Совсем недавно даже «Парламентская газета» вынуждена была признать, что страну в 90-е годы нагло грабили те, кто и сегодня находится у власти. Эти «герои своего времени» названы поименно. Нет необходимости повторяться о том, как уничтожалась промышленность, сельское хозяйство, наука, технологии, социальная сфера, как обворовывался народ, как он унижался и нищал. Даже по официальной статистике бедняков в стране около 50%, с доходом в два прожиточных минимума (около 19 тысяч) на человека живет свыше 40% населения, а главный фактор бедности – наличие в семье детей. Причем риск бедности растет с ростом числа детей. По данным экспертов для семей с одним ребенком риск возрастает в 1,4 раза, с двумя – в 2,1 раза, с тремя – в 3,8 раза. И сегодня эти процессы продолжаются, страна из одного кризиса переходит к другому, все глубже погружаясь в безысходность.
Гайдаровский экономический форум, который тоже прошел недавно, однозначно подтвердил приверженность правительства провальному либеральному курсу. Объявлено о его дальнейшем углублении через продолжение приватизации, теперь наиболее лакомых кусков государственной собственности, таких как Роснефть, Башнефть, АЛРОСА, ряд предприятий ВПК, банк ВТБ и даже замахнулись на Сбербанк. Антикризисные меры высших чинов из экономического блока правительства направлены на введение новых налогов и их повышение, на повышение пенсионного возраста, на сокращение финансирования образования, здравоохранения, науки, аграрного сектора. Т.е. это как раз те меры, которые в условиях санкций неизбежно приведут экономику страны к полному краху.
Где выход из кризисной ситуации и есть ли он? Именно об этом шел разговор на другом международном экономическом форуме – Орловском – который проводился КПРФ. В течение двух дней более тысячи участников вели откровенный разговор о том, что социально-экономический курс внутри страны должен соответствовать заявленному и реализуемому внешнеполитическому курсу государства, который существенно поднял престиж России на международной арене. Невозможно решить задачи, которые объявлены как глобальные, не решая вопросов собственной экономики и социальной сферы.
В ходе дискуссии, в докладах и выступлениях участников форума прозвучали и зафиксированы в документах форума первостепенные шаги, ведущие к прорыву, к повороту от экономики разрушения к экономике развития. Выработана реальная программа действий, к реализации которой необходимо приступать немедленно.
Назову ключевые моменты этой программы. Этоэкономическая безопасностьстраны, что требует установить должный государственный контроль над банковской системой и валютными операциями. Только по данным статистики за последние 14 лет из России легально вывезено 789 млрд. долларов или 39 триллионов рублей. Это три бюджета страны! Крайне важно вывести Центральный банк из-под влияния ФРС США и прямо подчинить его президенту.
Надо снять с России смирительную рубашку ВТО. За три года в составе этой организации потери бюджета страны достигли почти 800 млрд. рублей. Косвенные потери оцениваются в 4 триллиона.
Мы часто говорим о социальном государстве, где недра принадлежат народу. На самом деле природную ренту использует группа людей: сто человек прихватили почти 40 процентов всей собственности и доходов России. Это недопустимо! Надо не только использовать природную ренту в интересах государства и народа, но и национализировать также другие сферы: железнодорожный, водный и воздушный транспорт, гидро- и электроэнергетику. Такой подход позволит через усилившийся государственный сектор решать вопросы, в том числе стратегического и текущего планирования, вопросы науки, научно-технического развития, вопросы образования. А они сегодня не только назрели, но и перезрели. Особенно это касается образования. Фракция недавно внесла законопроект об образовании «Образование для всех». Хватит нам мучиться в болонской системе и в "угадайке", нам надо восстановить Академию наук в ее правах, советскую школьную систему, ту, которой гордилась не только великая держава - Советский Союз, но весь мир перенимал ее! Надо немедленно принимать этот закон, надо восстановить закрытые школы, дошкольные учреждения. А пока что, вместо восстановления, правительство готовит по ним новый финансовый удар. В бюджете 2016 года, например, дошкольное образование, по существу, под корень режется, на 80 процентов сокращается его финансирование.
