В Европе назревает серьезный раскол. СМИ со ссылкой на источник в Брюсселе сообщают, что накануне встречи министров иностранных дел стран ЕС 19 января, семь стран выступили за отмену антироссийских санкций. А верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини сказала, что Европа заинтересована в сотрудничестве с Россией. Заявление прозвучало на фоне вышедшей в Times совместной статьи Барака Обамы и Дэвида Кэмерона, в которой авторы настаивают на усилении давления на нашу страну.
Можно сказать, что Запад уже очевидно разделился на два полюса. С одной стороны – сторонники конфронтации с Россией. Сюда, естественно, входят США и Великобритания. «Если мы оставим безнаказанными подобные фундаментальные нарушения международного права, мы все пострадаем от нестабильности, которая последует за этим… Международное сообщество не останется без реакции, в то время как Россия пытается дестабилизировать Украину», – написали в своей статье Обама и Кэмерон. Первый союзник англосаксов – Германия. Глава МИД этой страны Франк-Вальтер Штайнмайер недавно заявил, что конфликт на Украине угрожает не только ей самой, но и всей Европе.
На другом полюсе – сторонники замирения с Россией. За отмену санкций, по данным СМИ, выступают уже не только Чехия, Словакия, Венгрия, Кипр, но уже и ключевые игроки Старого Света – Франция и Италия. Интересны и слова Могерини. Сказав обычные фразы в стиле нового «этикета» о недопустимости переписывания международного права, Могерини стала говорить, что Европа рассчитывает на построение единой зоны торговли от Владивостока до Лиссабона, скорую отмену виз для россиян. Да и вообще, Евросоюзу есть чему поучиться в деле строительства единого торгового пространства у Евразийского экономического союза.
Одновременно из Европы поступило и совсем интересное заявление, из ОБСЕ. Оказывается, там ждут участия представителей России и даже ДНР в расследовании трагедии гибели пассажиров автобуса в Волновахе. Многие уже подумали, что история в Волновахе будет этаким аналогом расследования крушения малайзийского «Боинга», то есть поводом для новых санкций против нас. Но ситуация меняется.
В то же время, стоит помнить, что США вряд ли откажутся от своих планов в отношении России. Но ведь и Европа не может бесконечно терпеть убытки из-за чужих интересов. Не стоит списывать со счетов и давние противоречия между европейскими державами. Формально все старые споры забыты, все вместе строят счастливый и цивилизованный мир, но в действительности у каждого государства есть свои интересы, подчас противоположные. Франция обеспокоена возрастанием роли Германии на континенте. Тем более, если антироссийские санкции будут усилены, то Францию может постигнуть судьба Греции, которая уже почти не имеет шансов на возрождении экономики. Близки к этому состоянию уже Италия, Испания, Португалия. Германии, в свою очередь, не нравится полностью проамериканская позиция стран Прибалтики.
В нашей стране многие историки и специалисты по международным отношениям склонны воспринимать Европу как единое целое, противостоящее российской цивилизации. Но не стоит забывать, что при всей культурной общности стран Запада, государства Европы постоянно воевали друг с другом. И часто предмет спора не был таким уж существенным. Просто рост интересов одной державы естественно наталкивался на интересы другой, и – лились реки крови, горели города.
Сейчас интересы разных государств Европы столкнулись с невиданной силой. С каждым днем официальным представителям ЕС за рисованной улыбкой всё сложнее скрывать противоречия. Кстати, как правило, за нечастыми исключениями, Россия оказывалась в стороне от внутриевропейских конфликтов. Кто в нынешнем быстроменяющемся мире даст гарантию, что антироссийские санкции не взорвут западный мир, а вот нашей стране удастся переждать «горячее» время в стороне?
– Европа с самого начала понимала, что антироссийские санкции губительны для нее в любых проявлениях. На сегодняшний день мы наблюдаем обострение ситуации, связанной не только с нынешними, но и возможными будущими санкциями, – говорит доктор политических наук Эраст Галумов. – Великобритания, этот верный союзник США, не входит в еврозону и чувствует себя более комфортно, чем континентальная Европа.
Думаю, что в ближайшее время будет нарастать противостояние, причем не только между США и Великобританией с одной стороны и континентальной Европой с другой, но и внутри континентальной Европы. Есть финансовые и политические структуры, которые работают на американцев, и есть такие же структуры, которые работают на европейцев. Мы видим начало их борьбы. Но в целом видна тенденция на смягчение, и скоро отношения ЕС и России будут пересмотрены.
«СП»: – Какие европейские страны могут войти в клинч друг с другом из-за России?
– Мы пока слышим робкие заявления некоторых государств о том, что санкции не в интересах Европы. В частности, от Венгрии, Чехии, Словакии. Но мнения этих стран не решающие. Общеевропейскую конъюнктуру задают пока Германия и Франция. Есть страны, которые находятся полностью под протекторатом Соединенных Штатов. Прежде всего, это государства Прибалтики, где антироссийская риторика определяет всю внешнюю политику. В этой ситуации Россия должна занимать взвешенную позицию, какую она сейчас и занимает. Мы всегда говорили, что санкции вредят не только нам, но Европе и Америке. Линия «водораздела» находится внутри Европы. Думаю, нам стоит подождать, и ситуация будет прояснена.
