Другой судьбы Виктор Плужников, бывший первый секретарь Усть-Донецкого райкома КПСС, а ныне лидер организации КПРФ того же района, себе бы не пожелал. Хотя потрепало его изрядно: трижды оставался безработным, дважды попадал под милицейские разработки, даже в кутузке пришлось посидеть — по политической статье.
НО ЭТО — во времена «реформаторов». А в молодые годы, при Советской власти, его биография складывалась безоблачно и счастливо. Это не значит, что всё в жизни было гладко, случались моменты, когда принятие решений давалось только после долгих раздумий. Например, при распределении на работу после окончания совхоза-техникума садоводства и виноградарства. Думал-думал отличник, куда же путь держать, да так и не решил. Остановился он тогда у большой карты области и ткнул пальцем наугад. Открыл глаза — оказалось, угодил в хутор Вислый соседнего, Семикаракорского района.
Там и начал свою трудовую биографию: трактористом, бригадиром тракторной бригады, завгаражом. Вдруг звонок из родной альма-матер: директор техникума предложил ему стать «нянькой» студентов, будущих трактористов. С головой окунулся «технарь» в воспитательную работу, его подопечные все практические работы выполняли успешно. А потом и самому пришлось сдавать сложный экзамен.
— Приехал в техникум инструктор райкома партии, садись, говорит, в машину, тебя приглашает на беседу первый секретарь, — вспоминает Виктор Васильевич. — Нашли тогда мне белую рубашку и галстук, не в спецовке же предстать перед главой партийной организации района?
В кабинете первого секретаря его ожидало непредвиденное предложение: возглавить партком колхоза «Донская чаша». Зелёным новичком в свои 23 года Плужников не был: в годы учёбы в техникуме активно работал в комсомольской организации, потом был председателем профкома на общественных началах. И, выходит, его умение не только организовать художественную самодеятельность, но и подвигнуть механизаторов на выполнение социалистических обязательств было замечено. Не ошиблось в выборе районное руководство, чему свидетельствует его дальнейший рост: заведующий отделом, секретарь, первый секретарь райкома.
А потом наступил август 1991 года. Два «демократа» в сопровождении милиционеров «зачистили» и опечатали здание райкома. А Плужникова отконвоировали в кутузку — за активную поддержку ГКЧП. Будучи арестованным, Виктор Васильевич обратился к коммунистам и жителям района. «Коммунистическая партия возродится, — написал он, — победа социализма неизбежна!» Редактор районной газеты опубликовать письмо не побоялся, но другие деятели от бывшего своего руководителя открестились.
Работу Виктор Васильевич не нашёл. Да и не пошёл он к бывшим «соратникам» на поклон, зарегистрировал крестьянское фермерское хозяйство и занялся животноводством.
— До 300 свиней было у меня на откорме, я даже как лучший фермер почётную грамоту от губернатора области получил, — говорит Плужников. — Планировал завести и молочное стадо, даже свой маслозавод открыл…
И тут произошло событие, которое вновь перекроило судьбу коммуниста. В один прекрасный день пришли к нему ходоки из колхоза «Радуга» и предложили должность председателя правления. Виктор Васильевич недолго раздумывал: ликвидировал фермерское хозяйство и десять лет отдавал все силы хозяйству коллективному. А когда два колхоза — «Радуга» и имени Калинина — объединились, то на должность председателя была одна его кандидатура. Правда, на голосование поставили не сразу. Потому что не колхозникам теперь принадлежало право решать кадровые вопросы, а руководителям холдинга и чиновникам от «партии власти».
Руководство холдинга, впрочем, особо не возражало, а вот функционеры-«единороссы» подошли с собственными мерками: мол, ради хлебной должности откажется Плужников от своего прошлого. Но он сказал твёрдо: «Я своих убеждений не меняю!» И «перевёртыши» вынуждены были со скрипом уступить, отдав ему под управление 11,5 тысячи гектаров пашни и 700 работников объединённого хозяйства.
