Госдума до конца года может принять поправки к Трудовому кодексу (ТК) о введении обязательного применения профессиональных стандартов — то есть требований к работникам по уровню образования, стажу работы и набору умений. С 2016 года соответствовать им должны будут сотрудники госсектора, а с 2020 года — все остальные. Уже зарегистрированные стандарты касаются, в том числе, сотрудников СМИ, часть которых не сможет работать без профильного образования, - сообщает «Коммерсантъ».
В июне 2014 года правительство внесло в ГосДуму поправки в гл. 31 Трудового Кодекса (о подготовке работников) об обязательном применении профстандартов в госсекторе. В первом чтении они были приняты в сентябре.
Теперь же в Трудовом кодексе появится отдельная статья 195.2, описывающая применение работодателями профстандартов (прим. ред. - согласно 195 статье Трудового кодекса, профессиональный стандарт — это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности». Под квалификацией подразумеваются уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыт работы сотрудника).
Они станут обязательными для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и организаций, более 50% которых находятся в государственной или муниципальной собственности с 1 января 2016 года. С 1 января 2020 года применять профстандарты будут обязаны все работодатели. В каком порядке будут приводить в соответствие со стандартами действующих сотрудников, в проекте не уточняется.
По словам чиновников Минтруда, сейчас Минюст зарегистрировал 199 профстандартов, к концу года их должно стать 350. Летом уже были зарегистрированы стандарты "корреспондент СМИ" и "редактор СМИ". Последние делятся на два типа. Одни должны заниматься "работой над содержанием публикаций" (от выбора тем до редактирования), у них должен быть опыт "не менее шести месяцев работы корреспондентом" и степень бакалавра "в области СМИ". Второй тип должен заниматься "организацией работы" редакции (от разработки проектов до "установления и поддержания контактов с внешней средой") и иметь трехлетний опыт репортерской или редакторской работы. К репортерам же требований по опыту работы и образованию (кроме того, что оно должно быть высшим) нет. Но во всех случаях есть указание на "необходимый" набор "трудовых действий", "необходимых" умений и знаний. Так, для корреспондента это "достоверные источники информации", "правила охраны труда".
Законопроект концептуально поддержали государственно-правовое управление президента, ФНПР и РСПП. Однако РСПП предложил учитывать "значимые при оценке профпригодности" личностные характеристики работника.
- С одной стороны, введение профессиональных стандартов в первую очередь должно коснуться Правительства Российской Федерации, страной должно управлять профессиональное, компетентное руководство. Негоже, когда министерства возглавляют люди, не имеющие профильного образования и потому часто не имеющие должного представления о специфике свой отрасли, - отметил Николай Коломейцев, заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, - Необходимо привести в порядок структуру правительства, её надо сделать отраслевой. Потому что в такой ситуации, когда у нас макроговоруны кругом, макропланы, но нет микроответственности правительства за состояние реального сектора.
С другой стороны, введение профессиональных стандартов не должно стать очередным способом третирования работодателем работника. Не совсем верно, на мой взгляд, загонять под общие рамки профессии творческие. Например, в Ростовской области только 20% журналистов ведущих областных газет имеют профильное образование. Но журналист – это инженер человеческих душ. В его работе не столь значимы энциклопедические знания, сколько профессиональные знания в том, о чём пишешь, и только потом знание языка и азов журналистики. Именно поэтому разработкой стандартов должны заниматься профессиональные сообщества.
Но прежде мы должны научиться считать балансы. Если уж и раструбили о новых 25 млн. рабочих мест, тогда необходимо четко определиться сколько нужно специалистов, какое необходимо финансирование, сколько необходимо потратить на переобучение сотрудников и т.д. Также важно восстановить систему баланса между работодателем и наёмным работником. Если профсоюз сегодня у нас, к сожалению, во многих местах существует чисто формально, в такой ситуации не может быть равноправного взаимодействия этих субъектов, а у нас нет закона о профсоюзах действенного. У нас нет закона о защите наёмного работника. У нас любого наёмного работника и в коммерческой, и тем более в государственной структуре, вышвырнут за пять секунд.