Ростовский областной комитет КПРФ

Сейчас вы здесь: Главная » Новости и события » Комментарии » России объявили финансовую войну. Ведущие рейтинговые агентства поставили нашу страну на «предмусорный» инвестиционный уровень
Вторник, 26 Ноя 2024
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

России объявили финансовую войну. Ведущие рейтинговые агентства поставили нашу страну на «предмусорный» инвестиционный уровень

Печать
Международное рейтинговое агентство Moody's понизило рейтинг российских гособлигаций. Им присвоен уровень Ваа3 – нижняя степень инвестиционной категории, за которой следуют «мусорные» рейтинги. Агентство, кроме того, допускает возможность пересмотра рейтинга российских ценных бумагс его дальнейшим понижением.
 
 
 
По мнению аналитиков Moody's, падение цен на нефтьи шок от снижения курса рубля «в среднесрочной перспективе еще больше подорвут уже снизившийся экономический рост». Кроме того, в краткосрочной перспективе могут наблюдаться негативные последствия от снижения международных валютных резервов и доходов российского бюджета, – предупреждает Moody's.
 
Ранее два других рейтинговых агентства «большой тройки» – Fitch Ratings и Standard & Poor's – также понизили кредитные рейтинги России до последней инвестиционной ступени.
 
 
Напомним: в декабре 2014 года Мoody's первым из ведущих рейтинговых агентств объявило, что вероятность введения российским правительством моратория на погашение внешних долгов растет, а в начале января опубликовало прогноз, по которому падение ВВП России в 2015 году составит 5,5%.
 
 
16 января Fitch, в свою очередь, понизило кредитные рейтинги 30 крупных российских банков и компаний на одну ступень. В «черном списке» оказались, в часмтности, Внешэкономбанк (снижение до «BBB-» с «BBB»), Газпромбанк («ВВ+» с «BBB-») и Сбербанк России («BBB-» с «BBB»). Такое решение стало следствием понижения Fitch кредитного рейтинга РФ с «BBB» до «BBB-» с негативным прогнозом 9 января.
 
 
Вечером 16 января аналитики ожидали и снижения суверенного рейтинга России агентством Standard & Poor's (в настоящее время он также находится на «предмусорном» уровне). Однако позже агентство сообщило, что примет решение до конца января.
 
 
Надо отметить, что дальнейшее снижение рейтингов – вполне возможный сценарий. Так, министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев считает «довольно высокой» вероятность снижения суверенного рейтинга России агентством Standard & Poors до «мусорного» уровня.
 
 
Что на деле стоит за «войной рейтингов», и как она отразится на экономике России?
 
 
– Вероятность снижения до «мусорного» уровня суверенного рейтинга РФ, – а следом и корпоративных рейтингов, – оценивается участниками рынка как достаточно высокая, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – И здесь следует иметь в виду последствия для экономики России – как краткосрочного характера, так и средне- и долгосрочного.
 
 
Что касается ближайшей перспективы (одного-четырех месяцев), какой-то катастрофы – это очевидно – не произойдет. Будет, конечно, дополнительное давление на валютный и финансовый рынки, однако их тотального обрушения ожидать не приходится.
 
 
Дело в том, что установка на пересмотр рейтингов России в сторону понижения действует с марта 2014 года. И с тех пор – особенно после того, как осенью прошлого года российский рейтинг поставил на полугодовой пересмотр Standard & Poors – началась массированная распродажа российских активов, выход из российских ценных бумаг, усиление оттока капитала. Можно сказать, рынки загодя – и даже с избытком – отыграли возможное понижение рейтинга РФ до «мусорного» уровня.
 
 
«СП»: – А как выглядят дальнейшие последствия?
 
– Они имеют, повторюсь, средне- и долгосрочный характер.
 
 
Во-первых, как минимум не уменьшится интенсивность оттока капитала. Напомню, по последней оценке Центробанка России, отток капитала в 2014 году составил более 151 млрд долларов. Это практически вдвое больше, чем в 2013-м.
 
 
Во-вторых, возрастут расходы на обслуживание нашего внешнего долга. Сегодня мы говорим, что западные финансовые рынки закрыты для реструктуризации корпоративного долга из-за санкций, а восточные рынки еще не открылись. Завтра «мусорный» уровень рейтинга будет означать невозможность осуществлять не только корпоративные, но и новые государственные займы – они станут слишком дорогими. Премия, которую РФ будет предложено платить за возросший риск участникам рынка кредитования, явно не будет рациональной.
 
 
В-третьих, многие нынешние займы российским корпорациям выдавались с условием, что кредитор вправе потребовать досрочного обратного выкупа облигаций, если бумаги теряют инвестиционный рейтинг. Это означает ускоренное погашение внешнего корпоративного долга.
 
