Думаю, ни для кого не секрет, что с выборной системой и выборным законодательством в нашей стране обходятся довольно бесцеремонно, изменяя «правила игры» порой прямо на ходу. Как в спорте: вы прыгаете в длину, а оказывается, пока вы летели в выдающемся прыжке, правила изменились, и теперь соревнования идут по прыжкам в высоту; вы забиваете гол, но пока летел мяч, судьи поменяли ворота, и теперь, оказывается, что вы забили гол сами себе…
Так и с нашими выборами: то они проводятся по одномандатным округам, то по партийным спискам, то по смешанной системе, где половина мандатов разыгрывается по одномандатным округам – только теперь вдвое больше тех, которые были раньше, а вторая половина – по партийным спискам. И так называемый всеобщий день голосования в начале сентября тоже, на первый взгляд, трудно объяснить – ведь это самое неудобное время в году, когда многие люди еще в отпусках, а сама избирательная кампания летом проводится фактически для пустых квартир.
И тем не менее, оказывается, все равно можно придумать что-то новое, и при этом не слишком понятное. Последняя инициатива депутатов трех фракций – «Единой России», «Справедливой России» и ЛДПР, на мой взгляд, как раз такого рода. Предложено провести выборы вместо привычного с 1993 года декабря в начале сентября. Объяснения, которые мы слышим на эту тему, совершенно невнятны. Оказывается, это позволит сэкономить бюджетные средства, можно будет не проводить несколько избирательных кампаний, от который якобы «люди устали» (вот ведь какая забота о людях!), и досрочно сформированная Дума сможет вовремя принять бюджет на следующий год, как будто с тем же бюджетом партия власти не выделывает кренделя чуть ли не каждый квартал. А как же, спрашивается, раньше 22 года принимались бюджеты? Или почему для пополнения бюджетных средств нельзя установить хотя бы минимально прогрессивную шкалу подоходного налога? Ответа не дают.
Владимир Владимирович Путин совершенно справедливо в свое время сказал, что выборы отражают сложившийся в обществе баланс сил. Действительно, по результатам наших выборов это отлично видно – выборы отражают именно баланс сил, а никак не волеизъявление народа. Поскольку власть, деньги, средства массовой информации и другие ресурсы находятся у ничтожно малой части населения, абсолютное большинство народа, по моим наблюдениям, полностью отстранено от принятия каких бы то ни было управленческих решений. Скажу проще, как меня еще в школе учили: государство – орудие классовых интересов и действует не ради народного блага «вообще», а именно в интересах господствующего класса. Вот наши выборы и отражают его господство. Впрочем, это не наша особенность, а вообще неотъемлемое свойство капитализма, в котором выборы в первую очередь – соревнование денежных мешков.
По моему опыту последних 25 лет, выборы в принципе изначально – не самая любимая и желанная процедура наших властей. Ведь, согласитесь, технически гораздо проще подогнать к парламенту танки и расстрелять его, как в 1993 году, чем убеждать избранных народом представителей, что приватизация должна пройти так, а не иначе.
Вообще полезно вспомнить, откуда и зачем взялась нынешняя процедура выборов. В конце 80-х – начале 90-х, когда мы только начали трансформироваться из великого Советского Союза в нынешнее состояние, нам очень хотелось понравиться Америке и Европе, и мы были готовы играть во все игры, которые нам навязывали, – разрешать всякую мерзость в прессе и на ТВ (это называлось «свободой» и «ликвидацией цензуры»), выводить без боя отовсюду наши войска, разоружаться (а зачем оружие и армия – врагов-то у нас теперь нет), разрушать свою промышленность (а зачем она – ведь все можно за границей купить). А потом и вовсе пригласили посидеть в предбаннике G7 – это стало называться G8, в абсолютно бесполезном для нас и ни к чему не обязывающем клубе по интересам, зато, как я понимаю, говоря языком тогдашней «элиты», это было просто нереально круто. Посидеть между Клинтоном и Берлускони – или кто там тогда был? – почти что на равных! В общем, вели себя как простофиля в компании опытных мошенников, которые спаивают, чтобы ограбить. Подливают, нахваливают, восхищаются – пей, парень! А потом утром в тяжелом похмелье обнаруживаешь, что «добрые» попутчики прихватили деньги, документы, да еще и последние сапоги.
Выборы были важной составляющей этой игры. Разумеется, настоящие, демократические выборы были никому не нужны. Читал как-то у выдающихся представителей демократической общественности – таких как Чубайс, Немцов, Новодворская и другие, что если «этой стране» разрешить полностью свободные выборы, то «коммунисты и националисты» быстро вернутся к власти. Новодворская тогда говорила, что «демократия только для демократов». Помните, после танкового расстрела парламента истошный крик одного демократа: «Россия, ты сдурела!», когда результаты первых же декабрьских выборов в Думу, мягко говоря, разошлись с прогнозами властей.
