Больше года назад, в декабре 2012 г. думским «медвежьим» большинством и их сателлитами был принят новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Он был принят, несмотря на то, что проект закона не нашёл широкой поддержки при его общественном обсуждении, вызвал многочисленные и обоснованные претензии со стороны образовательного сообщества, подвергся жесточайшей критике депутатов всех уровней от Коммунистической партии Российской Федерации.
А ведь все, кто выступал тогда против этого законопроекта, предупреждали и говорили о тех негативных последствиях, которые ждут российское образование в случае, если он будет принят. КПРФ даже внесла свой, альтернативный законопроект. И, несмотря на его более тщательную разработку, многочисленные достоинства и преимущества, реальную поддержку педагогов и общества, «продавлен» был именно «единороссовский» вариант, окончательно демонтирующий остатки советской образовательной системы – системы, обеспечивавшей конкурентные преимущества для российских выпускников даже в условиях «дикого» капитализма, системы, благодаря которой мы стали первыми в освоении космоса, системы, которую теперь, не стесняясь, копируют в самих США и некоторых странах Евросоюза, не говоря уже о странах, идущих по пути построения социализма.
Одним из важнейших элементов этой системы, было начальное профессиональное образование, которое призвано было обеспечить рабочими кадрами постоянно и динамично развивающееся производство в СССР, дать возможность приобрести элементарные профессиональные навыки многим ребятам, которые не мечтали о лаврах Академии Наук СССР, но хотели или вынуждены были работать уже «здесь и сейчас», обеспечивая и себя и свою семью. А сколько из них, шагнув на эту образовательную ступень, называемую начальной, потом продолжили своё обучение далее, без отрыва от производства и стали настоящими профессионалами, мастерами своего дела! И этот важнейший элемент – начальное профобразование, был сохранён даже в условиях жесточайшего политического противостояния 90-х, найдя своё отражение в законе «Об образовании» редакции 1992г. Но, был безжалостно выбит и вычеркнут в законе образца 2012г. Так, статья 10 п.5 данного закона провозглашает: «В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее профессиональное образование-бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4)высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации». Начального профессионального нет. Но может оно не нужно в современных российских реалиях? Но нет! Ещё в ходе общественного рассмотрения правительственного законопроекта, авторитетнейший в образовательной среде заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию, коммунист Олег Смолин с горечью вопрошал власть: «За что авторы правительственного проекта так не любят начальное профессиональное образование? Как уровень начальное профессиональное образование ликвидируется. Ликвидируется, благодаря, в том числе, и многим академикам Российской академии образования. Например, … у меня огромное количество обращений с протестами от Газпрома, от шахт Кузбасса, от многих ассоциаций. Меня совершенно не убеждает позиция Министерства образования и науки которое считает, что мы должны ликвидировать начальное профессиональное образование. Ведь мы понимаем, что большинство тех, кто сейчас учится в ПТУ, среднее профессиональное образование получить не смогут и, значит, они будут обречены лишь на позволяемую министерским законопроектом элементарную профессиональную подготовку без всякого образования».
А ещё на IV ( апрельском) совместном Пленуме областного комитета и Контрольно-ревизионной Комиссии Ростовского областного отделения КПРФ в докладе второго секретаря Ростовского ОК КПРФ В. И. Бессонова было отмечено, что: «Наибольшему разрушению подверглась система начального и среднего профессионального образования. По данным на 2009- 2010г. число учреждений начального профессионального образования сократилось со 103 (в 2004-2005гг.) до 84. Количество учащихся в них сократилось с 48,3 тыс. до 26,9 тыс. … Вывод очевиден – в стране нет производства, не нужны и образовательные кадры».
