6 июля на митинге в Донецке народный лидер Донбасса Павел Губарев назвал правильным решение командующего ополчением ДНР Игоря Стрелкова оставить Славянск и Краматорск. Кроме того, он пообещал «развернуть настоящую партизанскую войну по всему периметру города Донецка».
Ещё неделю назад некоторые российские военные эксперты выражали мнение, что ополченцы копят силы, чтобы перейти в наступление. И вот теперь речь о партизанской войне вокруг последнего серьёзного оплота ДНР. Насколько подобная тактика может быть успешна?
- Партизанская война при том соотношении сил, которое имеется в Донбассе – очень эффективная тактика, - считает член комитета Госдумы по обороне Вячеслав Тетёкин. - Мы видим со стороны руководства ополчения творческий подход: стратегия и тактика войны меняется в зависимости от складывающейся ситуации.
Мы сегодня досадуем по поводу ухода ополченцев из Славянска. Но они там продержались больше 2 месяцев. А сначала были прогнозы, что город удастся удержать 1-2 недели. И даже известен перехват телефонного разговора командующего ополченцами ДНР Игоря Стрелкова, где он говорил, что продержатся они 3-4 дня. То есть, то, что имело место – это уже успех. Те, кто сожалеют по поводу оставления Славянска, забыли о том, с каких сил и возможностей начиналась его оборона.
За время осады Славянска к городу была прикована самая боеспособная часть украинской армии, включая разного рода бандформирования. И несмотря на это, ополченцы с честью, умелым манёвром вышли из окружения с минимальными потерями. Уже это само по себе является великолепным результатом. Любой выход из окружения – сложный тактический манёвр, полупрофессиональной армии ополченцев удалось его провести на самом высоком уровне. По большому счёту, это успех, поскольку «бандеровская власть» рапортовала о том, что город в жёстком кольце, и они мышь оттуда не выпустят. Несмотря на это из города вышли тысячи вооружённых людей.
«СП»: - Есть ли перспективы у этих ополченцев и дальше эффективно бороться с карательной группировкой?
- Оборона Донецка – дело сложное. Это фактически город-миллионник, занимающий очень большую территорию. Но и для наступающей украинской армии взять Донецк – задача более чем трудная. Особенно учитывая тот факт, что для большинства его жителей войска, подчиняющиеся Киеву – это чужие, оккупационные войска. Ополченцы правильно делают ставку именно на партизанскую войну. Сталкиваться лоб в лоб с воинскими подразделениями, которые более многочисленны и на порядок лучше вооружены, дело малоперспективное. Опыт последних войн показывает, что именно городская партизанская война больнее всего бьёт по оккупантам.
Собственно, ополченцы Славянска отчасти и занимались партизанской войной. Обороняли свои позиции, но одновременно совершали наскоки на позиции украинских карателей, проводили рейды разведывательно-диверсионных групп. Думаю, они и дальше пойдут по этому пути. Поэтому тактика, которую предлагает Павел Губарев – наиболее разумная на данный момент.
«СП»: - Не до конца ясно, что значит в условиях Донбасса партизанская война. На Кавказе во время Чеченских войн боевики сидели в лесах и в горах и время от времени совершали нападения на воинские части, на органы власти в населённых пунктах. В Донбассе больших лесов нет, в степи любой сколько-нибудь крупный отряд легко обнаружить…
- На этот счёт ещё вьетнамские коммунисты говорили, что их главная опора – людские массы. В городе, как ни странно, вести партизанские бои проще, чем в лесах и горах. Именно потому, что там живёт население, поддерживающее партизан-ополченцев. Надо исходить из того, что контроль над враждебным городом установить очень сложно. То, что сейчас стоят украинские БТРы в центре Славянска и Краматорска, не означает, что эти города полностью контролируются украинскими карателями.
Я много лет занимался политической поддержкой партизанской борьбы в Южной Африке. Там так же нет больших лесных массивов. Но партизанская война была эффективна. Удары наносились по воинским частям в черте городов, а сосредотачивались бойцы перед атакой непосредственно в городских кварталах.
«СП»: - То есть Донбасс ждёт период затяжной партизанской войны?
- Вне всякого сомнения. На руках у населения Новороссии много оружия. И многие готовы применять его против бандеровских карателей. Киевские правители собрали в кулак практически все вооружённые силы, но больше двух месяцев не могли взять относительно небольшой Славянск. Бандеровские батальоны, собранные на деньги украинских олигархов, скорее будут заниматься мародёрством и самосудами, чем воевать. Таким образом, они только еще больше настроят против себя местное население. Для киевской власти проблема даже в том, что они не смогут собрать столько карателей, сколько необходимо, чтобы контролировать Донбасс.
Кроме того, социально-экономические условия на всей Украине, и на Юго-Востоке, в частности, будут ухудшаться. И всё новые люди будут протестовать в той или иной форме. В том числе, с оружием в руках. Есть пример и Великой отечественной войны. В той же Белоруссии вначале воевать с немецкими оккупантами было не так много желающих. Однако, уже через несколько месяцев, почувствовав на себе все «прелести оккупации», люди понимали необходимость вооружённой борьбы. Так будет и здесь.
Повторяю, мало ввести бронетехнику в центр того или иного города. У киевской власти сегодня для контроля над фактически враждебной территорией нет ни военных сил, ни экономических возможностей, ни административных рычагов.
«СП»: - Ещё неделю-две назад можно было услышать оптимистичные заявления о том, что ополченцы сами готовы перейти в наступление. И вот – пал Славянск… Возможно ли снова взять под контроль оставленные города и пойти дальше?
- Процессы будут развиваться несколько по иному сценарию. Разбить фактически все боеспособные украинские войска и пойти штурмовать Киев ополченцы без поддержки России пока не смогут. Возможно, что это и не нужно. Один из лидеров Новороссии Олег Царёв заявил недавно, что стоит ожидать банкротство киевской власти уже через два месяца.
Я думаю, что Царёв прав в своём прогнозе. Он прекрасно знает состояние экономики на Украине. Уже осенью даже Западная Украина может объявить о неповиновении нынешнему режиму. Что уж говорить о тех частях страны, где традиционно сильны пророссийские настроения. Поэтому войну в Донбассе сегодня можно рассматривать как катализатор происходящих на Украине процессов. Впрочем, возможности вести эффективную партизанскую войну тоже имеют свои пределы.