На глазах у всего мира Украина стремительно теряет последние признаки государственности. Вполне возможно, что одна из главных причин этого краха заключается в том, что каждый вновь избранный президент начинает перекраивать под себя Основной Закон государства. Осуществляется это при помощи Конституционного суда или принятия новой редакции Конституции. Оказался не оригинальным в этом отношении и Пётр Порошенко.
По его инициативе предлагается внести изменения в Конституцию, касающиеся прежде всего перераспределения властных полномочий между центральными органами власти и органами местного самоуправления.
«Эти изменения представляются общественному мнению как реализация политики так называемой децентрализации. Даже поверхностный анализ, который уже подтверждается экспертными оценками, говорит о том, что во многом эта «децентрализация» оказывается мифической. В действительности же предлагаемые новации во многом касаются, к сожалению, только смены формы, но не содержания.
В частности, президент после ликвидации государственных администраций отнюдь не теряет рычаги влияния на региональные органы власти, как этого требовал украинский народ, как об этом неоднократно говорил и сам президент», — заявил лидер КПУ Пётр Симоненко.
В предложенном законопроекте глава государства сохраняет фактически бесконтрольное влияние на регионы. Вместо государственных администраций планируется создание института представителей президента с обширными полномочиями.
«Эти представители могут вмешиваться в работу органов местного самоуправления. При этом предполагаются не просто кураторство и надзор, а право отмены решений местных органов власти. Представители президента подчиняются только главе государства. Фактически это — наместники президента. Таким образом, на децентрализацию, при которой территориальная община сама решает, как ей жить и работать, это мало похоже», — подчеркнул Симоненко.
Проект конституционных изменений наглядно демонстрирует, что Порошенко решил избавиться от права назначения и увольнения председателя Фонда госимущества (ФГИ). Данные функции, согласно изменениям в Основной Закон, отходят к премьер-министру. Учитывая высокий уровень монополизма в экономике, установленный олигархическими кланами, а также предстоящую дальнейшую приватизацию стратегических отраслей экономики, в условиях экономического кризиса будут распродаваться за копейки остатки госсобственности, объяснил «необходимость» этих изменений Симоненко.
Передача функций назначения и увольнения руководителя ФГИ — это уступка Порошенко олигархическим кланам.
«Конституцией сегодня гарантируется право собственности местных общин на ресурсы, находящиеся на данной территории, в частности на землю. Но при этом ничего не говорится о контроле над использованием этих ресурсов. По непонятным причинам из ст. 143 предлагается изъять норму, которая обеспечивает территориальным общинам управление объектами коммунальной собственности. Эта неразбериха создаёт условия, при которых ресурсы и объекты коммунальной собственности, принадлежащие общинам, могут «благополучно» перейти во владение к бизнес-структурам, в том числе и к иностранным компаниям.
На этих двух примерах видно, что Порошенко не хочет портить отношения с олигархическими кланами. А это означает, что украинский народ по-новому начнёт жить не скоро», — подытожил Пётр Симоненко.
Как заявил лидер КПУ, такие жизненно важные для простых украинцев вопросы, как укрепление социальных обязательств государства, в предлагаемых президентом Порошенко изменениях в Конституцию не затрагиваются.
«Можно сделать главный вывод: отсутствие интереса президента к социальным обязательствам государства перед своим народом указывает на то, что Порошенко руководствуется идеологией олигархического капитала. Для этой идеологии характерно демонстративное пренебрежение к социальным обязательствам государства перед гражданами», — подчеркнул Симоненко.
Нежелание актуализировать вопросы собственности неумолимо приведёт к необходимости пересмотра прав собственности, захваченной в результате коррупционной приватизации.
«Эти вопросы являются принципиально важными для Компартии. Напомним, Компартия выступала за радикальное урезание президентских полномочий, вплоть до ликвидации поста президента, чтобы раз и навсегда покончить с кланово-коррупционными вертикалями, чтобы украинцам не приходилось проливать кровь и выходить на майданы, — отметил лидер КПУ. — В предложенном проекте конституционных изменений сохраняется в видоизменённом варианте столь привлекательная для олигархии централизованная система, в условиях которой доступ к президентским полномочиям обеспечивает и доступ к ресурсам. Поэтому олигархия не заинтересована в реальной децентрализации. А все разговоры о децентрализации преследуют скорее цель успокоить регионы, нежели дать им реальные полномочия за счёт полномочий центра».