КПРФ била во все колокола, но голос партии предпочли не услышать… И вот на сегодняшний день, многие районы Ростовской области вынуждены продолжать двигаться по пути ликвидации многих кузниц профессиональных кадров – лицеев, профессиональных училищ и.т.п., теперь уже и потому, что новый закон об образовании поставил эти учреждения «вне закона». Видимо, не обошла беда стороной и один из самых больших районов области - Белокалитвинский. В первой декаде декабря 2013г. стала просачиваться информация о возможном закрытии белокалитвинского лицея №103 – старейшего учебного заведения начального профобразования в районе. Уже 16 декабря я выразил свою обеспокоенность данным фактом на встрече партий и движений с Главой Белокалитвинского района О.А. Мельниковой и призвал найти оптимальную форму сохранения 103-го лицея в условиях действующего закона об образовании. От главы последовал неутешительный ответ, что по итогам её обращений по этому вопросу и в Министерство образования Ростовской области и к Губернатору Голубеву 103-му лицею не быть, так как закон не предусматривает существование такой образовательной ступени!
Чтобы как-то прояснить ситуацию, попытаться чем-то помочь, совместно с секретарём Белокалитвинского п/о ЛКСМ Петренко О.Ф В конце декабря мы встретились с директором 103-го лицея Николаем Николаевичем Кудиновым. Итогом нашей встречи стало небольшое интервью. Стоит сразу отметить, что администрация лицея с пониманием отнеслась к нашему визиту, а сам Николай Николаевич был предельно вежлив и корректен, несмотря на проявившуюся в ходе встречи разницу политических взглядов.
- Николай Николаевич, ходят упорные слухи о закрытии вашего учебного заведения. Как вы прокомментируете эту ситуацию?
- Речь не идёт о закрытии. Речь идёт об оптимизации, планах по объединению с 66-м училищем. В итоге объединения, возможно, появится индустриально-строительный техникум с количеством учащихся около 500 человек – 260 учащихся 103-го лицея и примерно 240 человек ПУ№66. Это пока только возможный вариант.
- Николай Николаевич, расскажите, пожалуйста, немного об истории вашего образовательного учреждения.
- В 2014 году нам уже исполнится 27 лет с момента основания в 1987г! Наше училище создавалось, прежде всего, для подготовки кадров для металлургического завода. До 1990г. в наших стенах обучалось до 1000 человек!
- Сколько выпускников вышли из стен вашего учебного заведения за эти годы?
- Около 7 тысяч человек. Многие стали предпринимателями, сделали карьеру в Вооружённых силах. Каждый из них нашёл свою дорогу в жизни.
-Есть ли среди них люди, ставшие известными в области, районе, городе?
- (смеётся) – Нет, таким похвастать мы не можем, ни губернаторов, ни фотомоделей нам, к сожалению, воспитать не удалось! Но наши ребята не имеют проблем с трудоустройством после окончания.
- По каким направлениям (специальностям) ведётся подготовка? Сколько преподавателей?
- Ну, наше основное направление – машиностроение. Станочники, сварщики, электромонтёры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, мастера столярного и мебельного производства. Недавно стали готовить соцработников. Ведь если так прикинуть, в районе социальных работников где-то около 700 человек действует, а работа сложная, ответственная, необходимо соответствующее образование. Вот мы и решили… А преподавательский коллектив у нас большой – 28 человек. А то, что Вы говорите о сокращении нашего преподавательского состава – да, у нас 9 человек написали заявления по собственному желанию, но это не в связи с предполагаемым «закрытием», а из-за сокращения учебной нагрузки.
- Как Вы считаете, необходимо ли России начальное профобразование как учебная ступень самой системы образования?
- Конечно, необходимо! Кто работать будет?! Вот у наших выпускников 100% трудоустройство, никто из них на бирже труда не стоит. Мы регулярно отслеживаем этот вопрос. А почему? Потому, что наши специальности всё же востребованы на рынке труда. Хотя проблема трудоустройства больше касается девчат – парни после окончания, как правило, идут в армию. Но и после успешно трудоустраиваются.
- Как вы относитесь к принятому думским большинством новому закону «Об образовании»? В чём Вы видите его положительные и отрицательные стороны?
