Депутаты Госдумы от КПРФ сдвинули процесс по выплатам зарплаты двум тысячам горняков в Ростовской области, которые уже полгода бьют в набат и добиваются справедливости.
Есть шанс, что ситуация с погашением долгов по зарплате шахтерам обанкротившейся группы компаний «Кингкоул» (в нее входят шахты «Алмазная», «Гуковская», «Ростовская» и «Замчаловская»), сдвинется с мертвой точки уже в ближайшее время. Повод считать так появился после инициированной депутатами Госдумы от КПРФ Николаем Коломейцевым и Валерием Рашкиным встречи с работниками этих предприятий — с участием представителей правительства Ростовской области, Генпрокуратуры РФ, ФССП, главного федерального инспектора по донскому региону и Минэнерго России.
Напомним, что бессрочный пикет работников ГК «Кингкоул», требующих погашения 300-миллионного долга по зарплате перед 2 240 шахтерами, накопившегося за полтора года, продолжается уже несколько месяцев. За это время угольщики и объявляли голодовку, и писали во все инстанции, однако проблема остается и по сей день. Выплаты, начатые по заданию губернатора региона Василия Голубева через Региональную корпорацию развития, радикально решить ее не смогли.
Между тем, в отношении гендиректора и учредителя «Кингкоула» Владимира Пожидаева ранее правоохранителями было возбуждено уголовное дело, в настоящее время он сидит в СИЗО, на предприятиях назначили конкурсных управляющих, чтобы расплатиться с шахтерами после реализации их имущества, но, как выяснилось, не получилось ни найти деньги у самого Пожидаева, но подыскать покупателей на шахты.
«ЛЮДЕЙ ВОЛНУЕТ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОПРОС, КОГДА ИМ ВЕРНУТ ДЕНЬГИ»
Однако вопрос, считают депутаты-коммунисты, на самом деле ситуацию можно разрешить — причем, оперативно, и это подтвердил присутствовавший на минувшем обсуждении острой темы с шахтерами директор департамента угольной и торфяной промышленности Министерства энергетики РФ Сергей Мочальников: через резервный фонд России.
- Вообще прошли две встречи — в администрации Гуково и в городском дворце культуры, - рассказал на пресс-конференции в «КП» - Ростов-на-Дону» депутат Госдумы от компартии РФ, первый зампред комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Николай Коломейцев. - В ходе первой были изложены доклады членов рабочей группы и конкурсных управляющих, а вот на второй мы общались уже непосредственно с шахтерами — зал был битком, - рассказал федеральный парламентарий. - Конечно, людей интересует, когда же наконец им отдадут законно заработанные деньги. Потому что на данный момент ситуация находилась в замороженном состоянии, несмотря на усилия областного руководства, которое пыталось решать вопрос, привлекая ресурсы своих региональных возможностей.
Он подчеркнул, что наиболее правильной, с его точки зрения, была позиция руководителя департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ — обратиться от имени губернатора и правительства РО к премьер-министру, чтобы задействовать средства резервного фонда Правительства РФ. Были похожие конфликты в Ленинградской области, в Пермском крае, в Кемеровской области — они решались по такой схеме. Потому что препирательства, происходящие, по словам Коломейцева, между конкурсными управляющими и банком, где заложено имущество, не позволяют реализовывать это самое имущество.
«С РУКОВОДСТВОМ РЕГИОНА ВЗАИМОПОНИМАНИЕ НАШЛИ»
- Мы встречались с губернатором Василием Голубевым, нашли взаимопонимание: нам сказали, что письмо-обращение будет передано в ближайшее время, - сообщил Николай Коломейцев. - Со своей стороны, от фракции КПРФ, мы сделали запрос и переговорили с министром финансов Силуановым, который был у нас на заседании фракции, перед нашей поездкой, о возможности и необходимости таких выплат. Мной подготовлено такое обращение на имя Президента РФ — как правило, это их передают руководители фракций на встрече с главой государства перед его Посланием Федеральному собранию, и Геннадий Андреевич (лидер КПРФ. - прим. ред.) передаст это письмо.
- Прямо при нас губернатор (Голубев) сделал несколько звонков и поручил подготовить письмо к завтрашнему селекторному совещанию, которое будет проходить у премьер-министра Медведева, - подтвердил депутат ГД РФ Валерий Рашкин. - До Нового года ситуация с выплатой шахтерам будет решена. Но не исключаю, что если вопрос не решится, до потом просто полетят головы ответственных чиновников. Этот механизм (выплат через резервный фонд правительства РФ) существует давно, он был отработан в нескольких субъектах Федерации. То есть сначала долги будут выплачены из федерального резервного фонда, а потом его пополнят за счет продажи собственности компании-должника. Всего, на данный момент сумма составляет примерно 340 млн рублей, но, вероятно, она вырастет, поскольку сотрудники официально будут сокращены, а это означает, что им положены новые выплаты — компенсационные. У государства есть рычаги, чтобы вернуть эти деньги, которые выделят из резервного фонда, обратно государству — из тех же офшоров, которые прячут там олигархи, потому что сидеть-то никто не хочет — лучше уж расплатиться.
ВОПРОС РЕБРОМ: ПОЧЕМУ ЗАТОПИЛИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ШАХТЫ?
Самих шахтеров, которые также приняли участие в этой пресс-конференции в «КП», беспокоит и то, куда все-таки делись огромные деньги, вырученные за счет продажи угля в прежние годы, и то, что происходит с угольными предприятиями сегодня: как выяснилось, их затопили.
- В 2013-м мы добыли 1 млн 330 тысяч тонн угля, его продали за 2-2,5 рубля за тонну — среди своих же предприятий, а потом перепродали уже по 6-6,5 рубля за тонну, - рассказал журналистам горняк Николай Надкерничный. - Не трудно посчитать, что собственник или кто там еще участвовал в этом процессе, положили в свой карман около 4 млрд рублей! И на следующий год мы работали на «убитом» оборудовании, а в 2015-м уже пошли регулярные задержки по зарплате. Но ведь и тогда еще мы тоже продолжали трудиться, добывать уголь — более 300 тысяч тонн достали, которые потом продали. А что погасили? Гроши — в сравнении с выгодой, ими полученной.
По его словам, на «Замчаловской» и «Алмазной» в результате обвалов под землей осталось оборудование на сумму более миллиарда рублей, но его доставать не стали, а попросту затопили шахты, вода поднялась до уровня нижней посадочной площадки. Что касается оборудования, то оно, по приблизительным подсчетам, оценивается всего в 140 млн рублей — т. е. даже если с него снимут аресты и его реализуют на торгах, вырученных денег все равно не хватит на то, чтобы расплатиться с горняками.
- А ведь разведанных запасов угля на наших шахтах — на 70 лет! - возмущается шахтер. - Как их можно было затапливать?! В последний раз здесь, на Дону, шахты заливали водой, когда немцы в 1942-м наступали, чтобы гитлеровцам они не достались! Зачем нужно было делать это теперь? Ведь на Замчаловской — лучший антрацит на Донбассе, он шел только на экспорт.
- А я вам так скажу: шахтеры даже робу свою не забирали домой — в надежде, что когда-нибудь они вернутся в свои забои, - подтверждает представитель интересов шахтеров Валерий Дьяконов.
Но в любом случае: получится ли разрулить ситуацию по выплатам долгов шахтерам ГК «Кингкоул», судя по всему, мы узнаем в самое ближайшее время.