В мировой и российский прокат вышел третий фильм южноафриканского режиссера Нила Бломкампа «Робот по имени Чаппи». По названию и трейлеру (рекламному ролику) к фильму можно было сделать вывод, что это чуть ли не милая сказка для детей. Однако Бломкамп, для которого это всего лишь третий полнометражный фильм, остался верен себе – фильм в самой жесткой форме поднимает злободневные социальные и философские вопросы.
Южноафриканец Нил Бломкамп несколько лет назад просто вознесся на самые высоты мирового кинематографа с малобюджетным и независимым фантастическим фильмом «Район №9».
Сюжет «Района №9», снятого в окрестностях Йоханнесбурга в нарочито «грязной», псеводокументалистской манере, – одновременно прост и оригинален: на Земле случайно на 20 лет застревает космический корабль довольно противных на вид пришельцев. Они не плохие и не хорошие, не хотят нас поработить, не хотят осчастливить нас технологиями, это просто несколько десятков тысяч несчастных космических гастарбайтеров, единственная мысль которых – починить корабль и улететь домой. Но 20 лет они вынуждены жить с землянами бок о бок в резервации – Районе №9. Трущобы, образованные задержавшимися на Земле пришельцами, точно такие же, как и трущобы землян, живущих в соседних районах. Кстати, и общий язык быстрее всех находят преступные группы двух рас.
«Район №9» имел огромный успех. Поэтому второй фильм Бломкампа «Элизиум» получил огромный голливудский бюджет и звезд первой величины на главные роли.
Тем не менее в «Элизиуме» Бломкамп пошел еще дальше по пути социального кинематографа. Элизиум – в античной мифологии часть загробного мира, где царит вечная весна и где избранные герои проводят дни без печали и забот. А в фильме Бломкапма так называется спутник, «небесный рай», который в 2154 году построили для себя богатые, оставив для бедных на Земле разруху, экологическую катастрофу, перенаселение и вредные производства. На «Элизиуме» богатые ничего не делают, просто живут очень долго и радуются жизни. Работают на них бедные. Знакомая картина по любой модели капитализма, который всегда является обществом халявы, когда сто человек (или тысяча, или сто тысяч – в зависимости от запросов и технологий) тяжело и за копейки работают, чтобы один мог присвоить прибавочную стоимость и красиво отдыхать. Картина вызывающего, поистине космического богатства и праздности и, с другой стороны, картина ужасающей бедности и жестокой эксплуатации показана в фильме предельно конкретно – чтоб уж совсем все всё поняли.
Однако герой рабочего класса (я не шучу – настоящий рабочий с завода по производству роботов) Макс Да Коста (Мэтт Деймон) со своими товарищами совершает революцию, в результате которой все блага «Элизиума» становятся доступны всем жителям Земли. Последние кадры «Элизиума»: со спутника на Землю высаживаются медицинские корабли с медкапсулами и лечат детей. К сожалению, в «Элизиуме», как и в «Районе №9», главный положительный и симпатичный герой погибает, чтобы спасти других.
Основные мысли фильма были очень просты – никто не должен жить вечно, если другим надо для этого умереть. Никто не имеет права быть счастлив за счет того, что все вокруг несчастливы. И никто не имеет права быть богатым за счет того, что все вокруг бедные. Правда, Бломкамп в «Элизиуме» пошел дальше – в фильме был ясный посыл, что если кто-то не понимает вышесказанного, то для его вразумления все средства хороши. Но на то и кино, тем более допущенное в широкий российский прокат.
Съемки третьего фильма Бломкампа «Робот по имени Чаппи» происходили все в том же Йоханнесбурге, столице ЮАР. В фильме тоже участвуют звезды первой величины – Сигурни Уивер и Хью Джекман, но на вторых ролях. Главные роли, что удивительно для столь высокобюджетного блокбастера, играют вообще непрофессиональные актеры, не снявшиеся до этого ни в одном фильме – южноафриканские музыканты группы «Die Antwoord», муж и жена, выступающие под псевдонимами Ниндзя и Йоленди Фиссер.
