Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » Базарный день в Кашарах. Районные власти переименовали сельские базары в ярмарки. На этом и закончилась вся их «реорганизация»
Четверг, 02 Янв 2025
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Базарный день в Кашарах. Районные власти переименовали сельские базары в ярмарки. На этом и закончилась вся их «реорганизация»

Печать

С 1 января вступил в силу закон «О розничных рынках», который вывел все сельские базары за пределы правового поля. все торговые места на базарах в райцентрах, поселках, станицах и хуторах должны уйти под крышу — торговать отныне можно только в закрытых помещениях.

 


Правда, осталась лазейка: эти строгие правила не распространяются на ярмарки, поэтому все базары в сельских районах переименовали в ярмарки. А по сути от перемены названия ничего не изменилось. По новому законодательству ярмарка — это место, отведенное для временной торговли, правила организации ярмарок устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а не законом о рынках. Но, поскольку таких нормативно-правовых актов пока нет, базары продолжают работать, как работали, — под открытым небом.

 

Передел рынка по-кашарски

 

Жителям Кашар и их окрестностей с главным районным базаром явно не везет: как переезжая сваха, он кочует с места на место. Когда я приезжала сюда летом, базар занимал большую площадь на выезде из села. Крытым там был только павильон, где торговали мясом, мясными, молочными продуктами, кондитерскими изделиями. Овощи и фрукты, а также всякий нужный в хозяйстве ширпотреб продавались с лотков под открытым небом, там же стояли и палатки челноков с одежкой для детей и взрослых.

 

Принадлежал рынок частному лицу, предпринимателю, как видно, имевшему «выходы» на тогдашнего главу района Николая Козицына. Но в сентябре в районе сменилась власть, и новый глава Иван Фалынсков первым делом забрал базар у прежнего хозяина и передал новому — председателю кашарского райпотребсоюза Сергею Жабкину. Председатель тут же перенес рынок на свою территорию — на пустырь возле райпо. По официальной версии районной администрации, это было сделано для того, чтобы райпо могло больше заработать и покрыть свои убытки от нерентабельных хуторских магазинов.

 

Все прошлые годы райпо было убыточным, в 2012-м получило пусть небольшую, но прибыль именно благодаря базару. Правда, теперь это торжище, собирающееся один день в неделю — в пятницу, именуется не базаром и не рынком, а ярмаркой. Как и на старом месте, мясо, мясные, молочные продукты, конфеты, печенье продаются здесь в павильоне, а все остальное — на не обустроенном пустыре. Денег на строительство крытого рынка у господина Жабкина нет и, видимо, уже не будет никогда. Как рассказал корреспонденту «МК на Дону» сам Сергей Васильевич, райпо принадлежит 81 объект имущества — здания, сооружения и предприятия, в том числе кафе, рестораны и хлебозавод. Часть здания бывшего универмага в центре Кашар арендует швейная фабрика «Глория Джинс», есть и другие не менее солидные арендаторы в принадлежащих райпо помещениях. Откуда при таком-то богатстве (приличная недвижимость и в Кашарах ценится) берутся убытки — тема для отдельного разговора.

 

Но факт остается фактом: базар отдали неэффективному собственнику (те магазины, которые остались у райпо, а не отданы арендаторам, просто поражают своим убожеством), и сделать из него современный рынок, который соответствовал бы требованиям нового закона, этот собственник явно не в состоянии. А сколько еще можно будет маскировать главный районный рынок под ярмарку, неизвестно. Любой проверяющий из областных или любых других организаций, побывав здесь, будет просто шокирован увиденным: легкие палатки челноков и лотки торговцев всяким нужным в хозяйстве скарбом стоят на голой земле, а вокруг грязь по колено.

 

Какие выводы сделают из всего этого чиновники, которые должны следить за исполнением нового закона, нетрудно предположить. И что же, Кашарский район в один далеко не прекрасный день может вообще остаться без рынка? Это невозможно себе представить, потому что в любом, а особенно в таком отдаленном, сельском районе рынок играет важную социальную роль. В Кашарах, Вешенской, Боковской, Казанской станицах (по всему Верхнему Дону с 1 января рынки именуются ярмарками) нет гипермаркетов «АШАН» и «О'Кей», где цены пониже, а заработки в станицах при этом гораздо меньше, чем в Ростове, где эти гипермаркеты есть. И самый нужный людям товар по сходной цене можно найти только на рынке, поэтому селянам, в общем-то, все равно, крытый он или нет. Они, конечно, за цивилизованный образ жизни в целом и за цивилизованную торговлю в частности — это в теории. А на практике надо сегодня, а не когда-то в светлом будущем купить ребенку натурального молока и ботиночки в придачу.