Видимо, тогда и было решено взять избирательный процесс под жесткий контроль. Тут надо еще напомнить, что после 1993 года по нынешние времена компетенция и властные полномочия представительных органов власти в нашей стране, по сравнению с Советами народных депутатов, катастрофически сократились. Настолько, что их можно вполне назвать декоративными.
И вот даже за контроль за такими декоративными органами власти идет нешуточная борьба. Казалось бы, ну что страшного, если «Единая Россия» не будет иметь конституционного большинства? Не имела же почти пять лет, и мир не рухнул. Честно говоря, вообще никаких изменений заметно не было. Ну, было бы даже у партии власти в Думе меньшинство, и что? Ведь, извините, не на ее авторитете держится власть, а на совсем других вещах. Понятно, что время сейчас непростое, а будет еще сложнее. Международная обстановка такова, что надо реально консолидировать общество. Только, видимо, процесс консолидации политтехнологи от власти понимают по-своему.
Думаю, не секрет, что выборы в нашей стране, кроме невероятно запутанного законодательства, еще и превратились в состязание денежных мешков. И чем толще мешок, тем выше шансы на победу. Как вы думаете, кто победит в 225 огромных одномандатных округах? Уверен, увы, кандидаты от оппозиции получат единичные мандаты по одномандатным округам, если вообще получат что-то.
Но кому-то еще нужно закрутить гайки еще больше. Мало того что так называемый единый день голосования дает преимущества партии власти и ставит в проигрышное положение оппозицию. В конце концов, правила игры устанавливаются не для нас, для оппозиции, а как раз для того, чтобы удобно было сохранять свою власть и дальше. И понятно, что перенос выборов именно для того и сделан, чтобы наряду с 225 одномандатными округами еще больше сократить присутствие оппозиции в парламенте. Естественно, все это понимают, но инициируют политический суицид – видимо, связаны какими-то обязательствами, раз готовы наступить на горло собственной песне.
Причем, на мой взгляд, на совершенно пустом месте создается проблема, которая в будущем может поставить под сомнение легитимность высшей представительной власти, – по действующей Конституции срок полномочий депутатов Государственной думы установлен в 5 лет и истекает в декабре 2016 года. Превратить декабрь в сентябрь (увы, не в погодном, а в избирательном смысле) законным способом невозможно. В законе предусмотрены определенные основания для роспуска Думы, и в этом случае выборы могут быть проведены досрочно, но ни одного из таких оснований в наличии нет. Если же полномочия предыдущего созыва были прерваны незаконно, то и легитимность новых выборов и новой Думы под большим вопросом, и не понимать этого власти не могут. Тогда зачем это все?
Времена изменились, мы больше не хотим понравиться Америке так сильно, как раньше, или пришло понимание, что хоть на голове стой, мы все равное ей не понравимся, и ни на что не влияющие выборы в нынешней системе управления стали смотреться откровенным атавизмом. Поэтому избирательное поле и сокращается как шагреневая кожа. Вот уже и многих глав городов фактически назначают. Иногда складывается впечатление, что выборы превращаются в некий ритуал, смысл которого уже забыт за давностью лет. Ничего, кроме недоумения, этот ритуал уже у начальства не вызывает, но по привычке его исполняют. Ведь логично же с целью экономии бюджетных средств выборы не проводить вообще. А что, по большому счету, изменится? Да, в общем-то, ничего. Можно и суды отменить. Пусть следователи и прокуроры сами честно проводят расследование и сами честно выносят приговоры. Экономия же. И не нужно столько новостных телеканалов, они ведь все равно одно и то же рассказывают. Пусть с целью экономии останется один новостной канал, а другие коммерческие – развлекательные. В общем, можно еще много где сэкономить, если взяться всерьез.
Я не хочу, как говорили раньше, «огульно охаивать» и даже где-то понимаю усилия властей в их попытках в наше непростое время взять под контроль все, что только можно. Ведь не только мы – те, кто ходит в обычные магазины, – видим, что все весьма нехорошо, но и они, кажется, начали о чем-то таком догадываться. Кстати, опыт огромных митингов после прошлых выборов, возможно, тоже не прошел для властей даром. Пока все годы, начиная с разрушения СССР, власти сражались с левыми и патриотами, под ними вырос огромный гриб «белоленточной», абсолютно деструктивной, антигосударственной, прозападной оппозиции, да еще во главе с такими деятелями, от которых в дрожь бросает абсолютное большинство народа. И в такой обстановке зажать все гайки и все держать под контролем – самый очевидный способ подольше сохранить стремительно тающую «стабильность».
Может быть, власти думают, что у них просто нет выбора. Но выбор есть. Есть другой способ. Он требует от властей смелости, но, как показывает исторический опыт, этот способ единственно возможный, когда страна стоит перед серьезными вызовами, – просто доверять народу России. И это всегда приводило нашу страну к победе.