Сюжет фильма. Деон Уилсон – молодой гений, мозг фирмы, производящей полицейских роботов, разработчик компьютерного искусственного интеллекта – в свободное от работы время решил пойти еще дальше – создать интеллект, способный воспринимать искусство, чувствовать, страдать, сопереживать, в общем, от создания искусственного интеллекта перешел к конструированию искусственной души – в самом хорошем и даже добром смысле этого слова. И с этой задачей он справился блестяще, хотя результат оказался даже для него совершенно неожиданным. Деон записывает полученное им сознание в мозг списанного полицейского робота, и тот действительно становится даже чем-то большим, чем просто искусственный интеллект. «Если я покажу ему картину или дам прослушать музыку, он ее оценит!» – говорит Деон. Правда, у его руководства эти идеи не находят никакого интереса – «Ты молодец, но мы производим оружие и хватит заниматься всякой ерундой!» – говорит Деону директор компании, которую играет Сигурни Уивер.
Тут сделаю небольшое философское отступление. Западная прорыночная, прокапиталистическая философия, как известно, исходит из главного тезиса, что человек – это просто разумное животное, в основе которого лежит некая константа, постоянная величина – зло, которое современной педагогикой можно лишь несколько привести в чувство и сделать участником производственного процесса. При этом сам человек неизменен и улучшить его природу невозможно. Советская философия исходила из прямо противоположного постулата – что человек по природе добр, что именно бытие определяет сознание и что гуманные условия определят и создадут гуманного, доброго, благородного человека. Думаю, для всякого непредвзятого исследователя правота советской философии очевидна – ведь перед Великой Отечественной войной было выращено целое поколение, для которого альтруизм, героизм и самопожертвование стало массовым явлением.
Да и вся советская культура стала доказательством того, что новый, гуманный человек в массовом количестве и на продолжительное время – как альтернатива злому человеку рынка и капитализма – возможен. Правда, вероятно, советский человек оказался слишком добр и слишком гуманен, поэтому и он, и его государство оказались съеденными злобным, коварным, подлым и вероломным «рыночным человеком».
Но вернемся к фильму. Конструктору удалось создать намного большее, чем он рассчитывал – не просто существо, способное восторгаться искусством, а вот именно ту добрую, гуманную, чувствующую, сопереживающую часть человеческого сознания, очищенную от животной части человеческой натуры. Получилось существо, способное быть человечным гораздо больше, чем многие замученные жизнью люди. При этом на Чаппи (такое имя дает роботу-человеку главная героиня Йоленди Фиссер) продолжают смотреть как на еще более совершенное оружие, и за ним охотятся и власти, и военные, и бандиты. Из боевого робота получается милейшее и добрейшее существо, которому удалось растрогать не только зрителей во всем мире, но даже и прожженных кинокритиков, при этом в начале своего бытия совершенно неспособное ни к какому насилию, совершенно не понимающее, почему люди так злы и агрессивны, и вообще не понимающее, зачем нужно причинять кому-то зло и страдания. Правда, в течение фильма Чаппи учится быть человеком во всех смыслах – не только чувствовать и переживать, но и защищать тех, кто ему дорог.
От себя лично добавлю, что фильм действительно сделан на очень высоком уровне с любой точки зрения – за два часа внимание к действию не ослабевает ни на секунду, а гамма чувств меняется многократно от хохота до слез. В этом смысле очень интересно смотреть фильмы именно в кинотеатре, на большом экране, при полном зале народа, где ты можешь еще и наблюдать за реакцией зрителей.
Если в «Районе №9» главная мысль была в том, что все должны иметь равные права и никто не должен быть изгоем, в «Элизиуме» – что никто не должен жить счастливо за счет несчастья других, то основная мысль «Робота по имени Чаппи» – что человек по натуре добр, а потому человек – это звучит гордо.