Александровский рынок города Ростова-на-Дону в советские годы назывался колхозным: здесь торговали овощами и фруктами, клубникой и малиной, соленьями и вареньями жители близлежащих станиц и хуторов. Торговали круглый год — с утра до вечера, без перерывов и выходных дней. В любую погоду на рынке не было недостатка в покупателях: расположен он был на бойком месте. Нынешней весной киоски и торговые ряды перенесли на окраину микрорайона, в Кобякову балку, и рынок получил громкое наименование «Георгиевская универсальная ярмарка № 1». Вот только тем, кто приедет сюда с продуктами, выращенными на собственном приусадебном участке, место не всегда находится.
СЛУХ О ТОМ, что Александровский рынок будет закрыт, прошёл ещё в прошлом году: мэрия объявила о борьбе с уличной торговлей, где продавцы якобы не имеют ветеринарных свидетельств. Покупая продукты «с земли», горожане сами, мол, способствуют увеличению количества пищевых отравлений. Владельцы торговых павильонов и продавцы собственной продукции, не- согласные с намерениями чиновников мэрии, провели несколько протестных акций, поддержанных горожанами-покупателями. Но депутаты-«единороссы» областного Законодательного собрания и городской Думы, стремясь восстановить спокойствие, дали слово, что рынок не будет закрыт. Когда же ранней весной нынешнего года рабочие бригады принялись за демонтаж строений, депутаты от «партии власти» от встреч с избирателями уклонились.
Но зимой этого года сити-менеджером донской столицы стал бывший вице-губернатор Сергей Горбань. Новоназначенная «метла» вымела Александровский рынок в плавни Кобяковой балки, где в апреле началось возведение киосков и павильонов, асфальтирование площадок, благоустройство прилегающей территории. Городские торговцы и сельские продавцы собственной продукции до депутатов-«единороссов», клятвенно обещавших сохранить рынок, не достучались. Руководитель фракции КПРФ в областном Законодательном собрании, первый секретарь Ростовского горкома КПРФ Евгений Бессонов поднял этот вопрос на заседании областного Собрания, направил депутатские запросы компетентным должностным лицам.
Но дело уже было сделано. Перекупщики поспешили занять «места под солнцем», а продавцам собственной продукции места на новом рынке не хватило, и они устроились на тротуаре.
— Здесь мы торговали рассадой, картошкой и овощами. Но с тротуара нас убрали под предлогом нарушения санитарных норм, — рассказывает жительница станицы Ольгинской Анна Михайловна. — На самом деле причина была другая: расположен новый рынок, можно сказать, на пустыре, покупателей там очень мало. И мы, видимо, стали серьёзными конкурентами перекупщикам.
В городские присутственные места посыпались жалобы «от трудящихся». Но чиновники, рьяно выполняющие команду ликвидировать стихийные торговые места, не стали вдаваться в подробности. Селяне-огородники с тротуара были «выселены» на глинистую площадку, едва присыпанную гравием.
— Я привёз сюда картошку и помидоры из Семикаракорского района, — говорит владелец сельского подворья Иван Сергеевич. — Но напрасно ехал две сотни километров в надежде на скорый сбыт овощей — Александровский рынок уже не тот, какой был в прежние годы.
И вряд ли сейчас можно назвать рынок-ярмарку народным. Если в прошлые времена здесь были самые низкие цены на овощи и фрукты, то сейчас стараниями перекупщиков продукция заметно подорожала. Многим покупателям она стала не по карману. Потому и торговля на неприглядном пятачке идёт ни шатко ни валко. Уже в середине дня селяне сворачивают зонтики и везут восвояси нераспроданный товар.