Русскоязычная версия «Дойче велле» опубликовала рассуждения политолога Ивана Преображенского, которые сводятся к утверждению, выраженному в заголовке: «Кремль утратил символическое право быть преемником победителей нацизма». Этак осторожненько Преображенский проводит мысль о том, что руководство России само виновато, что не напросилось на 70-летие освобождения Освенцима.
Оставим на совести политолога выкладки о том, что именно политика России, направленная на защиту соотечественников на Украине, привела к тому, что Европа отказывает Москве в символическом праве быть преемницей победителей нацистского режима. Важнее, что проглядывает за этими рассуждениями. Похоже, Запад, действительно попытается использовать обострение отношений с Россией, чтобы окончательно убедить обывателей в своих странах, что никакой решающей роли России (СССР) в победе над нацисткой Германией не было. Удастся ли это сделать и каковы могут быть последствия?
- Сегодня Запад нарушает все правила игры, какие только существуют в международной политике, - считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – Факты, в том числе исторические, передёргиваются так, как это необходимо США и их союзникам. В данной ситуации России рассчитывать на честность и объективность американцев и европейцев не приходится. Слишком многое поставлено на карту. Западные элиты вовсе не хотят видеть сильную Россию.
Поэтому и идут в ход приёмы информационной войны, как против современной России, так и против нашей истории. Будет сделано всё для того, чтобы максимально нивелировать ведущую роль России в разгроме немецкого нацизма.
Во многих учебниках на Западе давно уже пишется, что главная роль в победе над гитлеровской Германией принадлежит США. Продолжают сниматься фильмы, где искажаются события Второй мировой. Последний пример – «Охотники за сокровищами», где американцы подаются, как спасители европейских культурных ценностей в годы войны. В то время как советские солдаты изображаются крайне негативно.
«СП»: - Что мы можем противопоставить?
- Удивляться и хвататься за голову не стоит. Запад вступил с нами в непримиримое противоборство. Надо держать удар, искать свои группы влияния. Тем более что современная западная мифология, как показывает практика, тоже довольно рыхлая. Западное население очень разнородно по образу мыслей.
При этом надо понимать, что официальный Запад в игре без правил не остановится ни перед чем, вплоть до косвенной реабилитации Гитлера, напавшего на СССР. Я не исключаю того, что будет заявляться примерно следующее: главная вина Гитлера – Холокост. А вот то, что он напал на СССР – это была цивилизаторская миссия объединенной Европы.
С нашей стороны надо прилагать усилия по контрпропаганде. Может быть, стоит на новых принципах возродить соответствующие структуры, которые в советское время занимались подобной работой.
«СП»: - Создание негативного образа России имеет какие-то конкретные цели? Нас хотят сделать страной-изгоем для «цивилизованного мира»? А может, в дальнейшем предполагается тот или иной военно-революционный сценарий?
- Да, на Западе всё больше усилий прилагается для того, чтобы вбить в голову обывателя мысль: народ такой страны жалости не заслуживает. Ведётся традиционная зомбирующая пропаганда по американским лекалам. Она уже использовалась, когда из СССР создавался образ «империи зла».
Думаю, что на прямое военное столкновение с Россией Запад не решится, учитывая наш ракетно-ядерный потенциал. Но вот объявить России тотальную Холодную войну (до этого уже один шаг) западные элиты готовы.
Под это уже обрабатывают население, мобилизуя его против нашей страны. Одновременно образ внешнего врага позволяет западным политикам отвлекать граждан своих стран от нарастающих проблем. В той же Европе сейчас далеко не блестящее социально-экономическое положение.
«СП»: - То есть цель Запада именно создание «образа врага»? Каких-то конкретных целей, таких как полное экономическое и политическое подчинение России они не ставят?
- Главная цель Запада на данном этапе – ликвидация Российской Федерации, как государства. Теперь там не удовлетворятся даже смещением Путина и его команды. Если Россия проиграет, всё завершится её расчленением на десять-пятнадцать государств. Нечто подобное было проделано с СССР. Я думаю, что сейчас немало политиков старой формации в США и Западной Европе сожалеет, что с Россией не удалось поступить таким же образом сразу после распада Советского Союза. Если мы и сегодня проиграем, на российской государственности можно будет поставить крест.
- Дегуманизация нашей страны касается и попыток преуменьшить нашу роль в победе над немецким нацизмом. А то и вовсе вывести нас из числа стран-победительниц, – говорит генеральный директор фонда «Историческая память» Александр Дюков. - Победа во Второй мировой войне до сих пор значимое событие для Европы, да и для всего мира. Ведь именно тогда был сокрушён и поставлен под запрет нацизм.
Что бы ни говорили эксперты и политики, Владимира Путина должны были пригласить на церемонию, посвящённую 70-летию освобождения Освенцима как президента страны-правопреемницы СССР. Ведь именно советские войска освободили этот концлагерь. К тому же освобождение Освенцима отмечается во всём мире, как день памяти жертв Холокоста. Такая забывчивость руководства Польши в отношении к нашей стране очень показательна.
«СП»: - Что мы можем противопоставить со своей стороны?
- Необходимо систематически доносить, прежде всего, до европейской аудитории, информацию о действительной роли Советской Армии в победе над немецким нацизмом. Этого, мягко говоря, не делается.
Практически во всех странах: во Франции, Великобритании, даже в той же Польше существуют специальные государственные программы, благодаря которым ведутся переводы исторической литературы с национальных языков на другие европейские языки. Например, благодаря такой программе многие работы французских историков переводятся на русский язык и доступны в России.
У нас ничего подобного нет. Кроме того, многие наши исторические книги написаны старым «советским» языком, который может современного европейца только оттолкнуть. Если иметь в виду европейскую аудиторию, надо говорить на привычном ей языке. Надо доносить нашу точку зрения, объяснять, почему для нас важна победа над нацизмом. Говорить о том, в частности, что человеконенавистническая политика Третьего Рейха на «восточных территориях» и Холокост – явления одного порядка. Что между карательными акциями на оккупированных территориях СССР и истреблением еврейского населения совсем не такая уж пропасть, как это сейчас пытаются представить некоторые западные исследователи. Резких заявлений российского МИДа и гневных писем общественных организаций явно недостаточно для того, чтобы противостоять попыткам перекроить историю Второй мировой войны.
«СП»: - Можно ли совершенно исказить роль СССР в этой войне при современном развитии технологий воздействия на массовое сознание?
- Конечно. Уже сплошь и рядом в сознание европейцев вбиваются установки, что на самом деле имело место столкновение двух диктаторских режимов. Что лишь благодаря историческому казусу СССР и гитлеровская Германия не оказались по одну сторону фронта и т.д. Повторяю, с нашей стороны необходимо делать всё, чтобы спокойно и убедительно доносить до европейцев свою точку зрения. Гневные проклятия здесь мало помогут.