 
Оценить в полном объеме сумму долгов, которые могут быть предъявлены к досрочному погашению в случае понижения рейтинга до «мусорного» уровня, довольно трудно – корпорации считают эти сведения коммерческой тайной. Однако имеется предварительная оценка Минэкономразвития – 30 млрд долларов в 2015 году. Для понимания ситуации: при сохранении рейтинга на инвестиционном уровне корпорациям пришлось бы планово выплачивать в 2015 году около 120 млрд долларов. «Мусорный» рейтинг эти выплаты, получается, существенно утяжелит (на те самые 30 млрд.)
 
 
И тут возникает вопрос: хватит ли валютной ликвидности, чтобы решить эту проблему? На первый квартал 2015 года у банков и корпораций валютной ликвидности достаточно, чтобы пройти локальный пик возможных досрочных выплат. Но дальше проблемы могут возникнуть. Неслучайно сейчас в правительстве РФ прорабатываются схемы спасения госкорпораций: если им будут предъявлены решения о досрочном погашении внешних долгов, государству придется либо предоставить этим заемщикам валютную ликвидность, либо самостоятельно погашать корпоративные долги.
 
 
Наконец, рейтинговый уровень влияет на ситуацию с внутренним долгом. Сегодня примерно четверть объемов облигаций внутреннего займа приходится на иностранных инвесторов. Если рейтинг упадет до «мусорного», многие из этих инвесторов постараются поскорее уйти с внутреннего рынка долгового капитала, и облигации новых займов выкупать, естественно, не станут.
И возникнет еще одна крупная проблема: из каких источников финансировать дефицит бюджета, который, по оценкам Минфина РФ, может составить в 2015 году около 3% ВВП? Если финансирование будет осуществляться только из средств Резервного фонда, это приведет к полному его исчерпанию уже в ближайшие два года.
 
 
«СП»: – Агентства могут быстро повысить рейтинг России с «мусорного» уровня?
 
 
– Нет. В этом заключается главное долгосрочное последствие такого снижения. Рейтинг агентства могут понизить достаточно быстро, а вот на инвестиционный уровень его придется возвращать в течение нескольких лет.
 
 
Эти несколько лет рейтинговые риски в отношении России будут заведомо завышенными. Да, санкции рано или поздно заканчиваются, а кризис прекращается. Но «мусорный» рейтинг – остается. И это еще долго будет вызывать торможение притока капитала в Россию.
 
 
«СП»: – Можно ли сейчас предотвратить дальнейшее снижение рейтинга РФ?
 
 
– Думаю, да – ситуация пока не является необратимой. Но для этого правительству и ЦБ нужно как можно быстрее – уже до конца января – представить убедительную антикризисную программу. Возможно, это позволило бы Standard & Poors пересматривать рейтинг России не досрочно, в конце января, а в плановом режиме – опубликовать свою оценку 16 апреля. И в первую очередь, российскому правительству нужно привести в соответствие с требованиями момента проектировки по госрасходам 2015 года.
 
 
Минфин уже начал доводить установки по сокращениям расходов примерно на 10% до министерств и ведомств. В год это дает экономию примерно в 1 трлн рублей. Между тем, при среднегодовой цене на нефть в 50 долларов за баррель, федеральный бюджет в 2015 году недополучит около 3 трлн. рублей дохода. Это значит, нужно самым нещадным образом резать и другие государственные расходы – госпрограммы, гособоронзаказ, трансферты во внебюджетные фонды, в том числе, в Пенсионный фонд. Вопрос в приоритетах – что именно резать, и в какие сроки? Именно на этот вопрос предстоит в ближайшее время ответить российскому кабмину…
 
 
– Уже в кризис 2008-2009 годов были сделаны интересные выводы о деятельности рейтинговых агентств, – считает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. – По мнению ряда неофициальных источников, наиболее крупные международные рейтинговые агентства находятся под контролем династии Ротшильдов. Фактически, давно доказано, что рейтинговые агентства предпринимают шаги для управления не только мировыми финансами, но и политикой.
 
 
Напомню: в 2010 году в Европе развернулась дискуссия, что если и полагаться на оценки рейтинговых агентств, это должны быть государственные структуры, а не какие-то частные лавочки. А китайское руководство пошло еще дальше – создало собственное рейтинговое агентство, и пользуются его оценками при принятии решений по внутренним финансовым вопросам.
 
 
В 2008-2009 в России тоже озвучивалась мысль, что нам необходимо создать собственное агентство. С тех пор прошло пять лет, но ничего не изменилось. Мы опять, как завороженные, смотрим на рейтинги. Хотя, по большому счету, неизвестно, кто и по каким методикам их составляет.
 
 
Думаю, сегодня России пора встряхнуться и понять: мы не можем более быть объектом управления со стороны рейтинговых агентств, за которыми стоит мировая финансовая олигархия. И держаться за рейтинги России нет смысла – из-за санкций доступ к новым займам у нас и без рейтингов ограничен…
 


Rambler's Top100