Парламент Крыма объявил о проведении референдума о расширении автономии. На полуостров тем временем прилетели депутаты российской Госдумы, заверившие его русскоязычных жителей в своей поддержке.
Cтрасти в Крыму накалены. На полуострове находится десант из трех десятков депутатов Госдумы от разных фракций, которых встречают овациями и криками: «Россия!» Слабые голоса о компромиссе с властью в Киеве уже не слышны и даже местная милиция, охраняющая городские учреждения, охотно исполняет распоряжения отрядов самообороны.
На этом фоне крымский парламент объявил вечером в четверг о проведении референдума о статусе полуострова.
«Столкновение у здания крымского парламента (произошло в среду. – «Газета.Ru»), которое привело к кровопролитию и человеческим жертвам, — это результат разгула политического экстремизма и насилия, захлестнувшего страну, — говорится в сообщении, распространенном пресс-службой Верховного совета Крыма. — Украина скатывается к полнейшему хаосу, анархии и экономической катастрофе. В этих условиях Верховная рада Крыма принимает на себя всю ответственность. Следуя основополагающим канонам демократии, президиум крымского парламента считает единственно возможным путем выхода из сложившейся ситуации применение принципов прямого народовластия».
По словам Оксаны Корнийчук, пресс-секретаря спикера парламента Крыма, проведение референдума — единственный выход из ситуации «захвата власти на Украине радикальными националистами».
В Севастополе большинство опрошенных решение поддерживают: о том что «Крым вместе с Россией» говорят и на остановках троллейбуса и в городском «Макдоналдсе», а журналистов сразу же просят предъявить паспорта, чтобы удостовериться, кто они и откуда.
«Если бы они просто Януковича скинули, которого никто не любил — это одно дело, это другой разговор, а так мы уже с ними никогда не будем. Любой компромисс (с Киевом. – «Газета.Ru») будет длиться 15 минут», — говорит один из участников «народной самообороны» Алексей в красной кубанке. Разговаривая с корреспондентом «Газеты.Ru», он поигрывает нагайкой, демонстрируя свою решимость. В толпе слышен ожесточенный голос еще одного дружинника: «Если что я возьму оружие и буду бороться за свой город».
Рядом молодой человек с охрипшим голосом рассказывает пожилым женщинам о том, как ездил в Симферополь.
«Нас там давили, потому что нас мало было», — говорит он, и люди одобрительно кивают ему. При этом в толпе слышны и другие голоса. «Войны никто не хочет», — настаивает местная предпринимательница, которая также поддерживает проведение референдума о статусе Крыма.
Разговор происходит возле здания городской администрации, который охраняют представители самообороны, при этом они координируют свои действия с официальной милицией: на глазах корреспондента «Газеты.Ru» в здание городского совета депутатов заходит молодой человек и дружелюбно представляет офицеру милиции своего товарища в качестве помощника.
Хотя горожане на улицах с теплотой говорят о своих друзьях украинцах и татарах, они признаются, что с Украиной их мало что связывает, и без украинского языка они обходились всю свою жизнь. «У нас город и флот русские», — с гордостью провозглашает бывший военный моряк Александр с Георгиевской ленточкой на сумке, которая для сторонников «русского Севастополя» является чем-то вроде опознавательного знака.
По городу циркулируют слухи, что Россия вот-вот введет войска, однако, в самом российском руководстве такую идею не рассматривают и, несмотря на то, что в среду был дан старт внезапным войсковым учениям, министр обороны Сергей Шойгу сказал, что проверка боеготовности войск «не связана с Украиной».
Вместе с тем один из высокопоставленных российских чиновников говорит, что для оценки ситуации в соседней стране у него «остались лишь нецензурные выражения».
Первый зампред комитета Госдумы по международным делам Леонид Калашников отвергает саму возможность того, что Москва может использовать силовой вариант на территории Украины: «Не может Россия взять и ввести, куда ни попадя, войска понимая, что здесь государство, работающее по определенным международным признакам», — говорит депутат.
В свою очередь, российский политолог Олег Бондаренко, который сопровождает приехавшую в Крым делегацию депутатов КПРФ, полагает, что сегодня у России в Крыму есть все основания «добиться результата», однако действовать надо в легальном поле: «Референдум должен быть местной инициативой»,— убежден он.
Депутаты от КПРФ произносят зажигательные речи перед крымчанами. Они не скрывают, что эти выступления рассчитаны и на домашнюю патриотическую аудиторию.
Однако в беседе с корреспондентом «Газеты Ru» Калашников называет ситуацию в Крыму «многоликой»: «Она очень непростая, сотканная из разнонаправленных общественных движений. Даже среди татарской диаспоры есть три разных течения, по-разному относящихся к России», — говорит парламентарий.
По словам Калашникова, референдум по статусу Крыма вполне возможен, если будет принят в «легитимной сфере». При этом Калашников убежден, что в независимости от статуса «Крым будет с Россией, как был всегда». «Вне государства российского или рядом с ним, но полуостров будет всегда вместе с Россией», — говорит парламентарий.