 

Значит, надо сегодня, сейчас искать выход из положения, а не играть словами, которые в сознании русского человека были и остаются синонимами. Не случайно Центральный рынок в Ростове по-прежнему называют Старым базаром, а Нахичеванский рынок официально переименован его акционерами в Нахичеванский базар.

 

Не верь тому, что на заборе написано

 

По осени, когда до начала действия нового закона о рынках оставалось всего несколько месяцев, в самом центре Ростова, на углу проспекта Буденновского и улицы Московской, появился забор, увешанный огромными баннерами с надписями «Сельхозярмарка», «Правительство Ростовской области», «Донская кооперация», «Аграрный рынок». Прежде на этом месте стояли вполне приличные ларьки и киоски, торговавшие газетами, бытовой химией, водой и т. д. и т. п. Но предпринимателей, державших эти торговые точки, с насиженного места прогнали, налаженного бизнеса лишили, и все для того, чтобы отдать этот клочок городской земли некоммерческому партнерству «Аграрный рынок». Организация эта создана для поддержки донских производителей сельхозпродукции, выдает им льготные кредиты на закупку нового оборудования, помогает организовать сбыт всего выращенного на полях и фермах.

Идея хорошая, но, как говорится, не всегда можно верить тому, что на заборе написано. Внутри «сельхозярмарки» торгуют фруктами и зеленью те же самые перекупщики, берущие свой товар на оптовом овощном рынке на выезде из Ростова (в народе его называют азербайджанским). Никаких фермеров тут и близко нет, нашей донской сельхозпродукцией торгуют всего несколько палаток. Кстати, потребкооперация в этом мероприятии — открытии «ярмарки» — участия почти не принимала.

 

А что касается качества продуктов, то тут можно напороться на такую «продукцию», что потом покупателям не поздоровится. У продавцов одной такой палатки я спросила, кто делает колбасу весьма сомнительного вида, которой они торгуют. «Она азовская», — выпалила продавщица. «Но какое предприятие или цех ее выпускает? Сертификат качества у вас есть?».



Для кого закон не писан


Оказалось, что никаких документов на товар у продавцов нет вообще. Они стали звонить какому-то своему «начальнику» и предложили мне переговорить с ним, когда он, дескать, сможет подвести сертификат качества не в меру дотошному покупателю. Начальника я, конечно, не дождалась, а купленный на пробу кружок «колбасы», надкусив, отдала бродячей собаке. Вкус у этого «продукта» был просто потрясающий — в жизни ничего подобного не ела, даже во времена тотального дефицита, когда народ подчищал прилавки вчистую, такую гадость не выпускали. Я сразу вспомнила, как в кафе «Меркурий» (кстати, я была там единственным посетителем) в центре Кашар мне подали комплексный обед с позавчерашней отбивной на второе. Хорошо, что я, как опытная хозяйка, вовремя (с первого надкуса) это заметила, а меланхоличная повариха подтвердила мои подозрения. Но все-таки стакан марганцовки пришлось на всякий случай в дорогу выпить — вместо лимонада.

 

Принадлежит это кафе Кашарскому райпо — дружественный бизнес районной администрации, поэтому здешние кулинары могут себе позволить так кормить посетителей. Некоммерческое партнерство «Аграрный рынок» создало Министерство сельского хозяйства Ростовской области. При столь высоких покровителях можно проводить такие «операции «Ы»»: огородить забором самый людный в городе пятачок с автобусными остановками десяти маршрутов в Западный жилой массив и назвать этот закуток с прилавками зеленщиков «сельскохозяйственной ярмаркой». Вот вам и галочка в отчете: аграрный рынок развивается, сбыт налажен.
А законы (и о рынках тоже), они же не для всех писаны. Об этом еще Салтыков-Щедрин писал...

 

Официально

 

Новый закон о рынках четко разграничил термины «розничный рынок» и «ярмарка». Ярмарки в отличие от розничных рынков носят временный характер, и правила их организации устанавливаются нормативно-правовыми актами субъектов РФ. Под розничным рынком теперь следует понимать имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имеющий в своем составе торговые места.

 

Новый закон подразделяет розничные рынки на две категории: универсальные и специализированные рынки. Организация и деятельность каждого из них подчиняются отдельным правилам. Так, если менее 80% торговых мест от их общего количества на рынке предназначено для продажи товаров одного класса, рынок будет считаться универсальным. Рынки, на которых количество торговых мест для продажи товаров одного класса составляет 80% и более от их общего числа, относятся к специализированным.

