Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ), крупнейший производитель магистральных и промышленных локомотивов в России, со 2 февраля приступил к свёртыванию производства. Инженерно-технические работники переведены на четырёхдневную рабочую неделю, работники вспомогательных цехов отправлены в вынужденные отпуска, в основных цехах продолжается достройка незаконченных в прошлом году изделий. Причина производственных трудностей — отсутствие заказа на 2015 год от корпорации «Российские железные дороги», являющейся потребителем 90% продукции градообразующего предприятия казачьей столицы Дона.
Коллектив предприятия за свою 83-летнюю историю пережил бурный рост производства в предвоенные годы, эвакуацию на Урал в годы Великой Отечественной войны, восстановление разрушенных цехов после освобождения, разруху в «лихие 90-е», преодоление трудностей кризиса 2008 года, рекордный 2014 год, когда было произведено 575, а продано 592 электровозные секции. И вот — очередное испытание рыночными прелестями: государственная корпорация не подтвердила параметры предварительного контракта, заключённого до 2010 года. И 2 февраля на проходной завода было не так многолюдно…
— Отправленным в вынужденные отпуска будет выплачиваться две трети заработка. НЭВЗ — предприятие высокой социальной ответственности, у его работников сильный корпоративный дух, — сказал представителям СМИ председатель заводского профсоюзного комитета Алексей Милосердный. — Сокращения начнутся, если ОАО «РЖД» до 1 марта не найдёт возможности улучшить своё финансовое положение и подтвердить заказ.
Средняя заработная плата на электровозостроительном заводе составляет 30000 рублей, но есть категория работников с зарплатой 15000 рублей и меньше. Так что на высоком корпоративном духе они протянут недолго. Примером может служить 2008 год, когда многие кадровые рабочие покинули предприятие. Вместо них в цехи пришли потерявшие работу жители близлежащих шахтёрских городов и лишившиеся средств к существованию труженики разрушенных сельскохозяйственных производств. До последнего времени электрички, отправлявшиеся до города Каменска-Шахтинского, были переполнены, была организована доставка рабочих и автобусами предприятия.
— В ближайшие месяцы не следует ожидать всплеска активности работников НЭВЗа, — считает Владислав Журавлёв, первый секретарь городского комитета КПРФ. — Сначала отправленные в отпуска будут ждать выполнения обещаний, щедро данных директором завода, потом — ждать милости от руководства ОАО «РЖД». Но хорошо известно, что опыта и мудрости работники наёмного труда набираются в процессе классовых битв. И коммунисты города готовы, в случае ухудшения социальной обстановки, прийти на помощь лишившимся работы землякам.
Аукнулось на НЭВЗе, но откликнется по всей России, ведь электровозостроителям поставляют комплектующие 500 предприятий-смежников. К тому же может оказаться под вопросом программа обновления локомотивного парка. Ведь много лет ведутся разговоры о создании «зелёной улицы» для доставки грузов из Азии в Европу по российскому Транссибу взамен водного пути через Тихий, Индийский и Атлантический океаны. Но пока из-за малой скорости продвижения контейнеров по Транссибирской магистрали в выигрыше оказываются морские суда. Модернизация путевого хозяйства и выход на магистрали новых новочеркасских грузовых электровозов переменного тока с асинхронным тяговым двигателем 2ЭС5Н «Ермак» могли бы обеспечить перелом в пользу железнодорожного пути. Но, скорее всего, это перспектива далёкого будущего, когда проблемы госкорпорации будут решены.
Ведь экономический кризис только обнажил многие проблемы, в том числе и то, что российские «эффективные менеджеры» руководят своими компаниями далеко не эффективно. Не зря новочеркасцы, проживающие в посёлке электровозостроителей Соцгородок, невесело шутят: деньги на заказ нашлись бы, будь поменьше «золотые парашюты» чиновникам да поскромнее шубохранилища у руководителя ОАО «РЖД». Побывавшие на «тонущем» заводе министры промышленности и социального развития областного правительства обещали «бить во все колокола», чтобы обратить внимание на бедственное положение НЭВЗа. И без «колоколов» о ситуации на заводе хорошо известно губернатору Ростовской области Василию Голубеву, да и министрам федерального правительства. Но предложить они могут единственный выход из положения: вкачать в ОАО «РЖД», как ранее практиковалось по отношению к банкам, многомиллиардную помощь. Глядишь — и больному полегчает.
Но вряд ли полегчает сварщику Дмитрию Сошникову, который, предчувствуя сокращения, уволился в надежде найти другое место работы. Теперь же, когда увольнения грозят всему многотысячному коллективу, найти работу в Новочеркасске станет невозможно. Вряд ли удастся избежать проблем высококвалифицированному слесарю тележечного цеха Андрею Бирюкову. А вот для молодёжи, обременённой взятыми под большой процент кредитами, наступают тяжёлые времена. «Тучные годы» не привели к накоплению средств, у группы «Трансмашхолдинг», в которую входит 17 предприятий, в том числе и Новочеркасский завод, задела на будущее нет. Сейчас, по сообщениям СМИ, они частично остановлены, но в перспективе ожидается сокращение работников.