в 2008 году доля здравоохранения в общих расходах государства составляла более 9%, то к 2010-му она снизилась примерно до 8%. Тот же курс на экономию закладывался и в проект бюджета на 2013–2015 годы. В нем, согласно расчетам Центра развития, доля федеральных расходов на здравоохранение снижается с 0,9% ВВП в 2012 году до 0,44% в 2015-м.
Позиция Силуанова тут же натолкнулась на критику вице-премьера Аркадия Дворковича: «Я не знаю, действительно ли нужны такие средства, как предлагает Минздрав, для реализации модернизационного сценария, но что бюджетного сценария не хватит для достижения таких ориентиров, я в этом уверен полностью. С моей точки зрения, расходы на здравоохранение в процентах к ВВП снижать нельзя ни в коем случае, более того, их надо наращивать прежде всего в ближайшие годы за счет частных расходов, но бюджет снижать никак нельзя». Иначе «те достижения, которые имеем сегодня, можем просто потерять».
Премьер Дмитрий Медведев вчера признал, что модернизационный сценарий развития здравоохранения невыполним в текущих бюджетных проектировках. Однако он не дал никаких конкретных заданий пересмотреть проект бюджета. Премьер лишь в туманных формулировках поддержал и Минздрав, и Минфин. Так, по его словам, надо ориентироваться на модернизационный сценарий развития здравоохранения, потому что «иного наши люди не поймут», однако также надо «смотреть за реальной ситуацией в экономике, за нашими реальными финансовыми возможностями и корректировать их по мере возникновения дополнительных источников финансирования».
Опрошенные «НГ» эксперты пришли к выводу, что в сложившихся условиях переубедить Минздраву Минфин будет практически невозможно. «Судя по тому, что в процентном соотношении расходы на здравоохранение падают, здравоохранение у нас приоритетом не является. При этом очевидным приоритетом являются оборона и национальная безопасность – по этим статьям расходы только растут», – отмечает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации/ Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева.
Ведущий консультант компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский считает, что наиболее очевидный выход для Минздрава из тупика – научиться эффективно расходовать имеющиеся средства: «Когда Минздрав разберется с коррупцией у себя в ведомстве, повысит эффективность расходования средств, поменяет кадровую и социальную политику, сократит бумажную волокиту, тогда планы будут реализованы быстро. Если же говорить о сегодняшнем дне, то процесс вытаскивания всей сферы из того места, где она сейчас находится, будет растянут на многие годы. Не стоит забывать и о финансировании того, что имеется сейчас, ведь поддержание медицинской сферы требует значительных сумм».
Похоже, что чиновники решили искать средства на модернизацию здравоохранения в карманах граждан – за счет внедрения и признания законными дополнительных платных медуслуг. Так, с 2013 года в России вводится стандарт оплаты дополнительных медуслуг.