Для возрождения промышленного потенциала страны требуется мобилизовать кредитные ресурсы, насытить экономику дешевыми длинными деньгами, дешевыми кредитами, для чего потребуется увеличить денежную массу в 2-3 раза. Это даст промышленности новый импульс развития, возродить наукоемкие отрасли – машиностроение, авиастроение, электронную промышленность и др., поддержать малый и средний бизнес, даст возможность выпускать конкурентную продукцию высокого передела, выводящую Россию в передовые страны мира с развитой экономикой.
Срочных мер по спасению требует сельское хозяйство.В стране около 42 млн. гектаров заросли бурьяном. Это треть всей пашни. Завозится половина продовольствия, зачастую негодного качества. Мы кормимся с чужого лотка. Земли сельхозназначения надо вернуть в оборот, восстановить почти полностью утраченные семеноводство и племенное животноводство. Решить этот комплекс задач можно только на основе реконструкции сельскохозяйственного производства. Продовольственную безопасность страны можно обеспечить за два-три года. Для возрождения российского агропрома основную ставку нужно делать на крупные коллективные хозяйства и кооперацию. Это должно стать главной идеей государственной программы развития села. На поддержку агропромышленного комплекса нужно выделять не менее 10% расходной части федерального бюджета, т.е. около 1 трлн. рублей. Тогда можно будет заняться строительством агрогородков, экопоселений, как это делается, например, в Белоруссии, мы сможем производить не 20 млн. тонн молока, а 55 тонн, не 1,6 млн. тонн говядины, а 4,6 млн. тонн, не 4 млн. тонн рыбы, а 7 млн. тонн и т.д.
Надо изменить налоговую систему. Нынешнее налогообложение тормозит развитие экономики во всех её отраслях, разоряет регионы. В регионах, где производятся товары, должны оставаться и доходы от налогов, а у нас десять регионов сосредоточили 66 процентов налоговой базы: сюда, где не пашут, не сеют, не варят сталь, не добывают нефть, не добывают газ, не перерабатывается лес, деньги текут рекой, здесь все головные структуры, офисы, а Сибирь стонет из-за отсутствия инвестиций, они в полтора раза уменьшились, буквально, на все, в том числе и на науку, и на производство, и на социальную сферу. Сегодня бюджет Москвы в 1,58 раза больше бюджета всего Сибирского федерального округа и в 1,62 раза больше бюджета Уральского федерального округа! Надо наводить здесь порядок, регионы и муниципальные образования тоже требуют внимания, у регионов должны быть стимулы для развития.
Важнейшая задача - пополнение доходной части бюджета. Для этого есть все возможности. В первую очередь следует установить прогрессивный налог на доходы физических лиц, на сверхдоходы, это даст 4,3 триллиона рублей. Решив только этот вопрос, мы могли бы иметь бюджет в объёме 20,9 триллиона рублей. Если ещё иметь в виду, что у нас объём золотовалютных резервов сегодня составляет 26 триллионов рублей, 13 триллионов можно получить при реализации наших законодательных инициатив, плюс монополия на водку, деофшоризация..., плюс возможности Сберегательного банка в объеме 22 триллиона... Потенциально Россия располагает финансовыми средствами, превышающими в три раза нынешний федеральный бюджет.
Выход из кризиса практически не возможен безподдержки точек роста. В первую очередь это государственные, кооперативные и народные предприятия, ярко демонстрирующие свою эффективность. Они есть во всех отраслях экономики. В том числе это и предприятия АПК, где каждое рабочее место обеспечивает необходимость организации 5-6 рабочих мест в промышленности, это и строительная отрасль и т.д.
Надо вернуться к проблеме бесплатного образования и здравоохранения. С безграмотным и больным вымирающим населением невозможно решить ни одной существенной проблемы. Надо прекратить людоедский эксперимент под названием «оптимизация» этих отраслей, вырождающийся в геноцид.