Французский политолог Ксавье Моро считает единственной преградой для налаживания Европой хороших отношений с Россией страх перед «вашингтонским обкомом»:
– В Европе существует «партия мира» и «партия войны». Италия и Франция имеют много экономических интересов в России, и потому хотят налаживания отношений между РФ и ЕС. Но чтобы снять санкции, надо чтобы все члены Евросоюза проголосовали за это. В апреле мы узнаем, захочет ли Европа продлить санкции, которые были приняты в 2014-м сроком на год.
«СП»: – Долго ли европейские государства готовы платить за американские геополитические амбиции?
– К сожалению, США имеют сильное влияние в Европе. В прошлом году на французский банк BNP уже был наложен штраф в 9 млрд. долларов за то, что он продолжал работать с Кубой и Ираном. Вашингтону этот прецедент был нужен для того, чтобы показать, что будет с теми, кто не будет выполнять его приказы.
Санкции – это инструмент Америки для управления миром. И все страны очень боятся Штатов, ведь ни во Франции, ни в Италии, нигде в Европе нет сильного независимого правительства. Французские министр обороны и министр экономики очень хотят убрать санкции против России, но они вынуждены выполнять приказ Вашингтона.
Боюсь, что европейские государства пока не готовы активно налаживать отношения с Россией. Ведь они потеряли значительную часть своего суверенитета. Из-за включения стран в систему принятия решений Евросоюза, из-за боязни ответных действий со стороны США.
«СП»: – К чему может привести дальнейшая политика Европы на изоляцию России?
– Для США сейчас важен договор о свободной торговле с ЕС. С помощью документа продолжают давить на европейские государства. Конечно, для Европы более важны отношения с Россией, чем с Соединенными Штатами, которые довольно далеко. Вашингтон же хочет руководить Европой и при этом не тратить на это деньги.
«СП»: – Европейские правительства могут вспомнить о своих национальных интересах?
– Многие европейские чиновники получили образование в США. Кроме того, американцы создали в странах ЕС множество различных структур влияния. Если говорить о Франции, то Штаты контролируют почти 100% всех СМИ в стране. В руках американцев газеты, радио, телевидение, с их помощью они могут давить на французское правительство. И это пугает Олланда и его команду, так как их популярность в стране и так невелика. Самое большое влияние американцы оказывают на правительство именно через СМИ.
Это отражается и на том, как французские СМИ показывают ситуацию на Украине. Журналисты никогда не покажут альтернативную точку зрения, у них установка одна – во всём виновата Россия.
«СП»: – Насколько европейское общество интересуют события на Украине, из-за которой санкции против России и были введены?
– Французов, к примеру, Украина практически совершенно не интересует: Украина далека от Франции, там нет прямых французских интересов. Но зато все подсчитывают убытки от санкций. Лидеры французских профсоюзов говорят, что уже потери колоссальны, и если санкции продлятся до 2025 года, то для многих отраслей экономики наступит настоящая катастрофа.
Французов не интересуют события на Украине, но они не могут понять, зачем нужны санкции против России. Зачем иметь плохие отношения с Россией, если можно дружить и получать прибыль?
– Сейчас происходит раскол всего евроатлантического блока, - говорит директор Центра геополитических экспертиз, член Общественной палаты РФ Валерий Коровин. - Атлантическая цивилизация, которая пытается установить контроль над Евразией в течение последних двух веков, подошла к реализации своей идеи. Мы видим успехи геополитического атлантизма: Европа присягнула Америке, признав ее доминирующую роль в мире.
Но сейчас атлантическая экспансия забуксовала, потеряла динамику. И Европа начала подсчитывать издержки. По сути, продвижения вперед нет, а геополитическая война идет, которая требует ресурсов. Отсюда ропот, раздающийся из Европы.
Европа говорит Америке: «Закончите начатое, и тогда мы будем делить добычу, сферы влияния, или, раз вы не можете довести начатое до конца, мы начнем выстраивать самостоятельную политику». Последнее предполагает, что Европа может либо выстраивать свои отношения с Россией, либо вовсе включиться в интеграционные процессы с Россией, которые основаны на прагматичных вещах, таких как развитие торговли и обеспечение безопасности.
И понятно, почему Америка так торопится. США включили все рычаги воздействия на Россию. Чего стоит только обрушение цен на нефть, которое раньше уже сработало против нашей страны, когда была ослаблена экономика Советского Союза.
«СП»: – Может ли Россия подогревать противоречия внутри Европы?
– Россия должна активно участвовать в европейской политике, иначе мы растеряем остатки своего влияния. Мы должны действовать в Европе по той же логике, что и США на постсоветском пространстве. То есть, выстраивать отношения с отдельными европейскими государствами, минуя их согласование в Вашингтоне. Мы должны строить отношения с Германией, Францией и другими участниками слабеющего и распадающегося Европейского союза.