За 10 лет, что Плужников находился «у руля», зерноводческое хозяйство стало многопрофильным. Прежде всего стал он внедрять выращивание сахарной свёклы. Сейчас в Целинском районе области решено строить сахарный завод мощностью переработки 20 тысяч тонн в год. А 10 лет назад на новшество смотрели с недоверием. Тем более на культивирование голосеменной тыквы. Руководству областного минсельхоза даже пришлось взывать к руководителям хозяйств: кто рискнёт? Рискнул Плужников и не прогадал с урожаем. Правда, оказалось, что прибыли — кот наплакал.
— Еду, бывало, я по тыквенному полю, любуюсь плодами трудов колхозников, а настроение — не радостное, и сами собой рождаются стихи, — и Плужников начинает говорить в рифму: — Соберу мешок семян и поеду в Вену. Ты прости меня, страна, за мою измену…
Дело в том, что в Австрии существует оздоровительная программа для школьников: детям регулярно, в обязательном порядке выдают по пять семечек голосемянной тыквы как кладезь витаминов и редких минеральных веществ, способствующих укреплению костей. А неужели наша родная страна, задаёт он вопрос в своём стихотворении, не может позаботиться о здоровье российских ребят и вдоволь обеспечить их столь полезным продуктом?
Задумал Плужников восстанавливать молочное стадо в коллективном хозяйстве. Да не успел довести начатое дело до конца. Попросили его написать заявление «по собственному желанию».
ЧП случилось не в колхозе, а в станице Верхнекундрюченская, куда Виктор Плужников был направлен от КПРФ наблюдателем на выборы. Где и схватил за руку специалиста администрации в момент вброса в урну для голосования фальшивых бюллетеней. Сюда, как на пожар, примчались представители силовых и надзорных структур. Но в обработку они взяли не фальсификатора, а наблюдателя. Потому что все члены УИК в один голос заверили высоких чинов: ничего они не видели, ничего не слышали. А просмотреть запись с КОИБа (электронное устройство для подсчёта голосов избирателей на выборах в РФ) прокурор не нашёл основания. Зато оснований для задержания «неправильного» наблюдателя на пустынной ночной дороге было хоть отбавляй: номера на его машине, видишь ли, были забрызганы.
А наутро вызвали его в генеральную дирекцию холдинга и объявили: сутки ему даются на то, чтобы сдать хозяйство. И добавили: дирекция ничего против него не имеет, но… такое решение принято партийными чиновниками. Спорить Плужников не стал. Что значит его судьба для функционеров «партии власти», если у них рука не дрогнула отправить «в отставку» почти весь коллектив преподавателей его родного совхоза-техникума.
Сейчас уже спасти учебное заведение проблематично: в нём осталось 25 студентов, да и те — выпускники. Научной базы никакой, даже на отделении механизаторов приходится объяснять материал «на пальцах». Да и невостребованными стали специалисты садоводства и виноградарства. Яблоневые и вишнёвые сады, виноградники, где трудоёмкость в 20 раз выше, чем при выращивании монокультур, давно вырублены, а трудоспособное население в основном уехало на вахтовые заработки в другие регионы.
А оставшиеся в родных хуторах и станицах казаки и казачки идут в батраки на поля и в домашнюю прислугу к новым русским. Много коттеджей и вилл появилось на живописных берегах Дона, высокие заборы уходят на глубину, тут даже рыбакам до воды не добраться…
С ноября прошлого года Виктор Васильевич Плужников — первый секретарь Усть-Донецкого райкома КПРФ. Теперь его главная задача — рост рядов и повышение активности коммунистов. И на этом «фронте» добивается он успехов. Полгода не прошло, а организация выросла почти вдвое. Боевитыми стали акции протеста. А день рождения Ленинского комсомола превратился в праздник. В парке культуры и отдыха появилась новая аллея в память комсомольцев, погибших на фронтах Гражданской и Великой Отечественной войн. Не осталась в стороне местная газета «Звезда Придонья», прислала фотокорреспондента. Видать, и журналистам надоели фальшивые репортажи о «великих» достижениях «единороссовской» власти. Но из администрации последовал окрик: не тех, мол, популяризируете!
Другой реакции от «единороссов» Виктор Плужников и не ожидал. Но это его не то что не обескураживает, а даже не волнует. Он твёрдо уверен в изменении ситуации, в смене власти, в смене курса. Когда снова на родной земле станет хозяином крестьянин-труженик.