Власть обязана серьезно заняться проблемами ЖКХ. Сегодня это удавка на теле России и ее народа. Надо отменить антинародные законы, которые приняла «Единая Россия». Это и взнос на капитальный ремонт, и налог на имущество, и особенно на землю, который сгоняет крестьян с земли.
Важнейшей проблемой является сохранение нашей культуры, духовности, тех идентификаторов, которые выделяют нас среди других народов. Об этом говорили на исторической встрече в Гаване Патриарх Кирилл и Папа Римский. Для России эта угроза более чем реальна. Души людей разлагают как пропагандой насилия и безнравственности, так и при помощи антисоветизма и русофобии. По государственным телеканалам по-прежнему крутятся лживые фильмы и передачи, мажущие грязью священные страницы и образы нашей истории. Не дать уничтожить душу нашего народа, переформатировать наше сознание должно стать главной целью государственной политики.
Однако собрать деньги это, как говорится, только полдела. Важно обеспечить их эффективное использование. Для этого требуется серьезно усилить контрольные функции государства, парламентский контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, повысить персональную ответственность в данном отношении чиновников всех уровней.
Второй важный аспект эффективного использования бюджетных средств – это определение приоритетов их инвестирования, создания благоприятного инвестиционного климата. Задача более сложная, поскольку требует научного обоснования, исходя из потребностей развития страны. Это требует разработки целого комплекса документов перспективного характера, касающихся развития производительных сил, их размещения, развития промышленного, агропромышленного и военного потенциалов, производства средств производства, товаров народного потребления, баланса спроса и потребления и т.д. В советское время это реализовывалось в планах социально-экономического развития страны, которые принимались Верховным Советом СССР и Советами союзных республик в виде соответствующих законов. Сегодня этим никто не занимается, поэтому все Антикризисные программы правительства заранее обречены на провал.
Необходимо восстановить модель устойчивого развития экономики, которая была в основе планового хозяйства страны. Она включала в себя двенадцать важнейших элементов:
мощный государственный сектор экономики;
сбалансированное производство средств производства и потребления;
доступные дешевые кредиты;
устойчивая государственная банковская система;
развитые и рационально размещенные производительные силы, включая науку;
благоприятный инвестиционный климат;
высокая дисциплина труда и профессиональная ответственность кадров за порученное дело;
эффективная региональная политика;
кооперация и высокая координация министерств и ведомств;
высокий уровень механизации и автоматизации производства;
доступные, дешевые энергоресурсы;
жесткая борьба с коррупцией и хищением на каждом этапе движения бюджетных средств, восстановление парламентского и народного контроля.
Реализация приведенной модели позволит обеспечить рост экономики, навести порядок в финансовой сфере, перекрыть утечку денежных средств за рубеж, вывести денежные средства из иностранных ценных бумаг, насытить экономику дешевыми кредитами, начать реальную деофшоризацию основных отраслей и т.д. В совокупности с другими мерами это позволит придать новый импульс динамичного развития страны.
Орловский экономический форум, а затем и состоявшаяся 5 марта Всероссийская конференция трудовых коллективов, показали, что только КПРФ располагает реальной программой выхода из кризиса. Эта программа, модель устойчивого развития экономики тщательно обсуждены и поддержаны учеными и специалистами, одобрены представителями трудовых коллективов.
Теперь дело за их реализацией. Но для этого требуются рычаги государственной власти и политическая воля. Мы уверены, что все это будет у партии при поддержке на выборах в Государственную Думу в сентябре 2016 года.
КПРФ не только критикует своих оппонентов, но и предлагает подробный антикризисный план, отраслевые программы развития страны. Они затрагивают все стороны социально-экономической, политической и культурной жизни. Мы предлагаем реальную альтернативу либеральному провальному курсу. У нас есть возможность опереться на конкретный опыт в истории и современности. Перспективность нашей программы развития подтверждена преимуществами советской экономики, практикой народного Китая и братской Белоруссии.
В.И. Кашин,
зам. Председателя ЦК КПРФ,
Председатель Комитета ГД ФС РФ
по природным ресурсам,
природопользованию и экологии,
академик РАН.