16 февраля шахтёры города Гукова, стоящие восьмой месяц в бессрочном пикете с требованием погашения 300-миллионной задолженности по зарплате и трёхлетнего долга по выдаче пайкового угля, предпримут вторую попытку выехать в Москву. 19 декабря прошлого года, как известно, добраться до столицы им не удалось: автобусы с горняками были заблокированы полицией, казаками и ОМОНом. Ныне протестующие изменили тактику. От имени 2214 обманутых горняков они предложили представителям всех фракций Государственной думы провести в столице встречу, на которой создать межфракционную группу для контроля за выплатами долгов работникам ООО «Кингкоул».
Как заявили пикетчики, проведённые ранее встречи, организованные в шахтёрском моногородке депутатами от КПРФ Валерием Рашкиным и Николаем Коломейцевым, местная власть назвала политическим пиаром. И хотя некоторые депутаты от других парламентских партий не скрывали своего личного интереса в поиске решения вопроса задолженности, всё же безработным угледобытчикам, перебивающимся с хлеба на квас, приклеили ярлык экстремистов, «раскачивающих лодку». Слишком уж радикальные требования выдвинули горняки: ошибки, допущенные шахтовладельцем при попустительстве чиновников, надо исправлять не подачками, а выдачей задолженности, со всеми начислениями — одноразово и в полном объёме. Но мнение обманутых и наиболее пострадавших тружеников власти не слышат. По решению губернатора Василия Голубева, возвращение долгов решено растянуть на 1,5 года.
Кому-то очень хочется провести эксперимент на выживание шахтёров-пикетчиков: долго ли у них хватит сил и мужества нести протестную вахту и в жару, и в холод, и в дождь, и в снег? Может быть, эта «казнь египетская» применена специально, чтобы непокорные горняки не смели своё суждение иметь, не поднимали головы и не мешали воровать. А может, даже спровоцировать голодных людей на бунт, ведь шахтёры и их семьи второй год выживают кто как может.
Действующее законодательство позволяет направлять средства областного бюджета и резервного фонда Ростовской области исключительно на исполнение установленных законом региональных полномочий, включая предоставление материальной помощи попавшим в тяжёлую ситуацию жителям региона. Но это положение никем не исполняется. Задолженность выдаётся особым методом: объявляются многомиллионные суммы, но на карточки поступают крохи. Наверное, при расчёте забывают, что шахтёры тоже граждане России и что задолженности состоят из заработной платы, обязательных выплат 15% и 20%, оплаты времени простоя по вине собственника, морального вреда по решениям судов. Горнякам нужны гарантии, что они получат всё и сразу. Но гарантии нет даже в том, что и «куцые» выплаты будут доведены до конца. Вот и от февральского транша, считают шахтёры, большинству безработных ничего не перепадёт.
Губернатор и чиновники областного правительства не раз заявляли, что часть выручки за проданное оборудование будет направлена на погашение задолженности перед работниками. На шахте «Алмазная», например, затоплено имущество на миллиард рублей. И высокооплачиваемая команда охраняет оборудование от разграбления. Но, как стало известно, с предприятия продолжают вывозить грузы. Бдительные шахтёры сообщили полиции о подозрительных рейсах, но реакции не дождались. Тогда они обратились к казачьей дружине. И патруль казаков задержал группу «чёрных старателей» за разделкой труб и вентиляционного оборудования на металлолом. Работники охраны в это время на объекте отсутствовали. А главный охранник, как выяснилось, на шахте бывает только в дни получки, так как живёт не в Гукове, а в Ростове-на-Дону. «Металлистов» же, задержанных казаками, полиция отпустила: без них забот полон рот.
В канун 100-летия Февральской революции шахтёры Гукова снова поедут в Москву, чтобы встретиться с депутатами Государственной думы. В беседах с народными избранниками горняки попытаются получить ответ на вопрос: с каких это пор законное право людей получать в срок и в полном объёме плату за труд стали называть политикой и даже пиаром?