 

Если на рынке разрешается торговать только сельскохозяйственной продукцией, то он входит в категорию специализированных рынков и называется сельскохозяйственным. Разновидностью сельскохозяйственного рынка является сельскохозяйственный кооперативный рынок. Он управляется сельскохозяйственным потребительским кооперативом. На сельскохозяйственных рынках разрешается продажа только той сельхозпродукции, которая входит в перечень, устанавливаемый правительством РФ.
Однако на данный момент такого перечня нет.



P.S.: Автор материала Анна Лебедева не является жителем Кашарского района и ситуацией в целом в тонкостях не владеет. Упрекнуть автора в предвзятости нельзя. При подготовке данного материала были допущены небольшие неточности. Так, в статье указано, кашарский рынок принадлежал частному лицу, как видно, имевшему выходы на тогдашнего главу района Николая Козицина. Сразу поправлю автора – главу района Виктора Ратиева. Так же следует пояснить для читателей некоторые вещи. А именно, организатором кашарского рынка, а если быть точным – ярмарки являлось муниципальное предприятие «Энергосервис». Учредителем этого предприятия является районная администрация.

 

Из источника, близкого к администрации района стало известно, что это предприятие стабильно платит все налоги, организовывает рабочие места для наших земляков, одним словом является одним из «кормильцев» очень скудного, дотационного практически на 85% районного бюджета. Только за прошедший период оно перечислило в доход районного бюджета порядка 1,5 млн.рублей. Ярмарка находилась в ведении «Энергосервиса» вплоть до сентября 2012 года. Пользуясь предвыборной неразберихой В.С. Бабцова, исполнявшая в то время обязанности главы района, издала нормативно-правовой акт, в соответствии с которым функции организатора ярмарки перешли от муниципального предприятия к частному лицу. В результате такого «продуманного» шага предприятие «Энергосервис», а вместе с ним и весь районный бюджет в целом, потеряли не одну сотню тысяч рублей, которых «и так через край» в районной казне. Далее все соответствует действительности. Как пишет Анна новый глава Фалынсков И.М. первым делом забрал базар у прежнего хозяина и передал новому — председателю кашарского райпотребсоюза Сергею Жабкину, при этом, Иван Михайлович, «как большой знаток Кашарского района» сразу своим распоряжением сократил его на 100 торговых мест, посчитав наверное что и столько достаточно, так как больше на эту ярмарку к С.Жабкину все равно предпринимателей не приедет. Забегая на перед, можно сказать, что он оказался прав. Все так, но… 

 

До того как организатором ярмарки стало МП «Энергосервис» на кашарской ярмарке уже «похозяиновали» и МП «Кашарский газовик» и все тот же небезизвестный  «ударник торговли» Сергей Жабкин. Только вот что-то хозяйствование их поочередно заканчивалось после первых же проверок «многострадального рынка» надзорными органами. То есть работали пока работалось, а пришло время показать как работали, тут же сразу и отказывались от предприятия. Сегодняшняя ситуация с ярмаркой такова, что стоит очень серьезно задуматься над тем, чтобы и вправду завтра в нашем районе не остаться без места, где можно иным жителям что то приобрести, а другим продать излишки со своего двора. Ведь глядя на то, что из себя сегодня представляет наша «народная торговля» бросает в дрожь от полного отсутствия соблюдения элементарных норм санитарии, отсутствие туалетов, водопровода, автостоянки, несоблюдения норм антитеррора и т.д. Да и вспоминая все «большие начинания» председателя потребкооперации берут большие сомнения в том, что ярмарка в РайПО – это надолго. За небольшой промежуток времени мы были свидетелями «помпезного» открытия нового супермаркета в здании Универмага, вскорости «переехавшего» в помещение кафе «Минутка» и так же скоро канувшего в лета. Одни остатки когда-то нового торгового оборудования, специально по такому случаю приобретенного для супермаркета, которые покоятся сейчас невдалеке от мясо-молочного павильона, практически под открытым небом, напоминают нам о супермаркете. Неоднократные переезды общепита из центра на окраину и снова в центр, когда кафе «Минутка» не могло «найти себе места» и так и стоит закрытым на сегодняшний день, тоже говорят о «большом таланте» этого руководителя. Одним словом, дорогие мои земляки, все происходит у нас на глазах с нашего, на то, молчаливого согласия. Привыкли мы молчать. Молчим и сейчас. Давайте быть внимательнее, а то настанет час, а говорить уже будет поздно.

 

На тему кашарской ярмарки и системы районной потребкооперации более подробно мы с Вами поговорим на страницах нашего сайта в следующих материалах.
 

 

(Пресс-служба Кашарского РК КПРФ)



Rambler's Top100