Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) презентовал в конце минувшей недели исследование «Проблемный фон страны: первые полгода нового президента». Оказывается, вовсе не нарушения прав человека или коррупция являются острейшей проблемой для российского общества, а сфера ЖКХ. Такая попытка загасить протестный пыл наблюдается со стороны ВЦИОМа не впервые. Между тем, аналитики топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в конце недели сообщили, что высокие цены на электроэнергию ухудшают качество жизни населения. Сейчас в некоторых регионах страны электроэнергия стоит столько же, сколько в пригородах Парижа. И, несмотря на это, в следующем году нас ждет новое повышение тарифов.
Ростовский областной комитет КПРФ
"Независимая газета": Коммунальные тарифы стали главной проблемой для граждан
ВЦИОМ подвел итоги первых шести месяцев правления президента Владимира Путина. Опрос под названием «Проблемный фон страны» проводился в конце октября среди 1,6 тыс. человек в 138 населенных пунктах в 46 областях страны. Итог – за первые полгода президентства Путина список проблем остался тем же, что и до выборов. Наиважнейшая проблема в стране, по мнению россиян, это неудовлетворительное состояние ЖКХ. Об этом сообщили 57% респондентов. Затем россияне назвали низкий уровень жизни населения, а также алкоголизм и наркоманию – на это указали по 50% респондентов. Об инфляции сообщили 48%, о коррупции и бюрократизме – 44%, о плачевном состоянии здравоохранения – 41%, о безработице – 39%, о тревогах вокруг пенсионного обеспечения – 37% опрошенных. Меньше голосов набрали преступность (29%), экономический кризис (16%), демократия и права человека (10%) и др.
В принципе тот же самый список острых проблем озвучивался россиянами и раньше, менялась лишь степень «популярности» того или иного недостатка в конкретный период времени. Так, судя по опросам ВЦИОМа, в этом году практически все время главной проблемой россияне считали ситуацию в сфере ЖКХ. А в течение прошлого года больше всего голосов получали то инфляция, то низкий уровень жизни населения.
Обращает на себя внимание тот факт, что ВЦИОМ всегда отличался лояльной по отношению к власти позицией. Это прочитывается между строк. К примеру, в «протестном» декабре 2011 года ВЦИОМ объявил, что, по мнению россиян, «уровень жизни и проблемы ЖКХ важнее демократии и прав человека». Это на тот момент было очень похоже на попытку загасить протестную волну. Сейчас, подводя итоги шести месяцев президентства Путина, ВЦИОМ подчеркивает, что россиян стали больше волновать пенсионные вопросы и жилищно-коммунальная сфера, зато коррупция их тревожит все меньше.
Однако очевидно, что когда население массово называет самой острой проблемой сферу ЖКХ и значительно реже вспоминает о демократии и правах человека, то это свидетельствует вовсе не о том, что с демократией ситуация улучшилась и что права человека в стране больше не нарушаются, а о том, что другие проблемы просто перевесили все остальное.
Анализ динамики ответов россиян доказывает, что в определенные периоды времени общество все же отвлекается даже от столь кричащих проблем, как ЖКХ или инфляция, и возвращается к политическим темам. Так, в «протестном» декабре 2011 года и в марте 2012-го, когда проходили президентские выборы, увеличилось число граждан, которые назвали коррупцию и бюрократизм серьезным недостатком российской жизни. Судя по опросам ВЦИОМа, обычно число респондентов, называющих коррупцию и бюрократизм проблемой, колеблется на уровне 30–45%. Однако в декабре прошлого года и марте этого таковых стало 50%. Другой пример – мнение россиян о демократии и соблюдении прав человека в стране. В опросах ВЦИОМа за последние два года о проблемах с демократией и правами граждан высказывались не более 10% респондентов. Однако в декабре 2011 года их доля увеличилась до 13%. Конечно, эти корректировки могут показаться незначительными, однако они свидетельствуют о том, что об окончательном решении данных проблем говорить еще рано.
Но, как бы то ни было, нельзя отрицать тот факт, что сфера ЖКХ – крайне болезненный для населения вопрос. Особенно если учесть постоянное повышение цен на услуги и «хроническое» несоответствие растущей цены низкому качеству этих услуг. В минувшую пятницу в Москве прошел круглый стол, на котором аналитики ТЭКа подтвердили, что высокие коммунальные тарифы портят жизнь и населению, и бизнесу. Речь шла прежде всего о ценах на электроэнергию.
«За последние 10–12 лет рост цен на электроэнергию в России был колоссальным. По ценам на электроэнергию для промпроизводителей мы уже достигли уровня США. По ценам для населения такого пока не случилось, но и тут мы приближаемся к европейскому уровню», – сообщил в минувшую пятницу на круглом столе в Москве руководитель департамента исследований ТЭКа Института проблем естественных монополий Александр Григорьев. Между тем в отдельных регионах страны электроэнергия уже давно стоит, как в Европе. «В Москве в среднем стоимость электроэнергии составляет 4 рубля за киловатт-час. Это столько же, сколько в предместьях Парижа», – добавил старший эксперт Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Григорьев поясняет, что стоимость электроэнергии косвенно заложена и в других услугах ЖКХ – например, в водоснабжении, ведь тем же насосам требуется электричество. Более того, по его словам, на населении сказывается и рост цен для промпроизводителей. Ведь предприятия начинают искать, за счет чего можно сократить издержки. И ответом на дорожающие коммунальные услуги может стать увольнение «лишних» сотрудников, сокращение зарплат.
В то же время, как замечает завлабораторией прогнозирования ТЭКа Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев, россияне на фоне европейцев и американцев выглядят настоящими аскетами. Так, в Европе население ежегодно потребляет электроэнергии около 1,5–2 тыс. киловатт-час на человека, в США – около 4 тыс. киловатт-час на человека, а в России – не более 900 киловатт-час на человека. То есть россияне потребляют электроэнергии в разы меньше, чем жители развитых стран. «А ведь потребление электроэнергии – это показатель в том числе качества жизни, комфорта, который может себе позволить человек», – говорит эксперт. Семикашев добавляет, что, когда в России происходит очередной рост тарифов на услуги ЖКХ, многие россияне тут же реагируют на такой рост сокращением потребления. Речь идет о 20–30% населения. Как правило, это малодоходные группы населения, уточняет Семикашев. Значит, каждый скачок цен приводит к ухудшению условий жизни граждан, ведь люди начинают экономить на обогреве, освещении помещения и т.п.
Рост цен на коммунальные услуги бьет не только по населению, но и по малому и среднему бизнесу, по вновь открываемым предприятиям. «Плата за подключение к электросетям в России иногда сопоставима со стоимостью собственной генерации», – отмечает Семикашев.
Обоснованность роста цен на коммунальные услуги – в частности, на электроэнергию – вызывает у экспертов большие сомнения. По их словам, рост цен на электроэнергию в РФ, как правило, связан с тем, что и сетевые компании, и предприятия, генерирующие энергию, не занимаются повышением эффективности. Не подталкивают их к этому и чиновники, а как раз наоборот, нередко чиновники – например, региональные – потворствуют росту местных тарифов. Как рассказал Сергей Кондратьев, в стране наблюдается профицит генерирующих мощностей. Иногда энергетики строят новую подстанцию, хотя действующая загружена лишь на 15%, при этом старые мощности из эксплуатации не выводятся. И все эти «никому не нужные инвестиции» оседают в тарифах, перекладываются на конечных потребителей – бизнес и население, объясняет эксперт. И обычно нетрудно догадаться, кому выгодно строительство в регионе такой новой подстанции, с чьего разрешения она там была введена.