- На мой взгляд, в законе отсутствует система. Образовательная система. Всё довольно расплывчато и нечётко. Но в то же время данный закон более демократичен. Он даёт большую свободу образовательным учреждениям. Прежний закон «Об образовании» отстал от жизни. Его нужно было менять. Одним из удобств мог бы назвать, например, возможность делать закупки через электронные торги. Это очень удобно. Я, также и за ЕГЭ двумя руками. А все эти ежегодные скандалы вокруг ЕГЭ – это от того, что система ещё толком не освоена. Да и помножьте всё на российскую специфику. А коррупции с введением ЕГЭ стало значительно меньше. Ну, сколько человек в состоянии оплатить сдачу ЕГЭ полностью, на готовый результат? Единицы! А что касается стресса, то мы же с вами понимаем – если человек знает предмет, он будет испытывать его всегда, а тот, кто не знает – ему всё равно, он больше «на авось» надеется. А ЕГЭ раз сдал и отмучился! (смеётся).
- Николай Николаевич, каким Вы видите будущее вашего учебного заведения?
- Я вижу его современным образовательным учреждением с соответствующей материально-технической базой. Вы понимаете, в системе НПО до 1990г. обучалось 30 тыс. учащихся. Сейчас – 12 тыс. Ведь раньше было производство, предприятие вокруг которого выстраивалась целая сеть учебных заведений по подготовке кадров. А сейчас, когда на заводе работает 1300 человек и готовить-то не для кого. В связи с этим требуется реорганизация учебных заведений. В Белой Калитве сегодня где-то 8-10 тыс. учащихся. Но мы должны создать для наших детей благополучные условия для развития и в нашей непростой ситуации. Поэтому сегодня, наверное, такое большое количество учебных заведений профессиональной подготовки и не нужно. Для нашего училища наиболее оптимальным вариантом будет вариант создания на его базе Центра подготовки по рабочим специальностям( сварщики, электрики, токари-фрезеровщики).
- Николай Николаевич, что бы Вы пожелали в Новом году всем студентам, учащейся молодёжи Ростовской области и Белокалитвинского района?
- Прежде всего, творческого подхода и личного самоучастия во всём: в учёбе, в личной жизни. Без личного творческого участия никаких инноваций не будет! Заставить человека творить нельзя, это он может сделать только сам!
В завершении нашей беседы мы вручили Николаю Николаевичу большой новогодний календарь на 2014г., посвящённый 360-летию воссоединения Украины с Россией и уменьшенные копии такого же календаря для всего педагогического коллектива лицея№103, а взамен мы получили прекрасную экскурсию по училищу, во время которой мы увидели и замечательный музей, в основном, посвящённый Великой Отечественной войне. И просторный спортзал. И большую библиотеку. Вместительный актовый зал, в котором как раз полным ходом шла подготовка к Новому году, уютную столовую…
Будет очень жаль, если такое учебное заведение прекратит своё существование и будет, как теперь говорят, «оптимизировано». Хотя, впрочем, утешает и полученная информация и бодрый настрой Н.Н. Кудинова. Как и то, что в администрации ПУ№66, по сути, с нами отказались разговаривать на данную тему и заявили устами зам. директора Тарасенко, что о подобных планах слияния они слышат впервые, что подчиняются только минобразованию Ростовской области и, если оттуда поступит такой приказ, то в 66-м училище с радостью возьмут «под козырёк». Но и предупредить о таком слиянии должны не позднее, чем за 3 года до его начала. В противном случае будет нарушена процедура согласно того же закона «Об образовании» 2012г. Да и в случае варианта слияния в самом Министерстве образования говорят о том, что материально-техническая база обоих учебных заведений будет сохранена и речь идёт лишь об изменении статуса в соответствии с законом.
Странный у руководства нашего государства подход – сокращать учебные заведения, потому что нет производства и при этом рассуждать о всеобщем благе, вместо того, чтобы развивать это самое производство и сохранять и строить новые училища! Да ещё и подводить под это дело законодательную базу, за пределами которой, «вне закона», оказываются целые направления образования, тысячи педагогических коллективов, сотни тысяч учащихся и материально-техническая база на миллиарды рублей! Странный, если не сказать большее..