Кризис не может затрагивать лишь одну какую-то локальную сферу жизни страны. Если плохи дела в экономике, это неизбежно рано или поздно начнёт отражаться на наших карманах. А материальные трудности далеко не всегда укрепляют человеческие взаимоотношения. Тем более что нынешняя молодёжь не привыкла к трудностям, которые для старшего поколения показались бы лишь лёгкими осложнениями. И вот бесстрастная статистика зафиксировала негативные тенденции в демографии. Падает рождаемость, снижается количество браков, растут смертность и заболеваемость. Стремительно растёт и количество разводов.
ПРОЦЕСС РАСПАДА СЕМЬИ с прошлого года нарастает с космической быстротой. Сейчас в Кузбассе на 100 браков приходится уже 69 разводов. Только в Пермском крае в прошлом году их было зарегистрировано 12,6 тысячи. По сообщениям ижевских СМИ, в этом городе на одной неделе в мае свадьбу сыграли 42 пары, а развелась — 51.
Процент разводов в России составляет 54,5%. Таким образом, мы, согласно данным ООН, по уровню разводов занимаем далеко не почётное первое место в мире. На тысячу граждан России нынче приходится почти пять разводов. Для сравнения: в Германии этот показатель — 2,7, в Финляндии — 2,5, в Польше — 1,7.
Нравственная неустойчивость, запредельный эгоизм, который под влиянием общества взращивают сегодня родители в своих детях, плюс их нежелание трудиться подтачивают семейные устои. Свою лепту вносит и пример наших «звёзд», политиков, олигархов, меняющих жён, как перчатки, что активно тиражируется и смакуется на телевидении и в СМИ.
В кризисный момент всё чаще на первый план в этой сфере выходит материальная составляющая. И, пожалуй, одним из главных детонаторов являются висящие тяжкой гирей на семье кредиты. Закредитованность нашего населения просто зашкаливает все разумные пределы. Именно раздававшиеся направо и налево кредиты и создавали видимость того благополучия и «стабильности», которыми якобы характеризуются последние годы. Почти половина квартир и машин куплена нашими гражданами в кредит. И вот случается то, о чём честные экономисты предупреждали уже давно: рубль падает, экономика рушится, цены растут, реальная зарплата усыхает, безработица на носу, кредит многим семьям стало нечем выплачивать. Начинаются семейные скандалы. Специалисты отмечают: за ноябрь и за декабрь 2014 года и начало 2015 года количество споров о разделе имущества при разводе выросло на 45% по сравнению с первым полугодием 2014 года.
То есть рая в шалаше как-то не получается, особенно если в семье есть маленькие дети. Ещё недавно самоуверенные молодые отцы семейства, разъезжающие на взятых в кредит «тачках», заселяющие семьи в «ипотечные» квартиры, на глазах теряют почву под ногами. Женщины впрягаются и начинают тащить на себе двойную нагрузку: зарабатывать деньги и заниматься домашним хозяйством и детьми. Плюс надо ещё быть моральной поддержкой мужьям. Кому выплачивать кредиты? Кто больше зарабатывает? Кто сидит у кого на шее? — эти вопросы всё чаще возникают в ходе семейных разборок.
Нельзя сказать, что власти совсем уж не обращают внимания на то, что разрушение «первичной ячейки» всё убыстряется. Но реагируют как-то вяло. Вот с 1 января 2015 года повысилась с 400 до 650 руб. (с каждого из супругов) госпошлина за развод. Согласитесь, вряд ли кого-либо эта мера может остановить.
Рост числа разводов — симптом серьёзной болезни. Причём болеют люди не только эмоционально, психологически. Американские учёные в результате многолетних исследований доказали, что развод является фактором риска для возникновения не только тяжёлой депрессии, стресса, но и гипертонии, и даже инфаркта. Так, женщины, пережившие развод, на 24% чаще страдают от инфаркта, чем те, кто сохраняет брачные отношения. А у ребёнка развод родителей может вызвать, например, астму.
Болеет и государство. Не может такого быть, чтобы все клетки и органы были больны, а организм здоров. Распад семьи — серьёзное предупреждение о том, что неладно что-то в стране. Надо срочно начинать оздоровление. Пока не поздно.