«Собственно, за эту непримиримую и принципиальную позицию Компартию пытаются вытолкнуть из политики и поставить вне закона», — резюмировал Симоненко и разъяснил суть иска минюста в отношении КПУ.
«Ставленник радикальных националистических сил министр юстиции Петренко обнародовал иск о запрете деятельности КПУ. Этот документ, очевидно, будет детально проанализирован как юристами, в том числе и европейскими, которые предложили свои услуги по защите КПУ, так и политологами, для которых это станет красноречивым примером борьбы с инакомыслием и сведения счётов с оппозицией, — отметил Симоненко. — Знакомство с иском убеждает, что это не юридический документ в полном смысле этого понятия, а политиканская подделка, состряпанная из конъюнктурных соображений. Министр юстиции в этом иске предстаёт не как защитник закона, а как политический пропагандист».
В иске не приводится ни одного убедительного факта, свидетельствующего, что КПУ поддерживала сепаратизм именно как политическая сила. Большинство эпизодов, которые фигурируют в иске, описывают поведение и высказывания отдельных представителей Компартии, являясь при этом просто тенденциозным набором цитат из прессы. Ни на официальном сайте КПУ, ни в выступлениях руководителей партии никогда не звучали призывы к нарушению территориальной целостности Украины.
«Более того, Компартия всегда выступала за прекращение кровопролития, за мир, целостность и единство страны, — подчеркнул Симоненко. — Сразу скажу, что федерализация, по принципам которой живут и Европа, и Америка, не имеет никакого отношения к сепаратизму, к нарушению территориальной целостности Украины».
В представленном иске отсутствуют убедительные документальные подтверждения, свидетельствующие о том, что КПУ как парламентская партия оказывала политическую поддержку сепаратизму. Часто авторы иска попросту передёргивают, приписывая отдельным коммунистам их якобы симпатию к сепаратизму. При этом стараются индивидуальную ответственность перевести в плоскость коллективной, что противоречит принципу верховенства права.
Симоненко считает, что на этом основании любой грамотный юрист без труда опровергнет абсолютно беспомощный в правовом плане иск министерства юстиции.
Конституция гарантирует гражданам идеологический плюрализм. И если граждане Украины публично высказывают свою симпатию к тем или иным идеологическим или политическим доктринам (например, «русского мира»), то это не значит, что они являются сепаратистами и подлежат преследованию.
«Министерство юстиции считает, что только лояльность идеологии интегрального национализма является единственно приемлемой для граждан Украины, — заявил Симоненко. — Таким образом, второй фундаментальный недостаток этого иска состоит в том, что он противоречит Конституции, украинскому законодательству и подписанным Украиной международным правовым документам».
Авторы иска используют примитивные манипуляции и подтасовку фактов, которые якобы свидетельствуют о поддержке КПУ сепаратизма. Чаще всего из контекста вырывается какой-то факт или высказывание представителя КПУ, и они получают тенденциозную интерпретацию.
Иск является наглядным примером двойных стандартов, исповедуемых нынешней политической верхушкой страны. «Показательно, что назначенные по квоте националистических партий министр юстиции, генеральный прокурор не реагировали и не давали оценки в отношении противозаконных действий и заявлений отдельных представителей «Свободы», — указал лидер КПУ. — Представители этой политической силы, не стесняясь, брали на себя ответственность за участие в захвате и поджогах офисов Компартии, в актах вандализма, в избиениях и нападениях на граждан Украины. Депутаты от «Свободы» открыто призывали к этническим чисткам. Именно реагируя на действия «Свободы», а не Компартии, целый ряд европейских политиков и общественных деятелей говорили и об угрозе нацизма и ксенофобии на Украине. Правоохранительные органы Украины по-прежнему не реагируют на откровенно противозаконные действия ни по одному из фактов. Что характерно, министр юстиции Петренко при этом не делает выводов о необходимости запрета партии «Свобода» на основании действий отдельных её членов».
Как подчеркнул в завершении комментария Симоненко, в целом появление этого иска указывает, что для нынешнего политического режима понятие верховенства права является пустым звуком.
Основанная на липовых обвинениях инициатива Павла Петренко, личного юриста премьер-министра Яценюка, ярко демонстрирует, во-первых, фашистскую сущность нынешнего режима, ибо фашисты всегда начинали с запрета компартий. Во-вторых, власти и их хозяева невольно признали, что КПУ — единственная сила, способная противостоять фашистам на будущих парламентских выборах.